В основе любого вида деятельности лежат движения. Движение как высшая форма коммуникации представляет собой одну из сложных моторных функций живого организма и является полимодальным процессом, который занимает особое положение в системе жизненных функций. Этим обусловлен интерес ученых к проблеме раннего выявления и предупреждения специфических нарушений моторики у детей и позволяет определить движение как средство познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма, без которого полноценное существование человека невозможно. Двигательно-моторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценный двигательный навык необходим и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов деятельности. Изобразительная деятельность в жизни умственно отсталого школьника занимает довольно большое место. Обучение детей изобразительной деятельности признано одним из важных коррекционных средств. Коррекционно-воспитательное значение занятий рисованием признавалось и раскрывалось с различных позиций многими зарубежными теоретиками-дефектологами. В данной статье представлены методические рекомендации к организации и проведению занятий по развитию изобразительно-графических навыков младших школьников с интеллектуальным недоразвитием, а также определены пути и средства повышения эффективности развития изобразительно-графических навыков младших школьников с недоразвитием интеллекта на уроках рисования.
Методические рекомендации к организации и проведению занятий по развитию изобразительно-графических навыков младших школьников с интеллектуальным недоразвитием
Несформированность изобразительно-графических навыков детей младшего школьного возраста начинается не в школе, а во внутриутробном развитии и раннем младенчестве.
Обучение должно начинаться в строго определенное эволюционно-генетической программой время. В каждый возрастной период эволюционно-генетическая программа развития двигательно-моторной сферы и психических функций может быть реализована при выполнении, как минимум, следующих условий:
все этапы психомоторного развития должны быть пройдены полноценно, последовательно и своевременно;
детям должны быть обеспечены стимулирующие социальные условия для развития;
последствия пренатальных, натальных и постнатальных повреждающих факторов, препятствующих или тормозящих психическое развитие детей, должно быть максимально элиминированы.
Все развивающие мероприятия желательно провести до 7-летнего возраста: чем младше ребенок, тем результативнее проявляется динамика психомоторного развития. Развивающая работа дает результат только при условии систематических и множественных повторений специальных упражнений. Коррекционная работа на уроках изобразительного искусства, индивидуальных и групповых коррекционных занятиях должна осуществляться разными специалистами: учителем, психологом, дефектологом. Каждый специалист выполняет не только свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, т. е. включает в свои занятия материал, рекомендуемый другими специалистами. При отборе содержания для занятий следует учитывать тот факт, что дети лучше справляются с заданиями, если они вызывают интерес. В противном случае учащиеся отвлекаются, небрежно выполняют задания.
В данной работе предпринята попытка разработать систему коррекционных упражнений, которая, с одной стороны, обладала для ребенка познавательной и эмоциональной ценностью и побуждала его к деятельности, а с другой – позволила бы решить основную задачу совершенствования изобразительно-графических навыков детей младшего школьного возраста с недоразвитием интеллекта, открывающих пути для дальнейшего двигательного развития.
Получить положительные результаты в формировании изобразительно-графических навыков, развитии двигательно-моторной сферы, осуществлять коррекционно-развивающее влияние на личность умственно отсталых школьников в процессе изобразительной деятельности можно лишь при соблюдении соответствующих психолого-педагогических условий:
неукоснительное и систематическое соблюдение принципа
коррекционной направленности обучения на всех этапах работы
над рисунком;
учет особенностей различных групп умственно отсталых,
позволяющий организовать дифференцированное педагогическое
воздействие;
использование рациональных методик и адекватных коррекционно-развивающих приемов;
формирование интереса к рисованию и повышение моти
вации изобразительной деятельности;
Принципиально важное значение в осуществлении целенаправленного учебно-воспитательного процесса имеет содержание обучения. Эффективность коррекционной работы на уроках рисования возрастает, если выполняемые детьми задания:
активно влияют на
двигательно-моторную
сферу;
соответствуют ближайшим возможностям умственно от
сталых детей
;
активизируют и стимулируют интеллектуальную и практи
ческую деятельность;
позволяют формировать и закреплять графические умения
и навыки
;
предусматривают закрепление знакомых двигательных действий на раз
ном по содержанию материале;
способствуют всестороннему развитию.
