Важнейшей проблемой общества является сохранение и развитие детской одаренности. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности к нестандартному поведению. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач современной системы образования.
Развитие одаренности младших школьников через исследовательскую работу
Важнейшей проблемой общества является сохранение и развитие детской одаренности. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности к нестандартному поведению. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач современной системы образования.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Учитель должен уметь видеть и помогать отбирать наиболее интересные и практически значимые темы.
Что же такое исследование?
Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод изучения чего-либо.
Выбор темы – весьма трудный и ответственный этап исследования.
Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
Тема “навязанная” ребёнку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Чтобы выбрать тему, интересующую ребёнка, нужно знать его склонности.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Это способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Следует стремиться, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Следующим и очень важным этапом в работе над исследованием является определение актуальности и практической значимости работы.
Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе.
Обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения её научной, социальной, личностной значимости.
Кроме актуальности необходимо определить практическую значимость исследования.
Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:
решения на их основе той или иной практической задачи;
проведения дальнейших научных исследований;
использования полученных данных в процессе различных видов деятельности.
Приступая к исследованию, необходимо поставить перед собой несколько вопросов: «Какой результат предполагается получить?», «Каким видится его результат?», «Что необходимо сделать для его получения».
Это и есть следующий этап исследования: формулирование гипотезы, цели, задач, а также способов и методов ведения исследования.
Цель исследования – сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен в ходе Вашего исследования: теоретический и практический.
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто; это предполагаемое решение проблемы.
Гипотеза – это форма познания окружающего нас мира и способов его преобразования.
Поставив цель и определив задачи, необходимо отобрать способы и методы ведения дальнейшего исследования.
Метод – способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. Основные методы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определения понятий.
Итогом исследовательской работы младших школьников является подготовка к защите и сама защита (выступление перед одноклассниками, НПК, муниципальный марафон младших школьников, региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. Вернадского, всероссийские конкурсы юных исследователей).
Подготовка исследования к защите должна превратиться для детей в интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети становятся серьёзными и важными, увлечённо, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.
Что учитывать при написании защитной речи:
первая часть – обосновывается актуальность темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования, указываются его основные методы. Отмечается предмет, объект, база исследования. Хорошо начать свою речь с примера, интересной цитаты, с истории, случая, оригинального вопроса;
вторая часть — особое внимание обращать на итоги проведённого исследования, на личный вклад в него автора. Важно подчеркнуть, в чём состоит новизна предлагаемой вами работы (впервые использованные методики, достигнутые результаты исследования). Можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы.
третья часть — кратко излагаются основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания. Можно предложить слушателям поразмышлять над проблемой, показать возможные варианты дальнейших исследований. Особое внимание обратите на речь. Она должна быть ясной, грамматически правильной, уверенной, выразительной. Использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежение к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов. В конце выступления необходимо поблагодарить слушателей за внимание.
Главным результатом использования исследовательских заданий в начальной школе является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, обобщения новых знаний.
Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, словарем и т.д. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.