Цель: способствовать повышению качества профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Задачи:
1. Способствовать активизации имеющихся у педагогов теоретических знаний,
практических умений и навыков в вопросе развития профессиональной компетенции.
2. Привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, пробудить желание размышлять, способствовать профессиональному росту и успешности педагогов.
3. Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов дополнительного образования.
Время проведения: 40 мин.
Форма проведения: семинар-практикум.
Форма организации деятельности слушателей: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: проблемно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Материально- техническое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, методический материал, презентация.
Слушатели: педагоги дополнительного образования.
Методы проведения: объяснение, беседа, частично-поисковые методы, методы проблемного изложения материала, игровые методы, метод «Рефлексия», педагогический прием «Кластер», метод «Перевернутый класс».
Планируемые результаты:
Педагоги приобретут знания и умения:
- умение воспринимать и переосмысливать методический материал, умение преподнести свою работу в доступном и увлекательном виде; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с коллегами.
Педагоги закрепят навыки: уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с коллегами.
Подготовительная работа к проведению семинара.
При подготовке к методическому семинару педагоги получают на свои электронные почты задание, предварительно познакомиться с теоретическими аспектами темы методического семинара «Развитие профессиональной компетентности педагога или «Путь к успеху». Таким образом, используется технология «перевернутый класс». Название «перевёрнутый класс», или flipped classroom, выбрано не случайно -подразумевается, что здесь всё не так, как на обычном семинаре. Согласно этой концепции, педагоги изучают теорию дома, перед семинаром. А на самом семинаре отрабатывают её на практике под руководством методиста. Методику в 2007 году придумали Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — преподаватели химии в американской школе. Методисты Центра творчества «Калейдоскоп» также используют технологию «перевернутый класс». Решение, которое предлагает перевёрнутый класс: каждый методический семинар посвящается практике. Итог — педагоги способны применять знания на практике. Теория подается в форме изучения монографии, презентации, знакомство с разработкой мастер-класса. Задача педагога — самостоятельно найти теоретический материал и прийти на семинар перевёрнутого класса. Практика проходит в форме игры-путешествия по станциям.
Сценарий проведения
методического семинара «Развитие профессиональной компетентности педагога или «Путь к успеху».
Цель: способствовать повышению качества профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Задачи:
1. Способствовать активизации имеющихся у педагогов теоретических знаний,
практических умений и навыков в вопросе развития профессиональной компетенции.
2. Привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, пробудить желание размышлять, способствовать профессиональному росту и успешности педагогов.
3. Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов дополнительного образования.
Время проведения: 40 мин.
Форма проведения: семинар-практикум.
Форма организации деятельности слушателей: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: проблемно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Материально- техническое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, методический материал, презентация.
Слушатели: педагоги дополнительного образования.
Методы проведения: объяснение, беседа, частично-поисковые методы, методы проблемного изложения материала, игровые методы, метод «Рефлексия», педагогический прием «Кластер», метод «Перевернутый класс».
Планируемые результаты:
Педагоги приобретут знания и умения:
- умение воспринимать и переосмысливать методический материал, умение преподнести свою работу в доступном и увлекательном виде; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с коллегами.
Педагоги закрепят навыки: уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с коллегами.
Подготовительная работа к проведению семинара.
При подготовке к методическому семинару педагоги получают на свои электронные почты задание, предварительно познакомиться с теоретическими аспектами темы методического семинара «Развитие профессиональной компетентности педагога или «Путь к успеху». Таким образом, используется технология «перевернутый класс». Название «перевёрнутый класс», или flipped classroom, выбрано не случайно -подразумевается, что здесь всё не так, как на обычном семинаре. Согласно этой концепции, педагоги изучают теорию дома, перед семинаром. А на самом семинаре отрабатывают её на практике под руководством методиста. Методику в 2007 году придумали Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — преподаватели химии в американской школе. Методисты Центра творчества «Калейдоскоп» также используют технологию «перевернутый класс». Решение, которое предлагает перевёрнутый класс: каждый методический семинар посвящается практике. Итог — педагоги способны применять знания на практике. Теория подается в форме изучения монографии, презентации, знакомство с разработкой мастер-класса. Задача педагога — самостоятельно найти теоретический материал и прийти на семинар перевёрнутого класса. Практика проходит в форме игры-путешествия по станциям.
План проведения методического семинара:
1. Организационный момент. Упражнение «Ассоциации».
2. Основная часть:
- станция 1. «Целеполагание».
- станция 2. «Рекламное объявление».
- станция 3. «Пути развития профессиональной компетентности».