Для занятий по развитию изобразительно-графических навыков можно дать следующие рекомендации.
Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие. Выполнение упражнений должно быть регулярным. Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. Затем можно увеличить длительность, включать игры в другие развивающие занятия. Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения. Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной. Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
В младшем школьном возрасте для развития мелкой моторики рук могут использоваться задания, рекомендованные для выявления уровней сформированности изобразительно-графических навыков. Основная задача тренировочных упражнений будет состоять в том, чтобы сделать все эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребенка. Достигнуть этого можно будет лишь путем постепенного развития ручной умелости, достигаемого в результате перехода к все более и более сложным для ребенка заданиям по мере овладения менее сложными.
Дополнительно можно рекомендовать следующие упражнения и виды занятий:
различные виды конструирования;
упражнения с мозаикой;
рисование;
перевод картинок через копировальную бумагу (обведение контура);
вырезание ножницами различных фигур;
вязание, вышивание (преимущественно для девочек);
доступная работа с инструментами (для мальчиков);
лепка из пластилина, что особенно важно для развития силы пальцев рук.
Перечень возможных видов занятий для развития у ребенка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении дает сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребенка к доступным для него видам деятельности. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретут ту точность, силу и дифференцированность движений, которая необходимая для изобразительной деятельности.
Игры и упражнения даются последовательно с учетом степени возрастания сложности. От ребенка не требуется безошибочное выполнение, поощряется аккуратность, старание, правильность выполнения заданий. Занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Длительность зависит от конкретной цели. Использование данной системы игр и упражнений предполагает гибкость. Игры и упражнения проводятся 3-4 раза в неделю. Время освоения содержания строго индивидуально и зависит от структур нарушения у конкретного ребенка. Концентрическое построение содержания позволяет повторять материал.
В результате комплексного использования игр и упражнений мануального характера ребенок развивает тактильные ощущения, навыки мелкой моторики, ловкость и сноровку отдельных движений; включается в отношения с социумом, происходит развитие психических функций, снимается тревожность и решаются многие другие педагогические задачи.
Методы обучения: показ действий, действия руками ребенка, самостоятельные действия ребенка, игры.
Цель: создание условий для развития изобразительно-графических навыков младших школьников с недоразвитием интеллекта.
Задачи:
Укрепление руки, улучшение зрительно- моторной координации.
Развитие согласованных движений обеих рук.
Развитие умения производить точные и дифференцированные движения кистью и пальцами рук.
Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Снижение психологической нагрузки ребенка.
Развитие тактильных ощущений; совершенствование навыков мелкой моторики
Результатом работы должно стать:
Активизация подвижности рук детей с недоразвитием интеллекта.
Графические методики, направленные на формирование графических навыков
Система коррекционно-развивающей работы по формированию изобразительно-графических навыков включает в себя следующие разделы:
изоигры с рисованием пальчиками и ладошками;
графические упражнения (создание образов);
штриховка;
рисование по клеткам;
декоративное рисование.
1. Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками .
В разделе «Изоигры с рисованием пальчиками и ладошками» в процессе рисования пальчиками, ладошками дети создают тактильный образ, что способствует целостному восприятию предмета, а также раскрепощает детей, помогая снять страх перед листом бумаги, перед работой с красками. Такие игры закрепляют умения графически изображать форму предмета. Ощущения, полученные ребенком через чувствительность пальцев рук, отображаются им на бумаге в виде разнообразных форм и их сочетаний.
Совершенствование техники рисования пальчиками и ладошками, дорисовывание определенного образа. Приемы нанесения точек на всю поверхность бумаги (ритм и равномерность). Рисование в технике печатания ладошкой и пальчиками, приемы смешивания разных красок кистью прямо на ладошке.
Техника печатания ладошкой с сомкнутыми пальцами, кулачками, приемы примакивания пальчиками.
