Звуковая культура речи
Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звукового языка ,т.е. формирование фонематического слуха и формирование произношения звуков речи.
Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.
Большими помощниками в этом являются малые литературные формы – скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.
Они помогают в работе над дикцией, темпом, громкостью речи, развитием голосового аппарата, совершенствуют артикуляцию.
В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций:
Научившись слушать чужую речь, ребенок получает способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи.
Консультация для воспитателей
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
Подготовила: Анциферова Наталья Вадимовна
Компоненты устной речи
По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Но, что очень важно, читая ребенку книгу, ведя его по этой тропинке, мы способствуем развитию его устной речи.
Из каких же компонентов складывается устная речь:
Воспитание звуковой культуры речи.
Формирование грамматического строя речи.
Формирование лексического строя речи (словаря).
Развитие связной речи.
Развитие выразительности речи.
Звуковая культура речи
Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звукового языка ,т.е. формирование фонематического слуха и формирование произношения звуков речи.
Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.
Большими помощниками в этом являются малые литературные формы – скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Они помогают в работе над дикцией, темпом, громкостью речи, развитием голосового аппарата, совершенствуют артикуляцию.
В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций:
Научившись слушать чужую речь, ребенок получает способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи.
Очень важно произносить данные формы так, что бы дети почувствовали звучность, музыкальность, ритмичность, образность выражений. Чистоговорки, скороговорки, потешки наверное и придуманы народом, чтобы дети и взрослые правильно и четко произносили все звуки родного языка.
Формирование грамматического строя речи
Это морфология – изменение слов по временам, числам, родам, лицам.
Словообразование. Синтаксис – построение различных предложений.
На примере известной русской народной сказки «Заяц – хваста».
Она небольшая, но читая ее детям, мы показываем все богатство грамматического строя речи:
образование существительные множественного числа именительного и родительного падежей: заяц- зайцы-зайцев;
образование существительные с увеличительным значением при помощи суффикса -ищ- не усы, а усищи, не лапы, а лапищи,не зубы, а зубищи;
наличие простых и сложных предложений: «заяц испугался», «тетка ворона пошла хвастуна разыскивать и нашла его под корягой». И, самое главное, что обсуждение героев этой сказки, их действий, заставит детей выразить все разнообразие грамматики. Ведь сказка очень «сочная» и хороша для обсуждения с детьми. О таких героях, как ворона и заяц хочется сказать много, привлекая разнообразие слов и предложений, вкладывая в них смысловой оттенок. Такими сказками богата наша литература. Главное знакомить с ними детей!
Формирование лексического строя речи (словаря)
Это обогащение словаря детей, активизация его, уточнение значений слов, а также содержательную сторону слова.
Словарный запас бывает пассивным и активным.
Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.
Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.
Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека.
Читая детям художественную литературу, мы знакомим ребят с совершенно новыми для них, не обычными в жизненном общении словами.
В данном случае педагог полностью берет объяснение слов на себя, помогая детям обогатить их речь. Для этого служат сказки, стихи, рассказы. Они необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, образными выражениями разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие характеризующие поведение людей и явления природы. Ребёнок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.
Но, есть другие литературные формы, которые заставляют ребенка увидеть вторичные значения слов, сформировать самостоятельно представления о переносном значении слова, его многозначность. Это загадки!
Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто .И загадка любима и интересна ребенку. Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на знание и сообразительность, хорошо ли он познакомился с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений? Загадка, по словам К. Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Отгадывание загадок требует внимательного наблюдения за предметами и явлениями, окружающих человека.
Ребенку значительно труднее отгадать метаморфическую загадку, чем описательную. Это объясняется трудным пониманием образного строя языка загадки. Поэтому надо учить ребенка воспринимать образное содержание загадок, объяснять их.
Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм, «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте» («идут часы»);«Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка» (идёт дождь).
Или, загадывая загадку детям – «Дедушка без топора мост мостит». Дети отгадывают – «Мороз». Спрашиваю, а как вы догадались, что это мороз? Какой мост он мостит? Почему так говорится? Затем загадываю еще одну загадку о морозе и прошу обратить внимание на то, какими словами о нем говорится:
Ночью стекольщик во двор заходил,
Каждую лужицу льдом застеклил.
Утром над городом солнце взошло,
Мигом растаяло это стекло.
Ночью стекольщик снова придет,
Глянет на лужи, руками всплеснет,
Палкой кому-то во тьме пригрозит,
Каждую лужицу вновь застеклит.
Какая загадка больше понравилась и почему? С детьми подбираются определения к слову «мороз», вспоминаем другие загадки на эту тему. Позже, когда дети понимают жанровые особенности загадок, можно предложить им самим придумать загадки о предметах и явлениях используя схемы, мнемотаблицы , алгоритмы.
Развитие связной речи
Нам бы очень хотелось, чтобы каждый ребенок умел содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Говоря о работе над связной речью и о художественной литературе, мы, прежде всего, обращаемся к сказкам, стихотворениям, рассказам. Мы опираемся на них в пересказах, описаниях, разучивании стихов, в драматизациях, в придумывании концовок (сказки, рассказа).
При пересказе сказок, рассказов детям необходимо отвечать на вопросы, связанные с содержанием, взаимоотношением героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев и их поступки.
Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность),
она при этом обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.
