"Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста"
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи:
1. Закрепить знания о психических процессах.
2. Расширить знания о методах и приемах, позволяющих развивать познавательную сферу детей дошкольного возраста.
3. Практиковать в составлении игр по теме «Транспорт», направленных на развитие психических процессов.
4. Способствовать сплочению коллектива педагогов, желанию использовать новые формы работы с детьми.
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 38»
Семинар-практикум
«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
Воспитатель : Вельмизова Галина
Викторовна
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи:
Закрепить знания о психических процессах.
Расширить знания о методах и приемах, позволяющих развивать познавательную сферу детей дошкольного возраста.
Практиковать в составлении игр по теме «Транспорт», направленных на развитие психических процессов.
Способствовать сплочению коллектива педагогов, желанию использовать новые формы работы с детьми.
Оборудование: шляпы (3 шт), раздаточный материал: буквы для составления слов (мышление, память, внимание, речь, воображение, восприятие); символы для разделения на группы; цветы красного, желтого, фиолетового цвета; таблицы с видами заданий; презентация.
Ход семинара-практикума
Ритуал приветствия «Шляпа».
- Пока звучит музыка, передаем шляпы по кругу, когда музыка останавливается, тот у кого осталась шляпа, надевает ее на себя и говорит приветствие любому, стоящему в круге.
Деление на группы.
- В нашей шляпе много разных символов. Возьмите любой символ и сядьте за стол с таким же знаком.
Знакомство с темой.
- Для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, нужно собрать слова из букв, которые лежат у вас на столах. (Педагоги собирают слова: (мышление, память, внимание, речь, воображение, восприятие).
- Как можно назвать все эти слова? Это психические процессы, которые необходимы нам для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста. Развитие познавательных или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка?
Презентация.
Внимание – это сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте или явлении. Уровень внимания определяется объемом, сосредоточенностью, устойчивостью, переключением и распределением.
Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является преобладание непроизвольности, низкой сосредоточенности и устойчивости. Развитию и укреплению произвольного внимания способствуют:
осознание значения задачи: чем важнее задача, тем сильнее желание ее выполнить, тем в большей мере привлекается внимание;
интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным.
проговаривание того, что сделано и что еще нужно сделать
Для развития внимания можно использовать следующие виды заданий:
«Найди отличия»
«Найди две одинаковые картинки»
«Найди картинку, которая отличается от других»
«Лабиринт»
Восприятие – это познавательный процесс отражения действительности: ее предметов и явлений. Основу восприятия составляет работа наших органов чувств.
Различают пять видов восприятия:
слуховое
зрительное
обонятельное
вкусовое
тактильное
Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны).
Для развития восприятия можно использовать следующие виды заданий:
«Узнай по контуру»
«Узнай, что нарисовано» (развитие зрительного восприятия)
«Кого я загадала?» (развитие пространственной ориентации)
«Чудесный мешочек» (развитие тактильного восприятия)
«Лошадка стучит копытом. Кто позвал?» (развитие слухового восприятия)
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что когда-то произвело на нас впечатление.
Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, человек прилагает волевые усилия. Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал. Эта память – неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью.
Кратковременная и долговременная память отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность – несколько секунд или минут. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.
Двигательная (или моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было бы этого вида памяти, то человеку приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.
Эмоциональная память помогает нам помнить наши чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, является важнейшим условием его духовного развития.
Смысловая (или словесно-логическая) память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Она зависит от уровня речевого развития – чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.
Образная память связана с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную.
В дошкольном возрасте развивается смысловая память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память.
Для развития памяти можно использовать следующие виды заданий:
«Какие картинки поменялись местами?»
«Кто появился во дворе?»
«Речь с движением»
«Запомни, как двигается животное»
Воображение - познавательный процесс создания образа или системы образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании. Это очень важный психический процесс, присущий только человеку. С его помощью мы можем изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства.
Основное условие развития воображения ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность. Чем больше ребенок слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения. Развивать воображение можно разными путями, но обязательна в такой деятельности – фантазия, без нее невозможно привести к желаемым результатам.
Для развития воображения можно использовать следующие виды заданий:
«Найди спрятанные фигуры»
«Что там за облаками?»
«Чей это дом?»
«Дорисуй картинку»
«Продолжи историю»
Мышление.
