Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста". Работа №234863. Номер работы: №234863

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие мелкой мотрики детей, игры на развитие мелкой мотрорики.

Работа:
Опыт работы
Играем пальчиками
Гришина Елена Владимировна
воспитатель
Содержание
Введение…………………………………………………………….3
1 Теоретические основы изучаемой проблемы…………………..5
1.1 Взаимосвязь мелкой моторики с общим развитием ребенка...5
1.2 Педагогика развития движений рук у дошкольников……….7
2 Анализ развития мелкой моторики рук……………...…………...9
2.1Диагностика развития мелкой моторики рук…………………..9
2.2 Система работы по развитию мелкой моторики……………..10
2.3 Диагностика по результатам работы………………………….14
Заключение…………………………………………………………..17
Литература…………………………………………………………..19
Приложение……………………………………………………….....20
ВВЕДЕНИЕ
Истоки способностей и
дарований детей -
на кончиках их пальцев.
В.А.Сухомлинский
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: отбиться от рук; всё дело в его руках; дать волю рукам; глаза бояться, а руки делают. Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.
Э.Г. Пилюгина, Н.П. Павлова, М.М. Кольцова и другие ученые считают: движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребёнка. Если это сделано несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе.
Ведь редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти сужается диапазон функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют задания (особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Ребёнок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, слово. Следовательно, чем длиннее слог, слово, тем дольше задержка дыхания, что отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма.
Вот поэтому педагогов, да и родителей, волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Изучение проблемы развития мелкой моторики происходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.
И.М.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Организованные действия рук формируются у ребёнка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.
Анализ исследований силы кисти правой руки детей показывает отрицательный результат. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики.
Учёными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Изучая деятельность мозга ребёнка, психику детей вообще, учёные отмечают большое стимулирующее значение функции руки. И заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.
Как часто приходится слышать от учителей: Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно. Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: Чем больше строк пишет ребёнок, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовёшь.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.
Необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение.
С проблемой снижения уровня развития речи столкнулись и мы в своей работе. У детей подготовительной группы плохо развита речь и поэтому мы поставили перед собой такую цель.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.
Цель. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного
возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
1.Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.
2.Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
3.Развивать творческое воображение детей.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1 ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ОБЩИМ РАЗВИТИЕМ РЕБЁНКА
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились…
По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).
Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: Мастер на все руки, Золотые руки, Положа руку на сердце, Руки не оттуда растут, Работать не покладая рук и т.д.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
в связи с развитием познавательных способностей;
в связи с развитием речи;
развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
П.Г.Редкин говорил: Давайте детям играть с песком, бумагой, глиной. На этих занятиях они научатся, что и как созидать, разовьются их способности и руки, приобретается знание и умение. Мы знаем, что никакое наслаждение не может сравниться с тем, какое доставляет нам созидание, творчество.
По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её святая святых - мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях. То для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, потверждённая тончайшими датчиками специальных приборов.
В ХХ веке такие исследователи, как Л.С.Выгодский, А.Р.Лурия, А.Валлон, Ж.Пиаже, Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, А.М.Фонарёв, М.М.Кольцова, Н.М.Аскарина, М.Н.Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.
Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:
- большой палец отвечает за голову;
- указательный – за желудок;
- средний – за печень;
- безымянный – за почки;
- мизинец – за сердце.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов, - писал Дж. Бруно.
А педагог В.А.Сухомлинский отмечал, что дарования и способности детей находятся на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Учёными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определённые зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребёнка становится более чётким и правильным.
Как отмечает М.М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать ещё одной речевой зоной мозга.
Кроме того, гимнастика для пальчиков, несомненно, помогает ребёнку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.
Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи.
Если речь ребёнка развивается нормально, всё равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук, если же развитие речи малыша отстаёт, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.
Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и дошкольного возраста с давних времён предавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесённых с ним движений, вовлекали ребёнка в выполнение действий по показу взрослого.
Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения, пальчиковые игры (М.С.Воронцова, И.Светлова и др.).
В специальной литературе работа по формированию и совершенствованию общих движений тонкой моторики пальцев рук рассматривается как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи.
Логопеды включают в занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста игры и упражнения, направленные на развитие всех компонентов двигательной сферы: общей и артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.
1.2 ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЯ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ
Тем не менее, существуют и продолжают разрабатываться многочисленные пособия, рекомендующие развивать тонкую моторику малышей, на материале движений без предметов, в частности, с использованием народных потешек. Это направление работы с детьми имеет глубокие корни в народной педагогике.