- станция 4. «Модель профессиональной компетентности педагога».
- станция 5. «Народная мудрость».
- итоговый продукт «Лестница успеха».
3. Рефлексия. Подведение итогов методического семинара.
Ход методического семинара:
1.Организационный момент. Слайд 1.
Методист: Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и я очень надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.
Деление на группы «Цветной конверт»:
Выберите понравившейся Вам конверт красного или желтого цвета и соберите праздничный букет из конвертов цветов одного цвета. Таким образом мы с Вами распределимся на группы. Те, кто выбрал:
Конверт красного цвета — желают общаться;
Конверт желтого цвета — проявят активность;
Я предлагаю Вам, принять участие в методическом семинаре в форме в квест-игры «Развитие профессиональной компетентности педагога или «Путь к успеху».
Упражнение «Ассоциации»
- На каждую букву слова придумайте слова – ассоциации понятия «успех» (Работа в группах – 3 мин. Затем каждая группа участников зачитывает свои ассоциации).
У
удача, упорство, удовлетворение, уверенность, увлечённость…
С
способность, самореализация, самосовершенствование, самодостаточность, счастье, сознательность…
П
потребность, потенциал, прогресс, познание, признание, победа…
Е
единство (цели, постоянство или единство взглядов) …
Х
харизма…
Итак, квест-игра «Путь к успеху» начинается:
- Мы пройдем с вами пять станций. За каждое выполненное задание на станции Вы будете получать конверт. На протяжении всего квеста мы будем подниматься по лестнице успеха к вершине педагогического мастерства и в итоге узнаем, в чем заключается ключ к успеху педагога. Готовы? Тогда в путь…
Правила для участников команд:
Для того чтобы наша работа была эффективной, надо принять правила работы наших команд.
Я озвучиваю фразы, а вы определяете правила-синонимы:
Знание делает жизнь красивой
Быть открытым для новых знаний.
Как тут говорить, коль не дают и рта раскрыть
Не перебивать
Надо знать, что и где сказать
Придерживаться темы семинара
В труде быстро время бежит
Соблюдать регламент.
Станция 1. «Целеполагание». Слайд 2.
Предлагаю Вам, вспомнить сказку «Колобок».
– «Испекла бабка колобок и положила его на окошко студиться. Колобок спрыгнул и покатился…» А куда же он покатился и зачем?
Слушаем варианты ответов.
– Была ли у Колобка цель в его путешествии? (возможные варианты ответов: погулять, найти друзей, посмотреть мир, спастись от бабки с дедом – они его съесть хотели, стать личностью и т.д.)
– То есть конкретной цели он перед собой не ставил. И ведь его съела лиса. Давайте пофантазируем и попробуем исправить печальный конец сказки. Выберите для Колобка цель и придумайте новый финал – позитивный – для нашего Колобка.
Вывод:
Как в сказке, так и в жизни – если нет цели, непредсказуем финал. А если цель перед нами четкая есть – то и на финише будет достойный результат.
Цели бывают глобальные и локальные. Локальные цели мы формулируем на каждый день, глобальные же цели представляют для нас ориентир, к которому мы стремимся.
Профессионализм и компетентность являются основными ориентирами нашего выбора.
- Молодцы, Вы славно справились с этим заданием.
И получаете в знак благодарности конверт. Держите. Но пока не открывайте его.
Станция 2. «Рекламное объявление». Слайд 3.
А теперь мы движемся по нашему маршруту и делаем остановку на этапе «Рекламное объявление».
Задания:
Сейчас 1 команде предстоит взять на себя труд подобрать сотрудника-педагога (выбираете сами) на одно-единственное вакантное место. Вам необходимо составить резюме, в котором отражены качества претендента, наиболее ценные для педагога.
Слайд 4. Задание для 2 команды:
Представьте, что вы – родители, которые выбирают педагога для своего любимого ребенка. И вам нужно составить резюме с точки зрения «Только к этому педагогу!».
Правила остаются прежними. Время выполнения задания– 3-5 мин.
Представители команд, пожалуйста, зачитайте резюме. Сделайте краткий вывод из сказанного, написанного, сжато изложите основные положения.
Вот мы и нашли значимые качества педагога: современный педагог должен быть компетентным профессионалом.
- Вот за этот правильный ответ, я отдаю Вам еще один конверт.
- Дальше нам пора идти.
Вывод: Современное дополнительное образование требует от специалистов особой подготовки. Готовить обучающихся к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.
Станция 3. «Пути развития профессиональной компетентности». Слайд 5.
На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование через всю жизнь».
