А есть ли польза в применении креативного мышления и творческих способностей при изучении английскогой языка? Однозначно да, ведь, использование языка - уже творческое действие, так как это создание чего-то нового (текста, высказывания, и т.д.) Мы трансформируем мысли и чувства в слова и знаки, которые можно увидеть и услышать. Из уже существующих слов мы каждый раз строим новые предложения, по-новому используя словосочетания, добавляя им новые смыслы и оттенки значений. Развитие творческих способностей с применением на уроках технологии критического мышления многократно увеличивает интерес к предмету, что позволяет учителю активизировать как слабых, так и сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции. Я бы выделила следующие формы работы над развитием творческих способностей учащихся:
практические занятия,
использование песен и стихотворений;
творческие домашние задания;
применение компьютерных программ;
защита проектов;
ролевые игры, фестивали;
работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.
Развитие креативного мышления и творческих способностей учащихся на уроках английского языка
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
По общему признанию, конец XX века и начало XXI века - это период глобальных инноваций во всех областях культуры, экономики, техники, общественной мысли и индивидуальной жизни каждого человека. Содержание образования в школе подчиняется главной цели - развитию индивидуальных творческих способностей учащегося, формированию основ научных знаний, адаптации к жизни в современных условиях. Школа призвана способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности ученика, развивая его творческие возможности. Не секрет, что некоторые люди от природы более креативны, чем другие, но творческое мышление можно развить. Английский язык, как общеобразовательный учебный предмет, может внести вклад в процесс развития творческих способностей обучающихся, а также их самостоятельности. Обучающиеся обладают огромным потенциалом творческих способностей. А урок английского языка позволяет в полной мере развивать творческий потенциал обучающихся, способствует развитию творческой активности, самостоятельности, вовлекает всех обучающихся в учебную деятельность, которая должна быть мотивированной и достаточно интересной. Таким образом, урок иностранного языка - неотъемлемая часть школьного образования. Перед учителем поставлена непростая задача - научить учащихся критически мыслить при обучении иностранному языку. Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Возникает вопрос: почему? Как добиться того, чтобы интерес был постоянным и устойчивым? Одной из причин, которая приводит к такому результату - трудности в изучении грамматики. Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс.
Каждый учитель стремится сделать свои уроки творческими и занимательными, чтобы желание и интерес школьников, которые только приступили к занятиям иностранным языком, не угасли в последующие годы. Задача учителя - добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А там, где есть интерес, там и успех. Поэтому важно выбрать такие формы и методы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить свою активность, свое творчество.
А есть ли польза в применении креативного мышления и творческих способностей при изучении английскогой языка? Однозначно да, ведь, использование языка - уже творческое действие, так как это создание чего-то нового (текста, высказывания, и т.д.) Мы трансформируем мысли и чувства в слова и знаки, которые можно увидеть и услышать. Из уже существующих слов мы каждый раз строим новые предложения, по-новому используя словосочетания, добавляя им новые смыслы и оттенки значений. Развитие творческих способностей с применением на уроках технологии критического мышления многократно увеличивает интерес к предмету, что позволяет учителю активизировать как слабых, так и сильных учеников, настраивает их на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции. Я бы выделила следующие формы работы над развитием творческих способностей учащихся:
практические занятия,
использование песен и стихотворений;
творческие домашние задания;
применение компьютерных программ;
защита проектов;
ролевые игры, фестивали;
работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.
Вот простые приёмы, которые я использую в своей педагогической деятельности:
1 - творческая работа со стихами, песенками на начальном этапе обучения, а именно, их исполнение по ролям.
Используя пение на уроке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память, несет большой эстетический и воспитательный потенциал. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.
2 - творческий подход к диалогам. Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты.
4 - Проведение уроков рисования, посвящённых Рождеству, Новому году и дню Святого Валентина, на которых учащиеся красочно оформляют рождественские открытки и валентинки, придумывают поздравления, затем мы выбираем самые оригинальные.
5 - Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет и проектная работа, Программы всех УМК предполагают выполнение проектов, начиная уже с 2 класса. Конечно, сначала это простые работы: закладки с загадками, пословицами, открытки с поздравлениями, книжки с иллюстрациями (TheABC), но постепенно они усложняются, совершенствуются: "My book about my friend", "We'llvisitfairylandnextholidays", "Modern Fashion Magazine for Stars" и др.
6 - Нестандартные уроки: урок-театр, где учащиеся инсценируют сказки и произведения английских и американских писателей, урок- путешествие в страну знаний по разным станциям: «Фонетическая», «Лексическая», «Грамматическая», «Читательская», «Физкультурная», «Музыкальная». Этот урок проводится в виде соревнования между двумя командами, как итоговый урок года. Дети сами придумывают названия команд, рисуют эмблемы.
7. Использование творческих заданий на уроке:
- Необычное использование: Предлагаю ученикам придумать как можно больше способов использовать любой обычный предмет и рассказать об этом на английском языке. Например, стул, чашку или карандаш. Это может быть что угодно.
- Вторая половинка фото: Показываю детям половину фотографии. Они догадываются, что изображено на второй части. Интересно, если изображение необычное или неожиданное.
- придумать другую концовку рассказа (грустную или весёлую);
- составить рецепт любимого блюда и дать ему рекламу ( тема «Еда»);
- придумать и написать рассказ по серии картинок;
- сделать рисунок по прочитанному;
- Невпопад: Задача: Смогут ли ученики поговорить, обсуждая каждый свою тему? Например, ученик А говорит о скорпионах, а ученик Б о спортивных машинах. При этом их задача - поддерживать разговор как можно дольше. Без креативного мышления тут не обойтись!
Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку.
Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.
Так при изучении темы провожу игры на повторение и закрепление лексического материала, например: "Кто больше?". За определенное время (5 мин.) надо написать на листках как можно больше слов, используя только буквы сложного слова, написанного на доске. Например: revolution, constitution…
"Много слов из одного слова". Называю слово, обучающиеся должны назвать, например, цвета (фрукты, овощи и т.д.), названия которых начинаются на буквы, которые есть в этом слове;
"Запомни, повтори и добавь слово". Беру любую букву английского алфавита, например, Р, а реn - a pen and a book - a pen, a book and a pencil..
Игра «Animals» («Животные»)
Речевая задача: тренировать учащихся в названии различных животных, в употреблении личных местоимений с глаголом to be.
Учащиеся стоят в кругу. Каждый участник с рисунком животного или держит в руках игрушку. Дети по очереди называют животное соседа справа и свое животное.
Игра «Передай вопрос».
Задача данной игры - развитие навыков устной речи.
Учитель передает мяч ученику и задает вопрос. Ученик, ответив на вопрос, передает мяч другому ученику со своим вопросом и т.д.
Учитель передает мяч ученику и задает вопрос. Ученик, ответив на вопрос, передает мяч другому ученику со своим вопросом, и т.д.
Игра «Снежный ком».
Эта игра помогает ученикам быстро запоминать новые слова. Первый ученик называет слово, второй повторяет слово первого, третий - слово первого, второго, свое и т.д. При необходимости слова переводим на русский язык.
Игра «Поезд»
Задача данной игры - отработка глаголов и модального глагола can.
Дети выстраиваются друг за другом, как вагоны поезда, двигаются по классу, при этом отрабатывают в речи глаголы и выполняют соответствующие движения, также идет отработка модального глагол can в речи.
При применении изученной лексики использую ролевые игры.
Обучающимся нравятся такие ролевые игры, как: «В магазине». (Предлагаю разыграть диалог между продавцом и покупателем (используем естественную наглядность - фрукты, овощи, учебные принадлежности; «Другой возраст»
играющим предлагается представить себя моложе или старше и рассказать о себе с использованием их возрастной особенности.
Развитие критического мышления часто использую при работе над чтением и письмом, в старшей школе. При подготовке написания сочинений и эссе незаменимым является метод «Шести Шляп Мышления». Он позволяет преодолеть трудности, разделив процесс мышления на шесть различных этапов, представленных шляпами разного цвета. Вместо того чтобы думать обо всем одновременно, мы думаем обо всем по очереди. В конце работы все аспекты собираются вместе, и мы получаем полноценную картину.
Белая шляпа - только факты; что знаем, что нужно узнать, как получить информацию;
Красная шляпа - только эмоции, чувства, интуиция - на определенном этапе это необходимо;
Желтая шляпа - положительные стороны, достоинства новой идеи;
Черная шляпа - все минусы и недостатки, риски новой задачи;
Зеленая шляпа - творчество: развиваем идеи, придумываем новые, исследуем;
Синяя шляпа - управление всем процессом работы. Ее используют в начале, чтобы определить, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Технология критического мышления позволяет учителю на уроках: давать учащемуся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.
Еще одним эффективным приёмом развитие творческих способностей является сочетание урочной и внеурочной деятельности по предмету. Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьников. Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников. Ежегодно в нашей школе проводится фестиваль иностранных языков, На школьной сцене можно увидеть постановки небольших пьес, инсценировки сказок, исполнение песен и стихотворений на английском языке.
Таким образом, можно сделать вывод, что чем больше разнообразных методов и приемов используется, тем эффективнее результаты. А достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. Если дети чувствуют поддержку и восхищение, чувствуют радость от своего труда, то снова готовы творить, штурмовать вершины творчества. Я хочу пробудить у моих учеников любовь к знаниям, преклонение перед творчеством и неистовое желание творить самим, веселое и радостное ощущение жизни, готовность и желание помочь себе и другим.