З.П.Васильцова дала характеристику народных потешек, как основы для пальчиковых игр:
Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них много ласкательных слов (пальчики, котик, личико), обращений (водичка, умой моё личико). В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, целенаправленностью рассказывания потешки, народные песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, ближе к живой разговорной речи.
Чтение потешек и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом воспроизводимого ребёнком движения или действия, выполняемого взрослым. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчётливо.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики в педагогической практике предлагается:
- мозаика (мелкая и крупная), пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т.д.;
- наборы пористых губок для тренировки мускулатуры кисти руки;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- пособия по застёгиванию пуговиц различной величины, кнопок и т.п.;
- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия узнавания на ощупь.
К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной тонкости и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани.
Особую роль в развитии ручной умелости играет способность уверенно пользоваться ножницами. Изготовление поделок из бумаги так же является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук.
Как мы видим, в педагогике предлагается широкий выбор деятельности по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.
Почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми всё меньше и меньше разговаривают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.
Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем.
Детям предлагаются игры на пальцах, театр пальчиков, где движения являются доступными для детей, очень увлекательными и дети получают от них удовольствие – это является хорошим средством для развития движений пальцев рук. У игр с пальцами есть и другое преимущество: они помогают в обучении, помогают развить чувство ритма, воображение.
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
2.1 ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
В связи с важностью развития мелкой моторики остаётся актуален вопрос быстрого выявления уровня мелкой моторики на простых заданиях. В нашей стране в 1923 году широкое распространение получил тест Н.Озерецкого. Тесты оценки моторики объединены в несколько групп по разным компонентам движения: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения. Тесты разработаны как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии возрастным нормам. Рассмотрим некоторые тесты для детей 4-8 лет. Это задания, выполнение которых требует участия тонких движений рук.
4года
Статическая координация. Закрыв глаза коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочерёдно) кончика носа.
Скорость движений. Укладывание монет в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупреждать о том, что уложить монеты необходимо с необходимой скоростью).
5лет
Динамическая координация. Испытуемому дают квадратный листок папиросной бумаги и предлагают как можно быстрее пальцами правой руки скатать его в шарик.
Скорость движения. Укладывание спичек в коробку.
6лет
Статическая координация. Начертание вертикальных линий.
7лет
Тест Лабиринт. Перед испытуемым, который сидит за столом, кладут два лабиринта, правой рукой испытуемый берет заточенный карандаш и по звуковому сигналу начинает вести карандашом непрерывную линию, пока не дойдет до выхода из лабиринта.
Тест на раскладывание карт.
8лет
На поочередное прикосновение кончиком большого пальца поочередно к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца.
При первичном обследовании детей, поступивших в группу, мы выявляем уровень их развития – интеллектуального, общего, речевого и непременно обращаем внимание на развитие мелкой моторики. Почти всегда отмечаем: это развитие, что называется, оставляет желать лучшего. Обследование детей, перешедших в нашу группу, мы проводим не сразу, а в течение, по крайней мере, 2-3 недель, предлагая воспитанникам выполнять различные виды деятельности.
Наблюдая за тем, как ребёнок работает с пластилином, определяем, насколько точно он может делить кусок пластилина на определённое количество частей, умеет ли раскатывать ладонями колбаску, катать шарик пальцами. При работе с бумагой наблюдаем, может ли ребёнок складывать лист пополам, по диагонали, ровно разрезать его на равные полоски, вырезать круг. Отмечаем, могут ли дети смастерить несложную поделку из природного материала (например, построить кораблик-парусник из скорлупы грецкого ореха). Неплохой тест на ловкость пальчиков – уборка со стола счётных палочек и способность удерживать собранные палочки в ладошке. Непосредственно с подготовкой детей к школе связаны манипуляции с карандашом или ручкой: мы просим провести вертикальные и горизонтальные линии, раскрасить картинку. Обращаем при этом внимание на то, как ребёнок держит карандаш.
Неутешительные результаты заставили всерьёз задуматься над вопросом: как и чем можно помочь детям? Мы обратились к научным публикациям, посвящённым развитию мелкой моторики у детей, подобрали подходящий материал и изготовили пособия, с помощью которых можно вызвать у детей интерес к лепке, рисованию, манипуляциям с мелкими предметами.
Мы понимали важность такой работы с детьми, надо уметь проводить её самому и научить этому родителей. Для стимуляции речевой функции вполне достаточно 5-10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики.