«Рисуем пальчиками». Ребенку купили новые краски, но вот беда, потерялась кисточка. Предложите ребенку порисовать пальчиками. Один пальчик обмакнули в желтую краску. На другой ручке, левой, «заиграют»
белая
, оранжевая, зеленая краски. Получилась веселая, необычная даже волшебная палитра. Дети
могут в подарок маме нарисовать целую
ниточку ярких, нарядных бус. Таким способом можно рисовать на самые разнообразные темы: «Осенний день», «Кто пробежал по дорожке», «Веселое лото» и т.д. В изобразительную игру «Следы животных» можно включить театрализацию - ребенок озвучивает животное и
ритмическими движениями
пальцев старается передать характер походки животного. Пальчиковый прием помогает ребенку ограниченно чувствовать материал (гуашь, акварель) ее свойства - вязкость, бархатистость.
«Оживи рисунок». Предложите ребенку обвести его ладошку, а потом придумать, во что можно превратить получившуюся линию. В голову, петушка, голову индейца?
2. Графические упражнения (см. приложение).
В разделе «Графические упражнения» представлены упражнения, направленные на улучшение координацию движения пальцев и кистей рук, развитие зрительно-моторной координации, мускульной и тактильной памяти.
Графические игры: изображение точек, прямых и кривых линий, кругов и овалов (ниточки, дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, раскрасками (см. приложение).
Ритмические игры с карандашом и бумагой: изображение спиралей, ломанных и волнистых линий (дорисуй, обведи по контуру, продолжи).
Графические игры: изображение дугообразной, петлевидной линий (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной) Рисование по точкам.
Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагается соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить.
«Художник». Ребенок ставит локоть ведущей руки на стол, берет в руки «волшебную палочку» (указку, карандаш, счетную палочку). По просьбе взрослого «волшебная палочка» рисует по воздуху предметы, фигуры, пишет буквы. Рука при этом остается неподвижной, работают только пальцы и кисть. Следить, чтобы «палочка» была зажата пальцами правильно и «рисунок» был похож.
Можно предложить также задания на «срисовывание» простых контурных изображений: лодочка, ракета, коробка, стакан, груша, бублик.
Учиться рисовать можно не только карандашами, мелками, кисточкой, но и с помощью обыкновенной веревочки. Для рисования веревочкой желательно иметь контрастный фон (белая веревочка на коричневом столе). Ребенок ритмичными пальцами выкладывает разные формы от
простых
до самых сложных. Таким же способом можно рисовать шерстяными нитками на бархатной бумаге.
«Дорисуй картинку». Детям предлагается дорисовать вторую половинку картинки так, чтобы она была похожа на первую.
«Клубочки-точки». Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку, чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.
Создание образов. Сначала упражнение выполняется в воздухе над рисунком, затем на листе. «Восьмерки», «Петельки», «Пружинки», «Кружева», «Сматывание и разматывание клубочков»
Рисование без отрыва.
Рисование двумя руками.
Ученые считают, что рисование двумя руками – «зеркальное рисование» - доступно многим детям, в том числе с ограниченными возможностями. Этот метод давно нашел свое место в педагогической практике, разработан на Западе и в Россию попал с иллюстративным альбомом по методике рисования. Такой метод рисования предполагает широкие движения кистями рук. Поэтому рисовать удобно на больших пространствах и на вертикальной поверхности; начинать рисование двумя руками рекомендуется с простых фигур.
Ребенок берет в каждую руку по кисти или карандашу и начинает двумя руками одновременно рисовать какой-нибудь
симметричный рисунок, зеркальные фигуры: бабочку, вазу, яблоко, бублик, буквы, цифры, квадрат, круг и т. д.
3. Штриховка.
В разделе «Штриховка» - это наиболее известный прием формирования и совершенствования моторных умений у детей и поэтому используется преимущественно как учебное задание. Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время.
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении;
Не выходить за контуры фигуры;
Соблюдать параллельность линий;
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть
0,5 см
«А кто в дупле живет в тепле?»
Для выполнения задания нужны бумага и карандаши.
Образец рассказа.
- Сейчас я расскажу тебе про какого-то лесного обитателя. Угадай, про кого?
В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?
