В данной статье представлен практический материал, направленный на формирование математических навыков у дошкольников. Помимо проведения операций с цифрами, счетом у детей закрепляются представления о чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни и правилах поведения при возникновении подобных ситуаций. В статье представлен материал по закреплению телефонов экстренной помощи. Данный материал могут использовать сотрудники дошкольных образовательных учреждений, а так же педагоги дополнительного образования.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — ДЕТСКИЙ САД № 255»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА
410007, г.Саратов, ул.2-й им. Блинова Ф.А. проезд, зд. 8Б, тел. (8452)24-55-30, e-mail: detsad-splaneta@yandex.ru/
Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в ходе проведения
непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель:
Нечаенко О.А.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
«Экстренная помощь»
Цель: закрепление знаний о составе чисел, формирование умений оказывать помощь в экстренных ситуациях.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Задачи.
«Познавательное развитие»:
- учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;
- закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10;
- упражнять в умении измерять ширину и длину предметов с помощью условной меры;
- продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.
«Речевое развитие»:
- упражнять в подборе синонимов, в употреблении слов в винительном падеже.
«Физическое развитие»:
- развивать глазомер и чувство ритма;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать мышление, внимание, речь.
«Социально — коммуникативное развитие»:
- воспитывать умение работать сообща;
- воспитывать аккуратность, желание изучать математические закономерности;
- воспитывать уважение к старшим, бережное отношение к окружающим предметам.
Демонстрационный материал: мячик Фребеля, карточки с цифрами от 0 до 9, «отрез ткани» (полоска обоев, упаковочная бумага, лист бумаги), равный 6 мерам по длине и 4 мерам по ширине, полоска бумаги (мера), 10 треугольников одного цвета (пирожки), 2 тарелки, кубики конструктора, игрушка кошка.
Раздаточный материал: счетные палочки, 10 треугольников одного цвета, 10 кругов одного цвета, тетради в клетку, на которых дано начало шифровки (см. рисунок 1), карандаши.
Рис. 1
Методические приемы:
Игровой (введение проблемной ситуации, составление шифра)
Наглядный (использование цифр, монеты из картона)
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)
Поощрение, анализ образовательной деятельности.
Цель предварительной работы: формирование представлений о работе экстренных служб спасения, закрепление счета в пределах 10.
Предварительная работа: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, сюжетно — ролевые игры «Спасатели», знакомство с приемами шифрования.
Ход НОД
I. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель на доске демонстрирует ряды чисел с пропущенными цифрами.
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно на эти ряды? Скажите, здесь все в порядке?
Дети:
- Пропущены цифры.
Воспитатель предлагает вставить пропущенные цифры вызванным к доске детям.
Воспитатель:
- Какое число называется «предыдущим»? (Меньшее на один)
- Какое число называется последующим? (Большее на один)
Игра с шарами Фребеля
Воспитатель бросает мячик детям по очереди и просит назвать числа последующие и предыдущие, а так же числа пропущенные, например, 3...5 и т. п.
II. Основная часть.
Игровое упражнение «Телефоны экстренной помощи»
Воспитатель просит построить небольшой дом из кубиков конструктора и сажает сверху кошку (игрушка).
Воспитатель.
- Загорелся кошкин дом: пламя, искры, дым столбом.
Мяу, мяу, - из окошка. - Помогите, - просит кошка.
Позвонить при виде дыма «112» необходимо.
Дети на столе выкладывают из разрезных цифр номер телефона спасательной службы, набирают этот номер на модели телефона (можно предложить провести диалог пострадавшего и диспетчера спасательной службы).
Воспитатель.
- Для того, чтобы спасти кошку. нужно натянуть кусок плотной ткани, которая называется брезент. Длина этого куска шесть мерок, а ширина - 4 мерки. Напоминаю, что при измерении длины меру передвигают слева направо, а при измерении ширины — снизу вверх.
Вызванные дети измеряют длину и ширину «отреза ткани», остальные следят за правильностью выполнения задания, считают меры и выкладывают соответствующее количество счетных палочек у себя на столе.
Воспитатель.
- Чему равна длина отреза ткани?
- Чему равна ширина отреза ткани?
- Подойдет ли размер вашего отреза для спасения кошки?
Дети дают ответы и обосновывают их.
- Какие еще экстренные службы можно вызвать по этому номеру телефона? (Ответы детей).
Физминутка.
Дети берут в руки шары Фребеля по выбору.
Десять, девять (перекладывают шар из одной руки в другую)
Восемь, семь (подбрасывают вверх и ловят)
Шесть, пять (перекладывают шар под левой коленкой)
Четыре, три (перекладывают шар под правой коленкой)
Два, один (катают шар в ладошках)
Мы с мячом играть хотим.
Только надо нам узнать с кем в пару нужно встать. (Дети образуют пары, находя партнера по цвету шара).
Игру — физминутку можно повторить.
Воспитатель.
- Пожарные спасли кошку и она в благодарность напекла пирожков (на доске выкладывает 10 треугольников) и разложила их на две тарелки. Каким образом можно разложить пирожки по тарелкам?
Дети предлагают все возможные варианты, которые записываются на доске, например, 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5 и т. д.
- А еще кошка принесла фрукты двух видов, 10 штук. Какие это могут быть фрукты и сколько?
Дети самостоятельно и произвольно выкладывают круги (фрукты), образуя количество, равное 10-ти.
Воспитатель.
- Дети, случилось непредвиденное — при тушении пожара повредились провода, с помощью которых передается информация в центр спасения. А нам срочно нужно отправить сообщение о том, что пожар потушен. Что же нам делать? (Ответы детей, их предположения)
- Давайте составим шифровку (обращает внимание детей на доску)
- Обратите внимание на то, как располагаются точки и тире, продолжите шифровку в своих тетрадках.
После работы воспитатель прочитывает текст: «Спасибо, помощь, оказана».
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель.
- Вот рассеялся дым и на небе появилось солнышко. Нарисуйте радостное солнышко, если вам понравилось сегодня на нашем занятии, и грустное солнышко, если вас что — то огорчило или что — то было непонятным.