2.2 СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
В условиях нашего детского сада работа над тонкими движениями рук рекомендуется для всех возрастных групп, с постепенным усложнением заданий. Проводятся упражнения в течение 1-3 минут на фронтальных занятиях в форме физкультминуток, а также во время прогулок, игр, в другие режимные моменты. (Приложение 2).
Начинаем занятия пальчиковой моторики с простых упражнений, доступных большинству детей группы. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, начинает пассивные движения пальцами, т.е. с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировок, пальчиковые движения совершенствуются, и дети уже не нуждаются в чьей-либо помощи.
Наш детский сад общеразвивающего вида, в нём три возрастные группы. Проанализировав речевое развитие детей во всех возрастных группах, мы пришли к выводу, что целенаправленная тренировка рук должна проводиться в детских садах с 2-летнего возраста. (Приложение 3). На первых занятиях все упражнения выполняются медленно. Следим за правильностью кисти руки, точностью переключения с одной позы на другую, дифференцированностью движений пальцев, их синхронностью или последовательностью.
При затруднениях помогаем детям, принимать необходимую позу, позволяем поддерживать и направлять свободной рукой положение другой. Оценивая действия детей, постоянно одобряем и подбадриваем. Указания даются спокойные, доброжелательные, точные.
Во время занятий учитываем индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
По мере усвоения ребёнком того или иного упражнения темп его выполнения постепенно убыстряется. Одновременно продолжается работа над чёткостью, лёгкостью, плавностью, ритмичностью.
Дети с интересом занимаются развитием пальчиков во время чтения им стихов, рассказывания сказок, работы с ними над потешками, другим речевым материалом, а также когда предлагается слушать сказку и вместе с воспитателями инсценировать её содержание пальчиковыми движениями и изображениями, обыграть сказку с персонажами. (Приложение 4).
Подобным образом включаем пальчиковые упражнения в любой вид деятельности, различные занятия в течение всего учебного года. Такой подход позволяет стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей, профилактике речевых расстройств у нормально развивающихся дошкольников. В результате этой работы у детей лучше развиваются память, внимание, другие психические процессы, тесно связанные с речью. Специальная работа по формированию мелкой моторики рук способствует также усвоению навыков письма будущими школьниками. (Приложение 5).
В своей работе мы последовательно используем схему от простого к сложному, систему, включающую в себя пальчиковую гимнастику, а также игры с предметами.
Для каждой группы подготовлен соответствующий материал для манипуляции с предметами, который также способствует развитию мелкой моторики.
Упражнения с ними разнообразны.
Застёгивание и расстегивание пуговиц.
Шнуровка, завязывание бантиков.
Нанизывание бисера на леску.
Работа с мозаикой, конструкторами.
Оригами.
Перебирание счётных палочек.
Игра с клубочками ниток.
Плетение ковриков из бумажных полос.
Выкладывание букв и предметов (косточки слив, вишен, абрикосов, семена тыквы, арбуза, пуговицы и т.п.).
10.Работа с наборами для шитья (иголка, нитка, ткань в индивидуальных коробочках) и многое другое.
Работа с этим материалом связана со всеми видами детской деятельности. Индивидуально мы объясняем, например, последовательность шнуровки, порядок операций при шитье, знакомим ребёнка с процессом вырезания ножницами. С подгруппой детей собираем мозаики, нанизываем бусы, работаем с оригами, выкладываем палочки. На занятиях со всей группой занимаемся лепкой, конструированием, составлением геометрических фигур из палочек.
Так же используем в своей работе следующие игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
Рисование – радостный, вдохновенный труд, к которому ребёнка не надо принуждать. Можно рисовать кисточкой, пальцами. Такое оригинальное рисование (пальцами) расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.
Пальчиковый бассейн – в коробке насыпана крупа (горох, рис, греча). Ребёнок ищет пальцами в бассейне какой-либо предмет. Проведение пальчиковой гимнастики в таком бассейне способствует активизации двигательной кинестезии.
Щетка ёжик - с помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии. Можно использовать щётку для волос. Сопровождать стихотворным текстом:
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Шнуровки, застёжки, кнопки, молнии – в быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребёнка ещё не настолько развиты, чтобы с лёгкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде и на всём.
Массаж – самомассаж – растирание ладоней, каждого пальца отдельно, катание между пальцами карандаша-шестигранника, ореха…
Игры с крупой – крупу можно сортировать, рисовать дорожки. Следы, узоры на манной крупе, посыпать.
