На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих (креативных) способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ «СОЛЯРИС»
Доклад
На тему «Развитие креативного мышления
у учащихся начального образования»
Выполнила: Идрисова О.И.
учитель начальных классов
высшей категории
2020-2021 учебный год
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих (креативных) способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. При доминировании творческой деятельности на уроках, появилась необходимость изменить характер учебного процесса, способы деятельности учащихся, стили взаимоотношений учащихся и учителя, стиль педагогической деятельности учителя.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.
Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои собственные способности, приобрести свой личный, неповторимый опыт.
Очень важно не просто сообщить учащимся определённый объем готовых знаний, а научить их мыслить, проявлять самостоятельность, приходить к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска. Потребность в познавательной деятельности не возникает случайно. Педагог её постоянно формирует и развивает у учащихся, опираясь на личные качества каждого ребёнка.
Одна из самых основных задач учителя - активизация познавательной деятельности учащихся, так как среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Этому способствует развитие креативного мышления через использование элементов поисковой деятельности, системы творческих заданий, решение проблемных ситуаций.
Актуальность опыта заключается в необходимости развития креативного мышления, так как современному обществу нужны личности образованные, творческие, способные самостоятельно принимать ответственные решения, находить своё место в жизни.
Понятие креативности.
Креативность это способность человека генерировать идеи, создавать что-то новое и не стандартное. Креативность это способность к неординарному мышлению и применению этого мышления на практике.
В быту на вопрос, что такое креативность, можно ответить простыми примерами:
Креативность
– это смекалка, то есть способность человека в определенных критических ситуациях и, казалось бы, безвыходных находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть желаемого результата даже при помощи обычных подручных инструментов;
Креативность
– это смелость при решении задач, то есть способность решить вопрос не штампованным подходом, который может
граничить с риском провалиться
или получить негативную оценку окружающих;
Креативность
– это иное видение
простого
в сложном ракурсе и наоборот, сложного в простом.
Таким образом, определений, понятия креативности можно дать целую массу. Но всех их можно объединить в одном. Креативность – это способность мозга выдавать нестандартное решение.
Креативность человека, креативность личности или так называемая личностная креативность, как утверждают многие психологи, это вовсе не дар, это способность. Более того, креативностью мышления мы обладаем все сразу после рождения.
Основные критерии таковы:
1. Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени, легкость генерирования идей.
2. Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую.
3. Оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестандартно (не путать оригинальность мышления с оригинальничанием);
4. Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям, восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
5. Способность к разработке гипотезы - смелой идеи, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.
6. Удовлетворенность - итог проявления креативности .- логическая независимость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу.
Креативное мышление.
Из всех видов мышления нас интересует креативное, творческое мышление как особенный вид. Креативное мышление можно определить как такое мышление, в результате которого человеком успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Отвечая данному выше определению, его продукты, вместе с тем, будут различными.
Продуктом творческого наглядно-действенного мышления может стать нахождение решения некоторой новой, практической задачи или применение оригинального способа действий в некоторой практической ситуации, связанного с поиском решения соответствующей задачи. Например, ребенок, безуспешно пытавшийся раньше достать недоступный для него привлекательный предмет, может вдруг вполне самостоятельно найти решение соответствующей задачи, причем применить для этого необычный способ решения, который он никогда раньше не видел и не использовал. Продуктом творческого наглядно-образного мышления обычно выступает некоторый необычный образ, построенный к тому же весьма оригинальным способом. Примером такого мышления может стать новая картина, нарисованная художником, новое литературное произведение, созданное писателем. При определении мышления как творческого ученые сталкиваются с проблемой выделения специфических особенностей именно креативного мышления и отделения креативного мышления от некреативного. Суть этой проблемы можно выразить следующими вопросами:
- Какое мышление следует считать творческим, креативным: то, в котором рождается нечто новое только для данного человека, или то мышление, в котором появляется нечто новое для всех людей?
- Можно ли считать креативным мышление того человека, который впервые для себя самостоятельно нашел новое решение задачи, или так можно называть мышление только тех людей, которые решают задачи, с которыми никто и никогда до них не справился?
В двух первых случаях, упомянутых в этих вопросах, оценка мышления как креативного будет относиться только к данному человеку, а в двух других случаях — ко всем без исключения людям.
