Основная проблема сегодняшнего дня – воспитание всесторонней развитой личности. Данный проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ» акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний по речевому развитию, но и на воспитательный, познавательный, обучающий аспекты в работе с воспитанниками и родителями.
Практическая значимость: проект совершенствует и развивает познавательно-речевые навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника. Инновационная направленность: использование инновационной педагогической технологии ТРИЗ в познавательно-речевой деятельности. В основу данного проекта положены следующие идеи:
· воспитание образования ребенка на основе познавательно-речевого развития ребенка;
· развитие познавательных способностей дошкольника и родителя;
· подготовка родителя к сотрудничеству с педагогом и ребенком.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Улыбка»
Педагогический проект
Развитие речи детей
старшего дошкольного возраста
на основе использования элементов
технологии ТРИЗ
«Вот оно какое наше лето…»
Автор: Григорьева Ольга Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
II. Обоснование необходимости проекта……….............……………….…....4
III. Цели и задачи проекта, предполагаемые результаты………….……..…..7
IV. Содержание проекта, план реализации проекта…………….……….…...8
V. Ресурсное обеспечение…………………………………………..….……...20
VI. Партнеры……………………………………….………………..…….……21
VII. Целевая аудитория проекта ...…..…………………….…………..…..…22
VIII. Перспективы развития……………………..……………………….……22
IX. Список литературы…………………………………….….……..……...…23
Пояснительная записка
Основная проблема сегодняшнего дня – воспитание всесторонней развитой личности. Данный проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ» акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний по речевому развитию, но и на воспитательный, познавательный, обучающий аспекты в работе с воспитанниками и родителями.
Практическая значимость: проект совершенствует и развивает познавательно-речевые навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника. Инновационная направленность: использование инновационной педагогической технологии ТРИЗ в познавательно-речевой деятельности. В основу данного проекта положены следующие идеи:
воспитание образования ребенка на основе
познавательно-речевого развития ребенка
;
развитие познавательных способностей дошкольника и родителя;
подготовка родителя к сотрудничеству с педагогом и ребенком.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
В последнее время снижается уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способностей формирует личность ребёнка, помогает решать многие задачи его воспитания и развития, подготовить к обучению в школе.
Детский сад – первое звено в системе образования. И основная задача детского сада сегодня – не напичкать детей знаниями на пороге школы, а с помощью знаний заложить фундамент поликультурной личности, обладающей коммуникативной компетентностью и способностью налаживать общение с окружающими при помощи речевых средств.
Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей.
Развитие речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в развитии речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях. Очевидно, что сегодня необходимо менять способы работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников.
Поэтому важную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста играет выбор педагогических технологий в обучении дошкольников. Самым эффективным в плане речевой активизации дошкольников, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышением коммуникативных компетенции детей являются нетрадиционные методики обучения, адаптированные к дошкольному возрасту. Одной из таких технологий является технология – Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ).
Отличительная особенность данной технологии заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной речевой деятельности.
Ребёнок, владеющий элементами ТРИЗ, может сам решать свои проблемы, причём нестандартно, неординарно.
Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии речи у детей дошкольного возраста являются:
повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;
повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
формирование навыков связной речи:
ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого
воображения, художественного вкуса;
положительная динамика в развитии памяти:
ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;
активизация мыслительной деятельности:
ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант)
снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (
эмпатия
).
Новизна представленного опыта заключается в том, что реализация задач по речевому развитию возможна через подбор содержания речевого и учебно-познавательного материала на основе ТРИЗ технологий.
Результативность опыта доказана динамикой результатов развития детей по образовательной области «Речевое развитие»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Цель проекта – развитие речи старших дошкольников посредством использования технологий ТРИЗ и экологических и эколого-эстетических объектов ДОУ.
Задачи проекта:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
использовать
технологию ТРИЗ
в работе по развитию речи у
старших
дошкольников.;
проверить целесообразность и успешность примен
ения технологии ТРИЗ
в образовательной деятельности
по развитию речи дошкольников;
взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
создать предметно-развивающую среду для примен
ения технологии ТРИЗ
(картотеки,
эмблемы, учебно-дидактические пособия,
дидактические игры).
Ожидаемые результаты:
Проект разработан с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Позволяет проводить работу по изучению материала от более общего к более частному, от более лёгкого к более трудному, от близкого к далекому; не обременяет дошкольников чрезмерным количеством изучаемого материала, способствует тому, чтобы содержание обучения отвечало детским возможностям.