Человек не только воспринимает окружающий мир, но хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Выделяют три вида мышления:
Наглядно-действенное мышление - это познание с помощью манипулирования предметами. Особенно интенсивно оно развивается у ребенка раннего возраста. Он постигает свойства предметов, учиться оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное мышление - познание с помощью представлений предметов, явлений. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К 6-7 годам начинается формирование словесно-логического мышления, то есть познание с помощью понятий, слов, рассуждений. Однако оно не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Развитию мыслительной деятельности детей способствует любая деятельность, в которой усилия и интерес ребенка направлены на решение какой-либо умственной задачи. Например, одним из самых эффективных способов развития наглядно-действенного мышления является конструирование. Развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами по образцу. Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут задания и упражнения на поиск закономерностей, головоломки, логические задачи, придумывание недостающих частей рассказа, конструирование по словесной инструкции.
Для развития мышления можно использовать следующие виды заданий:
«Назови недостающий предмет»
«Кто где живет?»
«Что сначала? Что потом?»
«Разложи серию картин и составь рассказ»
«Четвертый лишний»
Исключительно важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Речь является не только формой, но и орудием мышления.
Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь помогает мыслить. Необходимость выразить мысли словами, сообщить ее другому требует часто дополнительного, тщательного продумывания ее.
Речь - процесс использования языковых конструкций в целях общения. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.
Развивая мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мы совершенствуем и три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:
Функции речи:
Коммуникативная
–
язык и речь служат для речевого общения, в процессе которого люди предают мысли, чувства, устанавливают контакты.
Когнитивная
– функция познания. Речь является средством и орудием мыслительной деятельности человека. Человек мыслит, используя речь.
Регулятивная
– необходима для регуляции деятельности человека:
индивидуально-регулятивная (воздействие одного человека на другого);
коллективно-регулятивная (в средствах массовой информации);
саморегулятивная
(человек организует свою деятельность с помощью речи).
Речь бывает внешняя и внутренняя. Внешняя речь обращена к собеседнику. Внутренняя – общение человека с самим собой. Внутренняя речь является опорой мыслительного процесса, формируется в дошкольном возрасте. Первоначально присутствует в виде громкого проговаривания действий. Постепенно она сворачивается, и все проговаривание происходит во внутренней речи. Внешняя речь делится на устную (диалогическая и монологическая) и письменную.
Для развития речи можно организовать игры:
«Добавь слово»
«Скажи наоборот»
«У кого кто?»
«Один-много»
«Назови ласково»
«Небылицы»
«Составь предложение по картинкам»
«Составь загадку»
Практическое задание.
- Я думаю, что вы обратили внимание на то, что все игры и задания для развития психических процессов были на основе знакомства с домашними животными. Перед вами находятся таблицы с разными видами заданий. С опорой на таблицу в течение 5 минут подберите игры, которые можно использовать при изучении темы «Транспорт», и игры, позволяющие развивать тот психический процесс, название которого нужно составить из букв у вас на столе.
Круглый стол.
Педагоги знакомят коллег с заданиями, которые можно использовать для развития психических процессов.
Закрепление материала.
- Мы сегодня услышали много разной информации. Для того, чтобы все это обобщить, предлагаем отгадать ключевое слово кроссворда и узнать, в результате чего у детей появляются новые знания. (Познание).
Одна из психических функций, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизвод
ить информацию
.
(
Память
)
.
Это психический процесс, основанный на работе органов чувств.
(Восприятие).
Эффективный метод обучения при формировании познавательного интереса у детей.
(Рассказ).
Сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте или явлении.
(Внимание).
Одна из мыслительных операций.
(Сравнение).
Бывает словесно-логическим, наглядно-действенным, наглядно-образным. (Мышление).
Способность сознания создавать новые образы, представления, идеи и манипулировать ими.
Этот психический процесс выполняет коммуникативную, когнитивную и регулятивную функции.
(Речь).
Рефлексия.
- От любования цветами поднимается настроение. Пусть они распустятся и у нас. Каждый педагог сажает на «полянку» цветок понравившегося цвета и делится своими впечатлениями от сегодняшней встречи.
- Я рада, что на нашей «поляне» появилась такая замечательная клумба!!!
Источник:
Проектная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда ДОО. Познавательное и эмоционально-волевое развитие детей 5-7 лет. Комплексные занятия. Досуги/ авт.-сост. О. Д. Голубец, М. Ю.
Жиличкина
. – Волгоград:
Учитель.-
стр.
89-93
, 99-101
.