Игра Собери бусы - нанизывание бусин на леску по заданной схеме. Бусы можно изготовить вместе с детьми из макарон.
Спички, палочки, пуговицы – выкладывание различных рисунков. Начинать с геометрических фигур, постепенно их усложняя.
Баночки, тюбики – можно насыпать крупу, переливать воду. Откручивать и закручивать крышечки, подбирая их по размеру и цвету.
Графические упражнения – работа на листе в клетку, штриховка, обводка.
Работа с бумагой – разрывать, выпрямлять, мять, резать…
Игры с тканью – выбрать на ощупь с закрытыми глазами обрезки, переплетение, комканье носового платка в кулак.
Разрезные картинки – собрать целое из частей, постепенно увеличивая сложность.
Шнурки – завязывание и развязывание узелков, перебирание узелков, бантиков, называя дни недели, месяцы…Плетение косичек.
Игры с прищепками – прикреплять на коробку, снимать их, вешать бельё на верёвку, строить различные фигуры из прищепок.
Лепка из пластилина, теста – отрывание, катание, лепка, сжимание, размазывание.
Игры с водой – наливать в различные ёмкости, переливать, брызгать. Капать воду из пипетки.
Рыболов – по заданию выловить удочкой нужных рыбок из аквариума.
Игры с проволокой – выгибание различных фигур, букв…
Игра Винтики-болтики - закручивание и откручивание болтов и гаек.
Теневой театр.
Игры с песком.
Работу с любым материалом начинаем со знакомства с ним:
рассматриваем фактуру, говорим о его применении и использовании. На занятиях мы активно используем художественное слово – тексты, содержание которых близко к теме занятия. Это способствует запоминанию стихов, расширению и закреплению словарного запаса.
Любое из этих занятий требует от детей усидчивости, терпения, развивает навыки выполнения действий по заданному образцу, что способствует развитию фантазии и самостоятельности, прививает вкус к творчеству.
Помня о том, что задержка развития речи и дефекты произношения осложняют жизнь ребёнка и, следовательно, отражаются на его поведении, над устранением недостатков речи детей мы работаем вместе с педагогами и родителями.
Здесь стоит заметить, что родители обыкновенно считают: готовить ребёнка к школе – значит учить его читать и писать. Мы объясняем: прежде чем научить дошкольника читать, ему надо помочь исправить речь. Что, в свою очередь, предполагает достижение определённого уровня развития у него познавательного интереса, любознательности, усидчивости, творческих наклонностей, фантазии.
Обследуя степень развития речи и мелкой моторики детей, мы проводим индивидуальные беседы с родителями. Отмечаем значимость мелкой моторики для развития речи и объясняем, что участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть, так сказать разовым, эпизодическим.
В информационном уголке группы для родителей мы поместили рекомендации и описание упражнений по развитию мелкой моторики: комплекс артикуляционной гимнастики, описание упражнений для пальцев. Здесь же родителям даны советы относительно заданий, выполнение которых служит прекрасным средством развития детей: можно помочь маме на кухне (Приложение 6,7) (перебрать горох, рис, лепить пельмени), потрудиться на огороде (прополка грядок, сбор ягод, уборка территории). Мы приглашаем родителей на собрания, перед началом которых проводим занятия с детьми по математике, обязательно включая в них приёмы развития мелкой моторики. Родители вместе с детьми участвуют в образовательном процессе и учатся изготавливать дома вместе с ребятишками поделки из природного материала, дидактические игры, пособия по развитию мелкой моторики.
Откликнувшись на нашу просьбу, родители изготовили немало разных поделок. Дети с гордостью показывали коллективные творения, в изготовлении которых принимали участие и младшие члены семьи.
2.3 ДИАГНОСТИКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ
Материалом для диагностики были выбраны следующие упражнения:
Пирожки
Я купила масло, сахар и муку,
Полкило изюма, пачку творогу.
Пирожки пеку, пеку. Всех друзей я в гости жду.
Дятел
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
Этот дятел на сосне
Долбит клювом по коре.
Стирка
Мы бельё стирали, в речке полоскали,
Выжали, развесили - то-то стало весело!
Радуга
Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга!
Не дай дождичка, дай нам вёдрышка.
Чтобы деткам погулять, чтоб теляткам поскакать.
Нужно солнышко, колоколнышко.
Капустка
Мы капустку рубим-рубим, мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём, мы капустку жмём-жмём.