Воспользуемся для иллюстрации обсуждаемой проблемы следующим примером. Допустим, что на уроке математики учащийся впервые открыл для себя новый способ решения задачи, которым он раньше никогда не пользовался и который ему никто не мог подсказать. Будет ли в этом случае его мышление креативным? Очевидно, что будет, но при условии, что мы не станем оценивать новизну найденного им решения. Вполне возможно, что кто-то из людей раньше уже решил подобную задачу таким же способом, следовательно, по отношению ко всем людям, владеющим математикой, мышление данного учащегося, очевидно, нельзя будет назвать креативным. В психологии не существует вполне удовлетворительного решения данной проблемы, но в большинстве случаев творческим, креативным все же называется такое мышление, которое необычно именно для данного человека и к которому он неожиданно обращается сам, без внешней помощи и подсказки.
Особенности мышления младших школьников.
В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действий (действия в "уме") и рефлексия (умение рассматривать и оценивать свои собственные действия).
Мышление первоклассников ещё конкретно, оно опирается на наглядные образы и представления. Отвлечённые словесные объяснения для них, как правило, недоступны: им необходим для понимания реальный предмет (или его изображение). Своеобразие мышления ребёнка этого возраста тесно связано с особенностями его личного опыта. Именно поэтому он чаще всего выделяет в предметах те явления, которые говорят об их применении, действии, пользе.
Основой развития мышления ребёнка становятся знания, которые он приобретает в школе. Именно знания делают умственные операции менее связанными с непосредственной наглядной опорой или с прямой практической деятельностью. Ребёнок овладевает умением выполнять операции в "умственном плане". Круг понятий, которыми владеет школьник, всё больше расширяется, включает в себя новые области. Обогащается содержание понятий: ребёнок узнаёт множество свойств и признаков предмета, а не отдельные свойства и признаки, научается выделять существенные признаки и отделять их от второстепенных. Отсюда - умение видеть связи и отношения между понятиями, овладение их классификацией. Растут умственные способности ребёнка.
Успешность учёбы младших школьников во многом зависит от того, насколько успешно он может действовать в уме, планировать свои действия, строить их программу.
Ребёнок обладает огромной способностью усваивать особенности поведения и действий окружающих. Неспособных детей в этом смысле нет. Организация деятельности взрослых - образец будущего поведения ребёнка. В этом смысле формируются не только способности, но и неспособности. Неправильно организованная помощь в учёбе, неблагоприятная обстановка при выполнении домашних заданий могут привести к тому, что у ребёнка закрепятся неверные приёмы запоминания, мышления, а отсюда появится и неумение запоминать, рассуждать, неспособность сосредоточиться на предмете. И мы будем считать его неспособным, не подозревая того, что сами в своё время помогли развитию этой неспособности, этого неумения.
Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие эффективных приемов пробуждает у детей интерес и положительное отношение не только к результатам, но и самому процессу обучения, к учителю, уверенность в преодолении трудностей.
Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие.
Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя. Активизации познавательной деятельности учащихся в большей степени способствует выполнение творческих заданий, творческой деятельности.
Каждое творческое задание выполненное учащимися самостоятельно необходимо анализировать и оценивать для более точного определения уровня развития их креативных способностей.
Коллективные, индивидуальные и групповые формы работы активно используются на различных этапах выполнения творческих заданий, что обеспечивает накопление каждым учащимся собственного опыта творческой деятельности. Система творческих заданий предполагает также применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности.
При осуществлении творческой деятельности учителем создаётся атмосфера творчества на занятиях.
Важные моменты:
привить учащимся закон гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность;
контр
оль учащимися своего поведения;
привить учащимся закон саморазвития: стремиться к пос
тоянному самосовершенствованию;
создавать ситуации успеха
Выбирая сочетания форм при выполнении творческих заданий, необходимо опираться на цель выполнения творческого задания и его уровень сложности.
Описание опыта по развитию креативного мышления младших школьников
Развитие творческого мышления учащихся происходит системно, органично сочетаясь с опытом и индивидуальными способностями самого ребёнка, что в результате положительным образом влияет на уровень обученности.
Важен первый этап введения учащихся в творческую деятельность в школе.
