Развитие
обучающихся в научной (интеллектуальной) творческой деятельности.
Пояснительная записка. Актуальность проблемы.
Цель программы:
выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности; развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Основные мероприятия по реализации программы.
Формы работы с одаренными и способными детьми.
Развитие обучающихся в научной (интеллектуальной) творческой деятельности.
Пояснительная записка. Актуальность проблемы.
Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. Актуальность проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последнее время: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Школа не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творческих способностей учащихся и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в школе.
Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальных классов.
Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.
Цель программы: выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности; развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
- определение и развитие интеллектуального и творческого потенциала младших школьников;
- формирование устойчивого интереса к учебной деятельности; ·развитие интереса к исследовательской деятельности;
- формирование основ логического мышления;
- формирование элементов самостоятельной деятельности;
- развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности;
- формирование положительного отношения к себе, человеку;
- формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу.
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
Работа с одаренными и талантливыми школьниками осуществляется в трёх направлениях:
Знакомство учителя с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
Выявление одаренных детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей.
Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время через: кружки, секции, клубы по интересам, спец. курсы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, работу психолога с учащимися.
Основные мероприятия по реализации программы
I этап.
Сбор информации от родителей, детей, педагогов о достижениях обучающихся в какой-либо деятельности:
Анкетирование родителей «Чем любит заниматься ваш ребёнок?»
Анкетирование учащихся по выявлению интересов «Твой любимый предмет в школе».
Анализ особых успехов и достижений учащихся по предметам.
II этап.
Индивидуальная оценка возможностей ребенка
Диагностика потенциальных возможностей детей совместно с психологической службой в школе.
Диагностика потенциальных возможностей детей педагогом в классе
Создание банка данных по талантливым и одаренным детям.
III этап.
Развитие творческих и познавательных способностей
Вовлечение в кружковую, внеурочную деятельность.
Создание условий для участия детей в различного вида конкурсах, олимпиадах, выставках и т.п.
Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ; повышение степени сложности заданий.
Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся, отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных линейках.
Формы работы с одаренными и способными детьми:
Олимпиады;
Творческие выставки;
Групповые занятия;
Проектная деятельность;
Предметный кружок;
Творческие мастерские;
Конкурсы различного уровня;
Внеурочная деятельность.
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей. Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей. Укрепление сотрудничества родителей с учителем.
Формы работы с родителями:
Творческие и проблемные родительские собрания;
Групповые и индивидуальные консультации;
Привлечение родителей к проведению мероприятий;
Ожидаемые результаты:
1.Формирование системы работы с одарёнными и способными обучающимися;
2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей;
4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
5. Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
6. Повышение качества образования.
Портрет одаренного ребенка:
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Диагностики:
1. «Адаптация ребенка к обучению» (методика Науменко)
2. Диагностика «Тип темперамента», «Тип мышления» (Л.А. Сиротюк)
3. Диагностика уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е. Рыбакова)
4. Анкета «Уровень воспитанности учащихся» (методика для изучения социолизированности личности ребенка М.И. Рожкова)
5. Методика обследования связной речи (В.П. Глухов)
6. Проверка зрительной памяти при помощи карты Сперлинга.
7. Методика диагностики одаренности младших школьников Автор – А.И.Савенков
8. Методики для выявления уровня интеллектуального развития.
9. Листы наблюдений за формированием УУД, модификация методики Дембо-Рубенштейн.
10. Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни.
11. Диагностика (по Л.А. Сиротюк), «Тип темперамента и диагностика» и «Типы мышления».
12. Диагностика здоровья по почерку. Оценка социального благополучия и личностной устойчивости (тест А. Антоновского).
13. Методика «Изучение переключения внимания». Диагностика «Кем я хочу стать. Почему?».
14. Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни».
15. Анкетирование «Отношение к здоровью».
16. Тест-опросник для родителей, определяющий одаренность и направленность школьникак той или иной области деятельности.
17. Тест-опросник для родителей, выявляющий способность ребёнка к творчеству (креативность).
План работы по выявлению способностей обучающихся 1 класса на 2023-2024 г
№
Название мероприятия
Сроки
1
Методики для выявления уровня интеллектуального развития
сентябрь
2
Листы наблюдений за формированием УУД, модификация методики Дембо-Рубенштейн
октябрь
3
Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни
ноябрь
4
Диагностика (по Л.А.Сиротюк), «Тип темперамента и диагностика» «Типы мышления»
декабрь
5
Диагностика уровня развития познавательных способностей, методика Т.Е.Рыбакова. Методика «Отношение ребенка к обучению»
январь
6
Диагностика здоровья по почерку. Оценка социального благополучия и личностной устойчивости (тест А. Антоновского)
февраль
7
Методика «Изучение переключения внимания». Диагностика «Кем я хочу стать. Почему?»
март
8
Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
март
9
Анкеты «Уровень воспитанности учащихся», методика для изучения социализированности личности ребенка (М.И.Рожкова)
апрель
10
Анкетирование «Отношение к здоровью»
май
План работы по выявлению у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей
2, 3, 4 классы
№
Содержание работы
Сроки
Результат
1
Разработка и подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей.
Постоянно
Изучение и реализация
2
Составление списков мотивированных учащихся
Сентябрь
Списки
3
Диагностика учебных способностей учащихся. Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени развития способностей учащихся.
Сентябрь - октябрь
Планирование работы на учебный год
План работы по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.
№
п/п
Мероприятие
Сроки
Ожидаемый результат
1
Работа кружков
«В мире чисел»
«Занимательный русский»
«Рукоделие»
«Добрый мир»
В течение года раз в неделю
Развитие интеллектуального творчества обучающихся, привлечение их к исследовательской и творческой деятельности
2
Предметные недели
февраль
Расширение познавательной активности
3
Олимпиады (школьные, муниципальные, региональные, всероссийские, международные)
В течение года
Увеличение числа участников и призовых мест в олимпиадах
4
Проектная деятельность
1 класс – «Добрая азбука»
2 класс – «Традиции моей семьи»
3 класс – проект по басням И. Крылова
4 класс – «Копилка библейских фразеологизмов»
в течение года
Способствовать развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
5
Участие в конкурсах и выставках различного уровня
В течение года
Создание образовательной среды, способствующей познавательной активности обучающихся
6
Родительские собрания, консультации
В течение года
Способствование формированию интеллектуальной культуры родителей
7
Проведение диагностических работ, анкет, мониторингов, предусмотренных программой
В течение года
Выявление способностей
8
Изучение опыта работы учителей школы с одарёнными детьми
В течение года
Расширение опыта работы с одарёнными и способными детьми
9
Активное участие во внеклассных мероприятиях
В течение года
Создание условий, способствующих творческой активности обучающихся
Литература
1. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
2. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
3. Афанасьева В.Н.Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
4. НурахметоваК.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К.С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.
5. Антонова И.Г.Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
6. Абатурова В.В. Олимпиадное движение как средство выявления и развития интеллектуальной одаренности школьников / В. В. Абатурова// Вестн. Всерос. олимпиады школьников. - 2011. - № 4. - С. 2-9.
.