- Пошла мама-белка поискать еду для своих деток-бельчат. Детишкам велела сидеть в дупле тихо.А бельчата были непослушные. Расшумелись, игру веселую затеяли, визжат. А тут куница… Сейчас всех переловит! Испугались бельчата, хотят спрятаться, да не умеют. Давайте всех бельчат от куницы спрячем. Каждому сделаем дупло – кружочек такой, чтобы малыш в него поместился. А чтобы куница их не увидела, кружочки заштрихуем. Тогда дупло будет глубокое и темное, и куница не найдет ни одного бельчонка. То-то рада будет мама-белка!
Штриховка геометрических фигур, реальных форм, создание образов с помощью штриховки рисунков.
Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.
Выполнение простой горизонтальной и вертикальной штриховки.
Построение рисунков по координатам точек; выполнение различных видов штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми, круговыми линиями, петлями, комбинированная).
Рисование спиралеобразными линиями. Педагог делает контурный набросок предмета, а ребенок рисует по нему спиралеобразными линиями.
4. Рисование по клеткам.
Упражнения, представленные в разделе «Рисование по клеткам» – несколько необычный, довольно сложный, хотя и доступный детям вид графической деятельности. Предлагаемые упражнения предназначены детям школьного возраста, интересам которых они полностью соответствуют и у которых достаточно развито зрительное восприятие и ориентировка в пространстве, а мелкая моторика сформирована в такой степени, что рисование по клеткам не вызывает особых затруднений.
«Быстрый карандаш»
Приготовьте бумагу в клетку. Незнайка начал рисовать и не закончил узоры. Дорисуй орнаменты.
Незнайка срисовал узор и наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в нижнем рисунке Незнай
ки ошибки.
Рисование по клеточкам по образцу («Продолжи ряд», «Продолжи узор», «Нарисуй такую же фигуру»), лабиринты.
Рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку).
«Нарисуй и расскажи».
Для занятия нужна бумага в клетку.
Внимательно рассмотрите образец. Посчитайте необходимое для рисунка количество клеток. Правильно расположите рисунки на листе бумаги.
Прочитайте к рисункам приговорки, выучите их.
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Но дай дождичка,
Дай нам ведрышка.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
()т ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Гони стружок
С запада на восток.
«Отгадай и нарисуй»
Отгадай загадки. Нарисуй по клеткам отгадки.
С виду – клин.
Развернешь – блин.
Графический диктант (методика Д. Б. Эльконина)
Приготовьте бумагу в клетку, карандаш.
Участники точно выполняют указания ведущего; затем сравнивают свой орнамент с образцом, находят ошибки. Выигрывает тот, чей рисунок соответствует образцу.
Инструкция: «Найди левый верхний угол листа. Отсчитай две клетки вниз и две клетки вправо, поставь точку.
Начинаем рисовать: одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна — вверх, одна — вправо, две — вверх, одна — вправо, одна — вверх, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, две — вниз, одна — вправо, одна — вниз, одна — вправо, одна — вверх, одна — вправо, две — вверх, одна — вправо, одна — вверх.
А теперь отсчитай четыре клетки вниз, одну клетку вправо, поставь точку. Начинаем рисовать: две клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево, одна — вниз, две — вправо, две — вверх, две — вправо, одна — вниз, одна — влево, одна — вниз, две — вправо, две — вверх, две вправо, одна вниз, одна — влево, одна — вниз, две — вправо, две — вверх.».
Декоративное рисование
Раздел «Декоративное рисование» является важным средством развития изобразительно-графических навыков, воображения, творчества. При декоративном рисовании необходимо соблюдать условия:
- красиво и четко передавать очертание элемента украшения;
повторять элемент определенное количество раз в зависимости от построения орнамента;
располагать части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы в цветовом и композиционном отношении.
Коврики.
Приготовьте бумагу в клетку, цветные карандаши.
Рассмотри внимательно украшения ковриков кругами. Закрой книгу и нарисуй понравившийся коврик. Открой книгу и сравни свой коврик с образцом. Исправь ошибки и начинай раскрашивать.
Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки.