Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)
Способность педагога превращать специальность, носителем которой он является в средства формирования личности учащегося. Профессиональная компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.
Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение – это основные условия для формирования авторитета педагога. Сов.
Аристархова О.А.,
ИвРТТИ Минтруда России,
преподаватель, к.пс.н.
Развитие профессиональных компетенций педагогов профессиональных образовательных организаций
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе –учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Нам всем необходимо осознать сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, идет активное обсуждение системы ценностей и в качестве приоритетной в равной степени для всех субъектов образования выделяют компетентностный подход. В чем его суть?
Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, направленных на формирования личности, способной адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно-коммуникационного насыщенного пространства.
Профессор А.А. Крылов пишет: «... мастер педагогического труда – это, прежде всего, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения».
Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений». Кратко остановлюсь на понятии компетенция, компетентность, профессионализм.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Согласно словарю Ожегова, понятие “компетентный” определяется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области”.
Авторы трактуют “компетентность” как производное понятие, вторичное по отношению к “компетенции”.
Исследователь Маркова считает, профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность
Профессионализм-это достижение высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельность, общения, личности педагога).
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
Проблема профкомпетентности активно изучается зарубежными и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности.
Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога?
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)
Способность педагога превращать специальность, носителем которой он является в средства формирования личности учащегося.
Профессиональная компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.
Также мы не должны забывать, что компетентный педагог – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы). Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала.
Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.
К профессионально-педагогическим компетенциям относят:
Социально - психологическая компетенция.
Общепедагогическая профессиональная компетенция.
Предметная компетенция.
Управленческая компетенция.
Рефлексивная компетенция.
Информационно – коммуникативная компетенция.
Компетенция в сфере инновационной деятельности.
Креативная компетенция.
Информационная компетентность заключается в умении:
Интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать.
Использовать полученную информацию.
Представлять имеющуюся информацию в её различных формах и на различных носителях.
Социальная компетентность:
Соотносить свои устремления с интересами других людей.
Привлекать других людей к решению поставленных задач.
Продуктивно взаимодействовать с членами группы.
Анализировать и разрешать противоречия.
Коммуникативная компетентность:
Ставить цели.
Грамотно оформлять документы.
Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения.
Критерии и показатели профессиональной компетентности учителя.
I. Ценностно-смысловой (личностный) критерий. Показатели:
ценностное отношение к профессии;
ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»;
готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.
II. Гносеологический. Показатели:
знания теоретических и методологических основ предметной области образования;
знание психолого-педагогических основ современного образования;
знание требований, предъявляемых к современному учителю;
широта и глубина дополнительных знаний.
III. Деятельностный критерий. Показатели:
гностические;
аналитические;
проектировочные;
коммуникативные;
конструктивные;
креативные;
оценочные;
информационные умения.
Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:
компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,
компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,
компетентность в целеполагании учебной деятельности,
компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,
компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),
компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,
компетентность в разработке программ деятельности и поведения,
компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,
компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),
компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Что должен уметь компетентный педагог:
Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
видеть и понимать действительные жизненные интересы своих
студентов
;
проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами
обучающихся
;
закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
оценивать достижения
студентов
не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать, что:
нужно быть готовым к постоянным переменам;
строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
следовать мелочным правилам и инструкциям.
Компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
«Профессионализм педагога».
На сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение, и как говорилось выше постоянно стремиться к профессиональному самосовершенствованию.
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:
диагностирования, тестирование;
определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.
Работа в МО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.
Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
Участие в различных конкурсах.
Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
Обобщение и распространение опыта.
Аттестация.
Творческий отчет.
Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.
Самообразование.
Разработка системы стимулирования деятельности учителя.
3 этап. Анализ деятельности учителя.
Обобщение опыта.
Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.
Самоанализ деятельности.
Кратко остановлюсь на каждом из вышеперечисленных механизмов, так как они действительно способствуют развитию профессиональной компетентности и приведу примеры эффективного и результативного использования их педагогами нашей школы.
1) Курсовой переподготовкой на сегодняшний день обеспечено 96,8% педагогов. Однако мало педагогов проходит курсы повышения квалификации в дистанционном режиме. Разнообразная тематика данной формы повышения квалификации позволяет учителю выбрать интересующую его тему курсов, повысить компетентность по проблемным вопросам.
2) Многие педагоги принимают активное участие в работе МО, ведут мастер-классы Выполняемая ими работа (активизация деятельности своих коллег, помощь зам. директору при проверке рабочих программ, выполнения программ, анализе контрольных работ, руководство предметной неделей, выдвижение идей, подготовка мероприятий, отчетов и др) конечно же не достаточно материально поощряется. Однако, радует то, что, данная работа не проходит для них в пустую, занимаясь данной деятельностью, они, безусловно, повышают свой профессиональный уровень.
3) Ценность педсоветов, семинаров, конференций, методических дней, недель открытых уроков - прежде всего, в подготовительной работе. Сколько материала порою приходится перечитать, проанализировать свой опыт, сравнить с опытом других, обновить и пополнить свою методическую копилку, чтобы подготовить открытый урок или выступление. Конечно, для кого-то это лишние переживания, волнения, однако я думаю, вы согласитесь, что проделанная работа способствует повышению профессионализма, а удачное мероприятие, урок, слова благодарности учеников, коллег, успех окрыляют, вдохновляют, подталкивают к дальнейшему самосовершенствованию..
4) Средством повышения компетентности педагогов являются и конкурсы профессионального мастерства.
К положительным сторонам конкурсов можно отнести:
развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;
развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
внедрение новых педагогических технологий в сферу образования;
замена административных методов оценки оценкой членов коллектива;
повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и
ОУ
в целом и др.
5) Следующим механизмом повышения профессиональной компетенции является обобщение, распространение, трансляция своего педагогического опыта.
Большую роль в повышении профессиональной компетенции играет и использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.
Самообразование:
Осуществляется добровольно.
Осуществляется сознательно.
Планируется, управляется и контролируется самим человеком.
Необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Формы самообразования:
Индивидуальная.
Групповая.
Направления самообразования:
Профессиональное (предмет преподавания).
Психолого-педагогическое и психологическое.
Методическое.
Эстетическое.
В области ИКТ – технологий.
В области охраны здоровья.
Политическое.
Языковое.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
Просмотр телепередач, чтение прессы.
Знакомство с педагогической и методической литературой.
Регулярное использование информации из Интернета.
Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег.
Систематическое повышение квалификации.
Изучение современных психологических и педагогических методик.
Систематическая демонстрация собственного педагогического опыта.
Внимание к собственному физическому и психическому здоровью.
Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя:
Повышение качества преподавания предмета.
Готовность к педагогическому творчеству.
Профессиональный и карьерный рост.
Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.
Соответствие учителя требованиям общества и государства.
Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение – это основные условия для формирования авторитета педагога.
Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.