Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими понятиями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки. Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической наук. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания.
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Скрипникова Н.Д.
Учитель начальных классов
Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими понятиями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической наук. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания.
Рассмотрим понятие «проектная деятельность» с точки зрения педагогики и психологии.
По мнению Н.В.Матяш, «проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности».
И. Сасова считает, что «проектирование – это особый, творческий вид деятельности, который нравится школьникам, потому что помогает им реально раскрыть свои творческие возможности, заложенные в них природой».
При работе с младшими школьниками с проектами должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Таким образом, формулировка задачи раскрывается с помощью описания проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а, следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько. [19]
В 1–3 классах основная педагогическая цель проектной деятельности – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества (проектная деятельность «Конструирование игровой площадки для детского сада», 1 класс). Именно такие задачи дают учителю возможность наблюдать за способами работы как отдельных обучающихся, так и целой группы школьников.
Проектная деятельность для этого этапа обучения в начальной школе имеет свою специфику по построению: формулировка задачи, последовательность предметных действий через систему заданий явно задается автором проектной задачи.
В 4 классе ситуация меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них ситуацию. На данном этапе обучающиеся, пользуясь описанием проблемной ситуации, должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу.
Уже с первого класса ведется подготовка. И первым компонентом проектной деятельности выделяют коммуникативные умения, так как они лежат в основе выполнения групповых и коллективных работах, как наиболее распространённый вид деятельности.
К таким умениям, можно отнести:
умение слушать (не перебивать, внимательно и уважительно слушать отвечающего, говорящего на уроке);
умение проявлять инициативу в общение, обмениваться информацией;
умение управлять голосом;
умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, и т.д.
Эти умения необходимо формировать у первоклассников с первых дней их обучения, когда дети совместно с педагогом формулируют «Правила учебного общения».
Освоение этих правил, возможно, только при систематическом повторении различных видов взаимодействия.
Со 2-го класса с детьми организуются занятия для отработки этапов исследовательской работы. Основная часть работы проходит под руководством учителя. Темы проектов предлагаются как групповые (коллективные), так и самостоятельные. Объем работы постепенно увеличивается.
В 3-м классе исследовательские работы усложняются. На этом этапе, дети знакомятся со структурой работы над проектной деятельностью.
Приступая к организации проектной деятельности, следует учесть, что в силу своего возраста, младшие школьники не имеют постоянных увлечений. Их интересы постоянно меняются. Поэтому долго затягивать над реализацией проекта не следует, так как может пропасть интерес. Результат во многом зависит от правильности выбора темы, тема должна быть посильна данному возрасту. [2]
К 4-му классу обучающиеся должны уметь:
ставить цели проекта;
планировать свои действия в соответствии с целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль над своей деятельностью;
уметь осуществлять поиск информации из различных источников;
сопоставлять информацию с целями проекта;
обобщать наблюдения, формулировать выводы.
В процессе проектной деятельности в классе, сразу выявляются обучающиеся проявляющие интерес к данной дисциплине.
Таким образом, организация работы детей над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А.И. Савенков. – М.: Сентябрь, 2013. – 204 с.
Метод учебных проектов, его возможности и ограничения
[Электронный ресурс], -
https://infourok.ru/metod-uchebnih-proektov-ego-vozmozhnosti-i-ogranicheniya-2281987.html (Дата обращения: 14.02.2020 г.).