Отчет «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Мальченко Елена Геннадьевна
Работая в реабилитационном центре для несовершеннолетних детей, я организую коррекционную работу по развитию мелкой моторики.
Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов -ножниц, иголки, лопатки и др., застёгивание и расстёгивание застёжек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.
Одним из весьма эффективных методов развития мелкой моторики рук является массаж (самомассаж).
Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.
Массаж фундуком (грецким) орехами, гладкой галькой:
Самомассаж с данным оборудованием оказывает существенное влияние на процесс формирования пространственного и логического мышления, речевое развитие ребенка, развитие координации и внимания.
Массаж с прищепками
Игры с прищепками особенно полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем).
Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития ребенка является пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые игры» — это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра. Речь с движением (логоритмика) позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов: в младшем дошкольном возрасте – развитие элементарных навыков самообслуживания : застёгивание пуговиц, завязывание шнурков. А в старшем дошкольном возрасте работа по развитию моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.