Говоря о связной речи, мы не можем не сказать о заучивании стихотворений.
При заучивании стихотворений мы выделяем ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, развивая у детей, способность замечать красоту и богатство русского языка , обращаем внимание детей на содержание, учим выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).
Талантливо написанное стихотворение силой красоты своего слога, поможет ребенку увидеть и создать образ, например «Белая береза» С. Есенина.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
На занятии по рисованию любой ребёнок вот такой увидит зимнюю березу.
Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец грамматической и лексической речи.
Ничто так не развивает устную речь, как театральная деятельность детей, Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи.
Богатый материал для художественно-речевой деятельности дает художественная литература. Дети разыгрывают знакомые им потешки, стихи, сказки, используя элементы костюмов и с помощью театров разных видов.
Развитие интонационной выразительности речи
Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты (темп, ритм, мелодика, сила, ударение, тембр).
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, предавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает своё отношение к высказываемой мысли, передает свои мысли, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Начиная со старшей группы, педагог учит детей использовать качество голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Необходимо учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. Поэтому особая роль принадлежит созданию положительного эмоционального фона.
Решение этой задачи возможно посредством включения ребенка в театрализованную деятельность. Она помогает снять напряженность, зажатость мышц у детей, помогает научиться владеть своим телом, мимикой, голосом.
Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника.
Сделать ребенка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его анализировать прочитанное по всем канонам филологической науки. Чтобы воспитать в ребенке читателя, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать и следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом и быть искренним в выражении своих чувств, тогда то он и не заметит, как и когда рядом с ним вырастет содержательный и глубокий человек.
Л.С. Выготский говорил, что «Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов различных по своей направленности. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки».
Поэтому одной из основ для развития речи у детей дошкольного возраста является знакомство дошкольника с художественным словом.
Реалистические рассказы, сказки, стихи являются одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь и тем самым способствует развитию речи ребенка. Слушая рассказ или сказку ребенок живет жизнью героев, учится сочувствовать положительному герою и осуждать зло.
Важно, при ознакомлении с художественными произведениями создать яркие образы произведения, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, меткость и выразительность языка. Это помогает чувствовать красоту художественного слова, легко и быстро запоминать небольшие сказки, народные песенки, стихи и потешки.
Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления. Именно поэтому в федеральном государственном образовательном стандарте, обязательном при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребёнка к школе.
Работая по программе «От рождения до школы», определены следующие задачи по разделу «Художественная литература»:
Воспитание интереса и любви к чтению;
Развитие литературной речи;
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Поддержание и развитие детской эмоциональности.
иллюстрации.
Средний дошкольный возраст (4-5лет).
Исходя из особенностей обогащённого литературного и пополненного жизненного опыта детей, в средней группе стоят задачи:
- продолжать формировать у детей интерес к книге;
- учить внимательно слушать и слышать произведение;
- видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
- развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;
- поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
- поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.
Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой
1 группа – словесные, 2 группа – наглядные, 3 группа – практические.
Метод
Приемы
Словесный
Чтение произведений. Чтение с продолжением.
Вопросы к детям по содержанию произведений.
Пересказ произведения.
Заучивание наизусть.
Выразительное чтение.
Беседа по произведению, о книге, после чтения.
Прослушивание грамзаписи.
Практический
Элементы инсценировки.
Игры-драматизации.
Дидактические игры.
Театрализованные игры.
Использование разных видов театра.
Игровая деятельность. Инсценирование.
Наглядный
Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
Элементы инсценировки.
Движение пальцами, руками
Схемы.
Алгоритмы.
Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов.
Формы традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые можно использовать в работе с детьми:
НОД по знакомству с художественной литературой
.
Образовательные ситуации
.
Традиция ежедневного чтения
(
перед обедом, перед сном или в вечернее время ).
Оформление
книжных уголков
в группах.
Оформление выставок.
Неделя детской книги
.
Литературные викторины
Сюжетные игры
:
«Театр», «Концерт», где дети читают стихи, произведения устного народного фольклора
.
Театрализованная деятельность
(пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).
Вывод:
Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
Педагог должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным.
Перед педагогом стоит важная задача- каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Из программы
Приобщение
к художественной литературе
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.
Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации,правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки,рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведению.
Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомитьс книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Примерный список литературы
для чтения детям
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Наш козел…»; «Зайчишка-трусишка…»;
«Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси…»; «Ножки, ножки, где вы были?..»,
«Сидит, сидит зайка…», «Кот на печку пошел…», «Сегодня день целый…»,
«Барашеньки…», «Идет лисичка по мосту…», «Солнышко-ведрышко…»,
«Иди, весна, иди, красна…».
Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов
с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр.
А. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка
и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и
козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля;
«Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.
Фольклор народов мира
Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус;
«Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.
Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из
сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака;
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья
Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред.
С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние лис-
тья по ветру кружат…»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…»; Я. Аким.
«Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет…» (из
стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает…»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз,
Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»;
Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»;
«Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень
страшная история».
Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшеб-
ная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;
К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов.
«Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям…», «Мальчик стерег
овец…», «Хотела галка пить…».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского»,
пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим»
(главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу
Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика,
который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
Произведения для заучивания наизусть
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар.
песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой ца-
ревне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю,
что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»;
В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.