Итак, бывшие дошкольники стали учениками, для ребят это шажок в новый мир, где каждый день они встречаются, пусть с маленьким, но чудом. Ведь процесс познания сам по себе – чудо. Самый первый урок первого сентября я построила таким образом, чтобы у детей возник интерес к творческой деятельности, закрепились положительные чувства и эмоции, полученные от творческой деятельности. Пробуждая интерес к учению, создаю ситуацию успеха. В начале урока предлагаю детям отправиться в путешествие в необыкновенную страну – страну Знаний. На столе разложено множество картинок с изображением различных средств передвижения. Ребята раскладывают их по группам (наземный, водный, воздушный транспорт). Предлагаю разделить их по другим критериям (форма окошек, цвет, эмблема). Одно транспортное средство учащиеся не смогли отнести ни к одной группе. Внимательно рассмотрев его, дети догадались, что оно похоже на школьный автобус. На нём вместе с ребятами «отправляемся» в путешествие по Стране Знаний.
Все рассаживаются за парты. Для успешного путешествия необходимо собраться в дорогу, поэтому играем в магазин. На экране проектора – прилавок и сказочный продавец, к нему нужно вежливо обратиться, что ученики и делают с удовольствием. За вежливое обращение продавец выдаёт различные предметы. Среди них необходимо выбрать школьные принадлежности. Автобус трогается в путь. По дороге ребята выполняют разные задания.
Такая совместная творческая деятельность учителя, учащихся, само по себе является одним из принципов социокультурного подхода, реализуемого в школе.
На уроках по всем предметам стараюсь создать условия для того, чтобы дети сами могли получать знания, а не брать готовые. На таких уроках в полной мере реализуется педагогика сотрудничества, которая создает все условия для качественного усвоения знаний и полноценного формирования и развития каждого учащегося.
В своей работе использую множество творческих заданий, которые дети с удовольствием выполняют:
«
Определяйка
»,
когда предлагается
3 слова (
например: квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или
кубический, жёлтый, твёрдый).
Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов, которым были бы свойственны все три определения. Поощряются самые сумасшедшие идеи.
Сначала ребята называют самые простые предметы, но повторяться нельзя и вход идут фантастические, вроде круглого кирпича в капустном рассоле.
«Безумный генетик»,
когда ребята рисуют животное,
которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных.
Хвост — как у павлина, тело червяка, передние ласты — как у тюленя, задние ноги — как у паука, уши — как у осла, глаза — как у улитки… (чем старше дети, т
ем больше признаков).
Придумывается ему название, вроде «
петупингвиморж
» или «
мухолин
»
.
«
Очумелые
глазки».
П
рошу придумать название иллюстрации в учебнике, книге, просто ситуации в классе. Обязательно чтобы высказались все.
«А что если бы
?...».
Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая р
аботу мысли, например следующие:
Что если бы люди вели ночной образ жизни?
Что если бы собаки могли летать?
И другие.
«Угадай –
ка
», где детки придумывают загадки по изучаемой теме. Загадки оформляются на листах с иллюстрацией
.
«Вспоминай-ка»,
когда детям нужно
вспомнить
как выглядит, например, сосед по парте. Прошу повернуться к нему
спиной
и описать:
какие
у него глаза, волосы, костюм, на какой щеке у него родинка, на каком пальце царапина и т.д.
«Т
рети
й
-
лишний».
Нужно найти среди предметов, чисел, слов «лишнее», причём оно не определяется единственным образом. Один ребёнок выделит одно, а другой другое.
«Мозаика»,
когда детки из частей складывают изображение предмета,
каторое
заранее не обговаривается, ребята проявляют своё творчество.
«Что на что похоже», где рисуют изображения из геометрических фигур, дети придумывают целые страны, такие как «Кругляндия» или «Страна квадрашек». И много других.
Данные задания соотношу с тематическим содержанием урока. Например:
Предмет
Тема урока
Творческое задание
Литературное чтение
Сказочные персонажи
Удивительное вокруг нас
«Безумный генетик»
«Очумелые глазки», «А что, если?...», «Закончи сказку», «Представь себе»
Математика
Геометрический материал
Выполнение действий сложения, вычитания
«Определяйка», «Что на что похоже»
«Третий лишний», «Продолжи ряд»
Окружающий мир
Разнообразие животных
Защита окружающей среды
«Безумный генетик»
«А что, если?...»