При проведении тренингов ребенок, отвечая на вопросы должен постепенно переходить от односложных предложений к развернутым текстам, сам произносить имена признаков, самостоятельно составлять творческие рассказы.
Занятия с применением технологии ТРИЗ помогут детям находить и называть противоречивые свойства разных объектов и явлений. Дети научатся составлять загадки, рассказы по серии картин и по сюжетной картине.
Процесс реализации проекта даст возможность укрепить плодотворную связь «родители – дети – педагог», «детский сад – школа».
Направленность: познавательно-речевое развитие детей.
Вид проекта: обучающий, творческий, игровой, групповой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта:3 мес.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
1 этап - подготовительный этап (май-2020 года)
разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников;
создание речевой среды
по технологии ТРИЗ
используя экологические точки ДОУ
.
2 этап — основной этап ( 2020года - август 2020года)
Проведение серии мероприятий с детьми, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с использование ТРИЗ-технологий, развивающей среды ДОУ взаимодействие с родителями, педагогами.
3 этап — заключительный этап (Сентябрь 2020год)
р
ефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и
затруднений
проведенной работы:
организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);
анализ проведенного проекта.
Обогащение предметно – развивающей среды:
приобретение нового наглядного материала по данной теме;
разработка и изготовление практического материала;
разработка конспектов занятий и мероприятий;
оформление памяток и консультаций для родителей и педагогов по технологии ТРИЗ.
Работа с детьми:
Проводить занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением элементов технологии ТРИЗ: учить детей находить сквозных героев и объектов на всех картинках серии, называть действия героев и догадаться зачем это он делает; учить детей составлять связанный рассказ, придумывать название рассказа; применять круги Луллия.
Работа с родителями:
1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Развитие речи детей по технологии ТРИЗ», «Как развивать речь ребенка».
2) памятки: «Артикуляционная гимнастика», «Говорю с ребенком на языке игры», «Факторы успешного речевого развития детей», анкетирование родителей.
3) Родительские собрания «Применение технологии ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников».
Работа с педагогами:
Консультации: «Применение технологии ТРИЗ на занятиях по речевому развитию».
№
п/п
сроки
Содержание работы
Ответственные
1-й этап – Подготовительный этап
1
май 2020г.
Разработка перспективного плана на период для детей старшего дошкольного возраста
воспитатели
Май 2020
Оформление и использование экологических,эколого-эстетических объектов в ДОУ как развивающую предметно- пространственную среду по технологии ТРИЗ (круги Луллия; серия картин для составления логических рассказов; пособие «Гусеничка», «Часы»; оформление альбома загадок и сказок)
воспитатели
2
Май 2020г.
Беседа с родителями «Знакомство с проектом»
воспитатели
Май -август
Оформление информационного стенда для родителей, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по теме проекта:
«Артикуляционная гимнастика для детей»;
«Как развивать навык речи детей»;
«Основы ТРИЗ технологии»;
«Пальчиковые игры и их значение в развитии детей дошкольного возраста».
воспитатели
2-й этап – основной
1
Июнь – август 2020г.
воспитатели
2
Июнь – август 2020г.
Тренинг для детей с использованием природных объектов
воспитатели, родители
3
Июнь – август 2020г.
составление фантастических рассказа с использованием вспомогательных объектов естественной и искусственной природы.
воспитатели
3-й этап – заключительный
1
Сентябрь 2020г.
Подведение итогов реализации проекта:
семинар для педагогов ДОУ
воспитатели
В основу разработки проекта легли методологические подходы по формированию речи у старших дошкольников:
Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия (Технология ТРИЗ)» (формирование у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений; способствует развитию у ребенка качеств активного созидателя, воображения, творческого подхода к действиям);
Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ)» (развитие творческих способностей, мыслительных операций, воображения, логического мышления, обогащение словарного запаса);
Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ)» (формирование умения составлять рассказы по серии картин, самостоятельное разложение картин составление по ним рассказа);
О.М. Подгорных «Формирование целостной картины мира у детей» (формирование развитого воображения, нестереотипного и нешаблонного мышления у детей).
Методическое сопровождение данной технологии включает:
перспективные планы
образовательной
работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с элементами технологии ТРИЗ;
подбор серии картинок для составления логических рассказов;
подбор дидактических
речевых
игр
по ТРИЗ;
конспекты занятий по ознакомлению детей с кругами
Луллия
;
педагогический
мониторинг оценки уровня развития речи детей старшего
дошкольного возраста
;
консульта
ции
для родителей;
консульта
ции
для
педагогов
.
Поэтапная работа по ознакомлению детей
старшего дошкольного возраста с технологией ТРИЗ
1 этап. Развитие и обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, звуковой культуры речи, связной речи
Выделение объектов• Установление взаимосвязей между объектами.• Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств).• Описание изображенного средствами символической аналогии (сравнения, метафоры).• Представление об объектах в рамках всего времени их существования • Описание местонахождения объектов • Представление себя в качестве одного из объектов.• Поиски многозначности смысла сюжета.• Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов .• Создание сказок нравственно-этического, нравственно- экологического плана по мотивам увиденного.• Составление рифмованных текстов по содержанию объекта
Картотека игр по речевому развитию с элементами ТРИЗ технологии(приложение); логические игры «Да» или «Нет»;
Пособие «Круги Луллия»
описание метода. На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов. На них располагают картинки, рисунки, слова, изречения. Круги и стрелки свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картин, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые признаки объектов.
Пособие «Гусеничка» формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.
Пособие «Часы»
Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.
«Вертолина»
Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.
2 этап Обучение детей составлению рассказов по серии картин3 этапФормирование детского декоративного творчества
Алгоритм определения состава серии картин:
1.Разложи отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета.
2.Составь краткий связный рассказ сюжета.
3.Осознать и озвучить правила составления серии картинок (то есть, ребенок должен научить кого то раскладывать картины в правильной последовательности).
Примером может служить серия картин «Разговор с цветком». Задание считается выполненным, если картины разложены в такой последовательности:
Кадр 1. Приветствие цветка.
Кадр 2. Вопрос цветку.
Кадр 3. Описание цветка.
Кадр 4. Прощание.
Этапы составления рассказа по серии картин:
Этап 1. «Паровозик из картинок»
Этап 2. «Назови место, где происходят события»
Этап 3. «Определи время событий»
Этап 4. «Найди общих героев на всех картинках»
Этап 5. «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает»
Этап 6. «Что за чем?»
Этап 7. «Составь рассказ»
Младший возраст- учить детей выбирать и использовать в своих работах элементы знакомых узоров, подбирать цвет
Алгоритм определения состава картины:
Перечисли объекты, изображенные на картине.
Схематически изобрази их на листе бумаги.
Сгруппируй по какому-либо признаку.
Озвучь правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю объекты».
Модель работы с картиной как целостной системой
Выделение объектов, изображенных на картине.
Установление взаимосвязей между объектами.
Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств).
Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, метафоры).
Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после).
Описание местонахождения объектов на картине.
Представление себя на картине в качестве одного из объектов.
Поиски многозначности смысла сюжета картины.
Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.
Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине.
Составление рифмованных текстов по содержанию картины.
Основные операции анализа объекта картины
Перечисление составляющих объект элементов, частей.
Обозначение сети взаимосвязей данного объекта с другими объектами, изображенными на картине.
Представление возможных изменений данного объекта во времени.
Выявление признаков объекта, подбор объектов с похожими признаками.
Этапы подготовительной работы составления творческих рассказов по картине:
Этап 1. Определение объекта по картине.
Этап 2. Установление взаимосвязи между объектами по картине.
Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине.
Младший возраст- учить детей выбирать и использовать в своих работах элементы знакомых узоров, подбирать цветЭтап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.
Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине.
Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.
Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени.
Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины.
Средний возраст- учить детей выбирать и использовать в своих работах элементы знакомых узоров, подбирать цвет, форму бумаги, - закреплять умения композиционно располагать элементы узоровРеализация каждого этапа представленной технологии решает определенные образовательные задачи, которые несут в себе усложнение и базируются на знаниях, умениях детей полученных на предшествующем этапе. При этом используются разнообразные методы и приемы:
«Подзорная труба», «Аукцион», «Кто самый внимательный»
«Сыщики», «Волшебник Объединяй», «Ищу друзей»
Прием «вхождения в картину», Волшебники -помощники «Я слышу», «Я ощущаю», «Я нюхаю»;
Игра «Да-
нет»на
плоскости, игра «Ожившая картина» (трехмерное пространство на ковре)
творческие задания «Покажи жестом и мимикой», «Назови наоборот», «Превратись и опиши»
VI.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Информационные:
педагогический мо
ниторинг
обобщение и распространение педагогического опыта через проведение открытых занятий, выступления на педагогических
советах, семинарах
, городских методических объединениях;
размещение информации о педагогическом опыте на сайте педагога.
