в статье отражены основные формы работы по ращвитию исследовательских умений на уроке истории.
Развитие исследовательских умений на уроках истории.
«Не мыслям надо учить, а учить мыслить»
И. Кант.
Введение.
В настоящее время обучение путем исследований рассматривается как один из самых эффективных способов для развития мотивация школьников к учению. По исследовательской деятельностью понимается процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Говоря другими словами, это решение разного рода задач, решение которых заранее неизвестно.
Именно исследовательский подход в обучении делает детей участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Выделяют 3 вида исследования: теоретические, эмпирические, вспомогательные. Для уроков истории более приемлемым является теоретический вид исследования. Он необходим для того, чтобы факты, которые подвергались отбору, классификации, анализу, сравнению, обобщению, объяснению и познанию причинно-следственных связей исторических явлений послужили подтверждением или опровержением выдвинутых гипотез.
Развитие исследовательских умений на уроках истории в 5-7 классах.
Общие исследовательские умения и навыками, которые формируются на уроках истории, это:
умения видеть проблему;
умение задавать вопросы;
умение выдвигать гипотезу;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умение и навыки наблюдения;
умение и навыки проведения экспериментов;
умение объяснять увиденное;
умение делать выводы и умозаключение;
умения и навыки структурирования материала;
умения и навыки работы с текстом;
умение доказывать и защищать свои идеи.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся учатся:
ставить цель, выдвигать гипотезу;
наблюдать, анализировать, сравнивать;
пользоваться различными источниками для нахождения информации;
самостоятельно обрабатывать собранный материал;
делать выводы, предс
тавлять результаты своей работы.
Развитие исследовательских умений осуществляется по 2 направлениям:
1 направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);
Б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребёнка к учебной деятельности;
2 направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
Для развития исследовательских умений на уроке истории я использую формы уроков, такие как урок-исследование, урок-экспертиза, домашнее задание исследовательского характера.
Педагогический опыт по развитию исследовательских умений на уроках истории.
В 5 классах после изучения темы «Древний Восток» детям было предложение подготовить исследование по теме «Вклад государств Древнего Востока в мировую культуру и историю». На исследование было отведено 10 дней, работа велась в парах и индивидуально. Исследование можно было представить в форме электронной презентации, письменного доклада, коллажа.
В 6 классах на уроке обобщения знаний по теме «Средневековья» был проведен урок-экспертиза. Класс был поделен на 2 группы «Значение Средневековья», «Человек Средневековья». Каждой группы было дано задание выбрать из перечня слов, событий, картинок то, что касается их темы, подготовить презентацию (коллаж), выступить, подтверждая ответ историческими фактами.
после изучения темы «Первые известия о Руси» детям было дано домашнее задание исследовательского характера. С помощью дополнительной литературы и сети Интернет найти основные версии происхождения слова «Русь». Хочу отметить, что задания подобного плана нравятся детям больше, что простое чтение параграфа.
На уроке истории в 7 классе по теме «Внешняя политика Ивана 4» была организована работа по группам. Каждая группа выполняла исследовательскую работу по каждому ханству, итогом работы стала оформленная летопись исторического события.