«Почемучка»
Изобразительное искусство и технология
Рисуем сказку
Рисование пейзажа
Рисование фигуры человека, осеннего листа, автомобиля
«Безумный генетик»
«Очумелые глазки»
«Настроение в цвете»
«Мозаика», «Вспоминай-ка», «Незавершённый рисунок»
На различных уроках ребята моего класса выполняют задания типа: «Выделите из предложенного ряда слов два наиболее существенных для данного слова.
Школа (здание, стол, ученики, учитель, ручка).
Квадрат (сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш).
Сад (растение, садовник, земля, забор) и т.д. Для разных предметов свои слова»
Другой мыслительной операцией, способствующей развитию креативных способностей учащихся, и которой должны овладеть ученики, является сравнение.
Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия. Так ,например, на уроке русского языка в3 классе, по теме: «Имя прилагательное», я предлагаю задание: « На доске записаны слова в две колонки. Найдите к каждому слову в левой колонке определение в правой и соедините их линиями.
Стройный Крот
Здоровый Осёл
Мрачный как Заяц
Могучий Дуб
Трусливый и т.д. Тополь и т.д.»
Развитию креативности способствует и аналогия. Использование аналогии в обучении является одним из основных методов при поиске решения проблемы. Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задания на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.
Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности. Кроме того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов – по функциям, по признакам, по подсистемам. В качестве примера приведу такое задание, предложенное на уроке математики во 2 классе по теме: «Углы многоугольника».
«Проанализируйте следующие пары слов и по аналогии вставьте пропущенные слова:
Курица – цыплёнок, лошадь - … .
Заяц – капуста, … - жёлудь.
Небо – птица, вода - …
3- треугольник, 5-…»
Классификация - следующий прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его - в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Подобные задания способствуют развитию умения “узнавать” знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта. На уроках ребята с удовольствием выполняют такие задания:
«проанализировать и закончить ряд чисел
: 1,2,3…; 2,4,6,...;10, 20, 30,...(Математика 1, 2 класс, «числа от 1 до 9»,«круглые числа»)»
«разгадывание загадок. Какие существенные признаки подсказывают ответ в загадках»
(на любом уроке)
Обобщение говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся.
Так, например, на уроке литературного чтения во 2 и3 классах по темам: «Сказки», ребята с удовольствием выполняют такие задания:«Подумайте и попытайтесь ответить как можно быстрее, кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:
Купил семена, приезжай тянуть.
Ушёл от зайца, волка и медведя.
Ключ достал, скоро буду и т.д.»
Часто на уроках использую решение головоломок, ребусов, занимательных задач, заданий на смекалку которые так же способствуют развитию креативности. При выполнении таких заданий учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что в конечном счете развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути. Поиск решения таких заданий воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание. Ребята и сами любят придумывать ребусы .
К созданию творческих работ ребята относятся очень заинтересованно, с удовольствием, осознавая то, что творчество даёт возможность проявить себя, понять сильные и слабые стороны своей личности, раскрыть потенциал. С большим желанием и удовольствием учащиеся создают собственные сказки , иллюстрации к произведениям. Среди таких авторских произведений лучшими, по мнению учащихся, становятся практически все творения. Вместе с детьми оформили сборник сказок, где ребята придумали и проиллюстрировали сказки .
Большой вклад в развитие творческой деятельности учащихся вносит проектная деятельность. Проектирование - это создание новых природных, технических, культурных и социальных объектов.
Проекты в начальной школе отличаются несложностью и простотой, но этот факт не снижает актуальности их применения в процессе развития и обучения младших школьников. Младшие школьники учатся отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ними, и возможные пути её решения.
Учащиеся класса принимают активное участие в творческих конкурсах.
Активное использование в традиционном учебном процессе разнообразных развивающих заданий, специфически направленных на развитие памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагога.
Я согласна с известным канадским писателем Джоном Кехо в том, что творческая деятельность - это необходимость для успешной жизни. «Проснувшийся творческий дух - это способность регулярно и непрестанно решать повседневно возникающие проблемы уникальным, новаторским образом, быть по ту сторону рутины и шаблонов, использовать вдохновение, всегда живущее в нас, и следовать нестандартным мыслям. Открыв и используя внутренний дух творчества, каждый человек превращает всю свою жизнь в радостное приключение».