Программно-методическое:
совершенствование системы работы по развитию речи на основе использования ТРИЗ технологии;
подготовка
перспективного планирования
образовательной работы с детьми;
изучение использования
игровых технологий ТРИЗ,
разработка дидактических игр
для решения задач проекта;
подготовка методических
рекомендаций
для
педагогов
.
Материально-технические:
Круги
Луллия
;
Серии картин для составления логических рассказов;
Пособия для игр-тренингов «Да и Нет», «
Гусеничка
», «Часы», «
Вертолина
».
VI. ПАРТНЕРЫ
Партнеры
Предмет отношений
Воспитатель -руководитель проекта
Разработка, реализация, руководство проектом.
Родители
Родители – это первые и главные (по силе и степени оказываемого влияния) воспитатели ребенка.
1. Принцип социального партнерства. Взаимодействие детского сада и семьи строится через открытость в решении общих задач воспитания, создание реальных возможностей участия родителей в деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе позиции – детский сад – профессиональный помощник семьи в воспитании ребенка. Исключается позиция доминирования по принципу «мы педагоги – мы лучше знаем что нужно». Формируется позиция диалога и неформального взаимодействия на основе взаимного уважения и доверия.
2. Принцип социального творчества. Детский сад – это место, где интересно и комфортно не только ребенку, но и родителю, для которого созданы все условия, помогающие раскрывать собственный родительский потенциал. Детский сад – это территория совместного семейного творчества, помогающего и ребенку, и родителю в построении партнерских отношений, развитии собственного «Я».
Работники ДОУ
Реализация системы обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, дети взаимодействует с работниками детского сада.
Библиотека
Работники библиотеки производят подбор книг для детского творчества, для решения целей организации проекта, проведение выставок детских работ по прочитанным произведениям.
Центр детского творчества, всероссийские образовательные интернет - порталы
Посещение выставок разной направленности, организуемые ДТЮ, участие воспитанников в ежегодных городских конкурсах. организуемых ДТЮ, в дистанционных интернет - конкурсах детского изобразительного творчества.
VII. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОЕКТА
Основное направления работы
Участники образовательного процесса
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе ТРИЗ технологии
Дошкольники 5-6 лет (группы общеобразовательной направленности), воспитатель
Организация работы с педагогами и родителями:
с родителями:
- знакомство с элементами ТРИЗ технологии;
- консультации;
- мастер - классы;
с педагогами:
- консультации;
- мастер-классы;
- методические рекомендации;
- презентация авторских разработок
Воспитатели всех возрастных групп, родители воспитанников.
VIII. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Можно констатировать, что проведенная мною система поэтапного развития речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ позволяет развивать связную речь детей, активизировать словарный запас детей, развивать звуковую культуру речи, обучить детей составлять логические рассказы, формировать целостную картину мира у детей
Для дальнейшего повышения эффективности работы, по развитию речи детей старшего дошкольного возраста будет продолжена работа по обогащению предметно-развивающей среды с учетом требований ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы.
Список литературы:
Альтшуллер
Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б.
Селюцкий
. Петрозаводск,1991. Ардашева Н.И. и др. Истории про … Ульяновск, 1993.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
Гин
А.А. «Да» и «нет» говорите…//
Педагогика+ТРИЗ
. Гомель, 1997. Вып.2
Гин
С.И. Мир фантазии. М., 2000.
Гин
С.И. Мир человека. М., 1993.
Никашин
А.И
. Дидактические игры для развития творческого воображения детей /Сост. Ростов-н/Д, 1991. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения //
Вопр
. Психологии. 1993. № 2.
Подгорных О.М.
Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ. –
Волгоград :
Учитель. – 123 с.
Сидорчук
Т.А.,
Лелюх
С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Практическое пособие. – 4-е изд.,
испр
.
и доп. – М.: АРКТИ, 2016. – 80 с. (
Растем умными (Технология ТРИЗ))
.
Сидорчук
Т.А.,
Лелюх
С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок:
Методич
. пособие. – М.: АРКТИ,
2016.-
28с.: ил. – (
Растем умными (Технология ТРИЗ
))
.
Сидорчук
Т.А.,
Лелюх
С.В. Познаем мир и фантазируем с кругами
Луллия
: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. М.: АРКТИ, 2017. – 40 с.: ил. (
Растем умными (Технология ТРИЗ
))
.