поочерёдное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца;
поглаживание всех пальчиков большим;
поочерёдное загибание пальчиков отдельно каждой рукой;
лёгкие удары кулаком по ладони;
поглаживание всех пальчиков большим;
движения щепоть – ладонь, переходящее в ладонь-щепоть;
поочерёдные удары рёбрами прямых ладоней по столу;
нарисовать круг в воздухе раскрытыми ладонями;
шагать пальцами по столу поочерёдно указательными и средними обеих рук.
поскакать пальцами обеих рук, начиная с мизинца.
Система оценки:
1 балл – отсутствие основных элементов в структуре движения;
2балла – основные элементы движения выполнены. Но присутствуют неточности выполнения;
3 балла – точное воспроизведение движений.
Результаты приведены в таблице (приложение 1).
Неточности в выполнении движений Круг в том, что дети, не обращали внимание на образец, рисовали круг, держа ладони с полусогнутыми пальцами.
Шагать пальцами (по столу поочерёдно указательными и средними обеих рук)
Неточность в том, что в движениях включались не все пальцы, которые были заданы в образце.
Загибание пальчиков Детям трудно дифференцировать движения рук. Не прибегая к внешней помощи.
Щепоть
Основная ошибка заключалась в том, что дети собирали в щепоть не все пальцы.
Щепоть-ладонь-ладонь-щепоть
Затруднения в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть.
Поскакать
Практически у всех детей вызвало трудности при выполнении
Рубка
Большинство детей точно воспроизводили движение по образцу.
Соление В движение поглаживания не вовлекаются все пальцы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребёнка, в дошкольный период. С одной стороны это непосредственно влияет на формирование речи ребёнка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой – готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребёнка к обучению в школе.
Поэтому для формирования ручной умелости могут быть успешно использованы упражнения и игры с пальчиками. В частности сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют умению слушать и понимать содержание потешек, учить улавливать ритм речи.
Считаем, что все игры и упражнения, которые мы проводим с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают нам развивать мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а так же доставляют им радость и удовольствие.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы продолжали добиваться поставленной цели.
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически – в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Ярким показателем успешности развития является эмоциональность поведения детей, их желание заниматься вместе, умение сосредоточиться на выполнении упражнения и точно исполнять движения по показу взрослого.
Основное правило для воспитателей, родителей и других специалистов, работающих с детьми, - работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.
Ежегодная диагностика показывает, что дети хорошо справляются с задачами, которые перед ними ставят, успешно овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Таким образом, в процессе работы по своей теме, я поняла, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.
Отношения родителей и педагогов ДОУ должны стать по-настоящему партнёрскими. Это должен быть не равнодушный, созидательный, благодатный, конструктивный союз, действия которого направлены на всестороннее развитие, пусть пока маленьких, но по-своему уникальных личностей.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок, журнал Дошкольная педагогика, 2008.
2. Гаврищева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. С-Петербург: Детство-пресс, 2009.
3.Дневник воспитателя под редакцией Дьяченко Т.В.,
Лаврентьевой М., 2003.
4. Ильина М.Н. Подготовка к школе. С-Петербург: Дельта,1999.
5. Играем пальчиками, журнал Воспитатель ДОУ, 6-2010.
6.Игровые занятия и упражнения для развития мелкой моторики, журнал Воспитатель ДОУ, 8-2010.
7. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день.
С-Петербург: Композитор, 2008.
8.Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: Олма-Пресс, 2001.
9. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников, журнал Дошкольное воспитание.
10. Проверяем знания дошкольников. Тесты для детей 7 лет.
11. Рука развивает мозг, журнал Ребёнок в детском саду,
4,5-2003.
12. Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями, журнал Дошкольная педагогика, 2009.
13.Способности и дарования на кончиках пальцев, журнал Воспитатель ДОУ, 12-2009.
14.Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму.
С-Петербург: Детство-Пресс, 2001.
15.Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика по развитию мелкой моторики у детей
Фамилия, имя
ребёнка
рису-ем
круг
ша-гаем
паль-
цами
загиба-ние пальчи-ков
щепоть-ладонь, ладонь-щепоть
поска-кать пальчи-ками
руб-
ка
соле-ние
баллы
1 балл – отсутствие основных элементов в структуре движения;
2 балла – основные элементы движения выполнены, но присутствуют
неточности выполнения;
3 балла – точное воспроизведение движений.
5
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X