Слайд 6. Задание: Составьте кластер «Пути развития профессиональной компетентности педагога», указав, через какие виды деятельности происходит повышение профессиональной компетентности педагога.
Время выполнения задания-3-5 минут.
Представители от каждой команды представляют кластеры «Пути развития профессиональной компетентности педагога».
Слайд 7.
Пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях и творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки; активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах и др.
И с этим заданием Вы успешно справились. Вот Вам еще один конверт.
Станция 4. «Модель профессиональной компетентности педагога».
Слайд 8. Последняя остановка на нашем пути - это станция «Модель профессиональной компетентности педагога».
На данной станции Вам необходимо разработать модель профессиональной компетентности педагога. Вы должны определить наиболее важные, по Вашему мнению, качества, которые составляют профессиональную компетентность педагога.
- Вам нужно выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, которые составляют профессиональную компетентность педагога, причем пять из них – личностные качества, пять – профессиональные («мозговой штурм»).
- Сейчас каждая команда на листе бумаги должна оформить свою модель профессиональной компетентности педагога. Для этого определить и записать десять его наиболее значимых качеств педагога дополнительного образования, которые вы выбрали после обсуждения.
Творческий подход к заданию приветствуется.
Время работы – 5 минут.
Демонстрационный этап.
Попрошу Вас представить модель профессиональной компетентности педагога и обосновать представленные профессиональные и личностные качества.
Личностные качества
Профессиональные качества
Доброжелательность, общительность, ответственность, уверенность, толерантность (уважение, доброта, вежливость), способность к сотрудничеству (честность, взаимопонимание), самоконтроль (управление эмоциями, самоконтроль, стрессоустойчивость), самостоятельность (вера в себя, целеустремленность, инициативность) и другие личностные качества.
Креативный, владеющий современными образовательными технологиями, способный к профессиональному развитию, педагогическая эрудиция, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция; педагогическая наблюдательность, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
Задание выполнено, получите конверт.
Станция 5. «Народная мудрость». Слайд 9.
Используя код древнегреческого историка, государственного деятеля и военачальника Полибия, замените букву кодируемого текста комбинацией номера строки и номера столбца, на пересечении которых она расположена. Расшифруйте закодированный текст.
Слайд 10. Текст шифровки: «Настойчивость и стремление к победе – два главных фактора успеха».
Итоговый продукт «Лестница успеха». Слайд 11.
Настал важный момент, теперь возьмите все конверты, которые Вы собрали на протяжении всего квеста-путешествия, и составьте «Лестницу успеха». Для этого Вам необходимо разместить на ступенях лестницы слова в соответствие со значимостью при достижении какой-либо цели.
Слова для справок (из конвертов): учусь, творю, могу, расту, желаю.
Вот мы с Вами и добрались до вершины педагогического мастерства. Чтобы быть мастером своего дела и добиться успеха, необходимо иметь цель и желание. Вот тогда все непременно получится!!!
Рефлексия. Метод «Рефлексивный экран». Слайд 12.
Уважаемые, коллеги! Прошу Вас, продолжить фразы, которые я буду говорить:
«Среди этапов работы на семинаре мне особенно понравился…»; «Во время работы на семинаре я приобрел…»; «Работа на семинаре заставила меня задуматься о…».
С какими трудностями при выполнении заданий Вы столкнулись?
Оцените степень эффективности методического семинара для Вас с точки зрения получения новых знаний
новых знаний узнал (а) много нового
не получил (а) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 полезного для работы.
Подведение итогов семинара.
«Свободный микрофон» (Если Вам есть ещё что сказать…).
Уважаемые, коллеги, по всем канонам сценария, я бы хотела закончить наш семинар притчей: Вначале Бог создал устрицу и положил ее на самое дно. Жизнь ее не отличалась разнообразием. Целый день она ничего не делала, а
Только открывала раковину, пропускала немного воды и снова закрывалась. День шел за днем, и она все открывала раковину и закрывала, открывала и закрывала…Тогда Бог создал орла и подарил ему свободный полет и возможность достигать высочайших вершин. Для него не существовало границ, но орел должен был платить за свою свободу.
Ничего не падало ему с неба. Когда у него появлялись птенцы, он целыми днями охотился, чтобы добыть достаточно пищи. Но он рад был оплачивать этот дар такой ценой. В конце концов, Бог создал человека. И привел его сначала к устрице, потом к орлу. И велел ему выбрать свой образ жизни.
Уважаемые коллеги, мне хочется сказать, что все, кто здесь присутствует выбрали нелегкий путь орла… Чем больше мы учимся и растем, тем свободнее мы становимся. Благодарю всех за работу!