Одна из важнейших задач развития детей дошкольного возраста связана с развитием моторики рук у ребёнка. Особенно с развитием мелких движений рук и пальцев. В данной статье представлен опыт работы с детьми группы компенсирующей направленности ЗПР по развитию мелкой моторики рук с помощью тесто пластики в условиях взаимодействия с семьёй.Тесто пластика является средством развития синхронизации обеих рук, координирования работы глаз и рук, формирования зрительного контроля за движением обеих рук.
Развитие мелкой моторики
Одна из важнейших задач развития детей дошкольного возраста связана с развитием моторики рук у ребёнка. Особенно с развитием мелких движений рук и пальцев.
Данной проблеме уделяют внимание многие учёные физиологи, психологи, такие как О.А. Новицкая, И.А. Лыкова, Ю.А. Соколова и другие.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных движений нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении точных и мелких движений. Такое сочетание хорошо просматривается в продуктивной деятельности.
В данной статье представлен опыт работы с детьми группы компенсирующей направленности ЗПР по развитию мелкой моторики рук с помощью тесто пластики в условиях взаимодействия с семьёй. Тесто пластика является средством развития синхронизации обеих рук, координирования работы глаз и рук, формирования зрительного контроля за движением обеих рук.
Задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь ребёнку приобрести двигательные навыки, уверенность в своих возможностях, помочь познать окружающий мир, свои способности и возможности, раскрыть творческий потенциал воспитанников.
Одной из важнейших задач деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей.
В группе, в которой я работала в 2020–2021 учебном году, 50 семей имеют одного ребёнка. Реализация ребёнком ряда культурных практик затруднена в нуклеарной семье в связи с малочисленностью семьи, где обыденные социальные ситуации не ставят перед детьми определенной цели результата. В детском саду обучение ведется целенаправленно, дифференцированно и имеет целью достижения запрограммированного результата.
Снять проблему изменения социокультурных приоритетов родителей в отношении к индивидуальной и социальной составляющей в личности ребёнка помогает взаимодействие детского сада с семьёй. В детском саду обучение целенаправленное, дифференцировано и имеет целью достижение запрограммированного результата.
Приказом от 17.09.2013г. №1155 утверждён "ФГОС дошкольного образования" указаны конкретные содержание образовательных областей и определены цели и задачи в различных видах деятельности. В Законе "Об образовании" в ст.44 определены права, обязанности и ответственность родителей за образование детей.
Ознакомление родителей с техникой выполнения продуктивной деятельности осуществлялась по следующему алгоритму:
показ с проговариванием последовательности
детьми,
уставная инструкция,
демонстрация схем выполнения
поделок,
совместные действия с
ребёнком,
комментирование способов выполнения
действий,
использование художественного слова,
вопросы к
детям,
физкультурно-оздоровительная
пауза.
Совместная работа с родителями осуществлялась по следующим направлениям:
аналитическое
опрос,
отзыв),
информационно-просветительное (родительское собрани
е,
выставки, папки-передвижки, букле
ты, фотоотчёты
),
Так, например, в информационно-просветительном направлении были реализованы:
выст
авки «Новогодняя елка
», «Жуки на
полянке»;
газета «Зиму провожаем – весну
встречаем»;
фотоотчёты для родителей: «Елочные
игрушки», «Снежная баба», «Божьи коровки
», «П
ирожное для мамы»
;
Данные взаимодействия ориентированы на повышение компетенции родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.
Таким образом, реализация проекта «Рукотворна игрушка» способствовал:
изменение социокультурных отношений между родителями и
детьми,
компенсирование индивидуализации нуклеарной
семьи,
объединение семьи при изготовлении творческого
продукта,
упорядоченность развития творчества с опорой на разработанный
план,
видение родителями
цели-результата.
На протяжении года родителям предлагалось привлечь детей к совместной деятельности, доверить детям дома размешивать муку, сыпать ингредиенты для теста, работать скалкой. Родителям предлагалось дома закрепить приёмы соединения теста защипываем краёв у пельменей, вареников, вытягивание и оттягивание теста при выпечке булочек, оказывать помощь при раскатывании скалкой. Приобретенные в детском саду двигательные навыки помогали детям продемонстрировать уверенность в своих возможностях, а сделанные рукотворные игрушки подтверждали для родителей понятие творческого потенциала детей. Тем самым ребёнок чувствовал в себе необходимость участия в домашних делах, приобретал опыт общения, а родители опыт эмоционального общения с ребёнком.
Не заметно для родителей произошла коррекция детско-родительских от- ношений, так как были созданы условия тесного взаимоотношения детей, родителей и воспитателя.
Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что участие родителей в образовании детей представляется естественным и культуросообразным.
Чем больше успехи ребёнка, тем активнее заинтересованность родителей, что приводит к успешности каждого ребёнка. И это является основным показателем ФГОС ДО.