Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Развитие речи, как средство общения детей». Работа №306473. Номер работы: №306473

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

 

Доклад

на тему: «Развитие речи, как средство общения детей»

 

Одной из главных задач подготовительной к школе группы является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Важнейшей предпосылкой для развития речи, является правильная организация обстановки в группе, в которой у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучение грамоте, а так же вне занятий, в играх и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Основные задачи, которые использую в работе:

§  Развитие связной речи

§  Развитие лексической стороны речи

§  Формирование грамматического строя речи

§  Развитие звуковой стороны речи

§  Развитие образной речи.

Наиболее интенсивно развитие речи формируется у детей на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Это чтение литературных текстов и их пересказов, а также заучивание стихотворений и малых фольклорных форм.

Чтение художественных произведений привлекает детей не только содержанием, но и образной формой. Поэтому все произведения прочитываю выразительно. Обязательно чтение сопровождаю разнообразным наглядным материалом: это иллюстрации, расстановка силуэтов, игрушек. Учу детей строить простые и сложные предложения, пользоваться выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами), которые были использованы в тексте. Это все ведет к овладению пересказа, к углублению и уточнению художественного восприятия литературных произведений.

При заучивании стихов, малых фольклорных форм, особое внимание уделяю интонации, выразительности чтения. Это способствует смысловой законченности стихотворения, чисто говорок, потешек и развитию образной речи.

Формирование лексической стороны речи происходит на занятиях по ознакомлению с окружающей действительностью, оно занимает одно из важных мест в работе по развитию речи. На этих занятиях дети усваивают словесные обозначения - это название предметов, материалов. Знакомя детей с окружающей действительностью: лесом, полем, садом, понятием об овощах и фруктах, о съедобных не съедобных грибах, транспортом, семьёй, свойствами материалов (металл, дерево, пластмасса), профессиями и т.д., стараюсь пополнить словарный запас. Учу детей образовывать слова в роде, числе и падеже; называть родственные слова, определять и называть признаки предметов, а так же уметь объяснять многозначность слов. Например дерево: ствол - ветви - хвоя -листья - зеленое - пушистое - растет - стареет и т.д. или слово игла: нить - вышивать -острая - тупая - тонкая - металлическая - длинная - узор - одежда - платье - шить. На этих занятиях стремлюсь к тому, чтобы речь детей приобретала такие качества, как точность правильность, выразительность.

Не менее динамично развитие речи происходит в игровой деятельности. В играх приходится выбирать ведущего, используя считалки, а подвижные игры стараюсь провести с детьми такие, где есть проговаривание текста: игра «Мышеловка» - (ах, как мыши надоели всё погрызли все поели...), «Окошечки» - (вокруг домика хожу и в окошечки гляжу...), «Дед Мазай» (здравствуй дедушка Мазай из корзинки вылезай), «Золотые ворота» - (тра- та та. тра-та-та открываем ворота..), «Бояре» - (Бояре а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли..)

У детей в шесть-семь лет мыслительно-речевая деятельность приобретает более сложные формы. Ребенок интересуется не только содержанием слышимой речи, но его внимание всё больше начинает привлекать языковая форма выражения мыслей, рассуждений, впечатлений.

Предложить можно детям поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Путешественники», «Дочки-матери», «Больница» и при этом, объясняя не только содержание игры, но и привлекая внимание детей к объяснению содержания, обращая внимание на то, что одну и туже мысль можно выразить по разному, используя предложения разного типа. Например игра «Светофор». В соответствии с игровой ситуацией на светофоре «загорится» красный свет. И машины остановятся, можно произнести следующие фразы: «На светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился», или «когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился», или «автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают эти предложения. Новый эпизод игры (на светофоре - зеленый свет, машины двинулись). Спрашиваю детей: « О чем и как вы скажите?» Дети высказываются, строя предложения по той же схеме. И так меняя эпизоды игры, нацеливаю детей на новые высказывания. Активно использую дидактические игры.

«Потерялся поясок» - упражнение детей в различии большого количества оттенков цвета. Совершенствуется навык описания предметов одежды.

«Кто как двигается» - расширяем словарь детей, используем в речи глаголы, учим соотносить название глагола движения с действием животного.

 «У кого сколько?» - упражнение детей в согласовании числительных с существительными и т. д.

Развитие речи детей происходит и в повседневной жизни: это общение детей друг с другом и со взрослыми. Это сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической.

При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию умения у детей строить монолог (спрашивать, отвечать, объяснять...), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого использую беседы на разнообразные темы: «Любимая детская телепередача», «Твоя семья», «Как ты провел выходной», «Твой лучший друг» т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от ситуации. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи.

Дошкольный возраст - благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.

Работа:
Доклад
на тему: Развитие речи, как средство общения детей
Одной из главных задач подготовительной к школе группы является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Важнейшей предпосылкой для развития речи, является правильная организация обстановки в группе, в которой у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучение грамоте, а так же вне занятий, в играх и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Основные задачи, которые использую в работе:
Развитие связной речи
Развитие лексической стороны речи
Формирование грамматического строя речи
Развитие звуковой стороны речи
Развитие образной речи.
Наиболее интенсивно развитие речи формируется у детей на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Это чтение литературных текстов и их пересказов, а также заучивание стихотворений и малых фольклорных форм.
Чтение художественных произведений привлекает детей не только содержанием, но и образной формой. Поэтому все произведения прочитываю выразительно. Обязательно чтение сопровождаю разнообразным наглядным материалом: это иллюстрации, расстановка силуэтов, игрушек. Учу детей строить простые и сложные предложения, пользоваться выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами), которые были использованы в тексте. Это все ведет к овладению пересказа, к углублению и уточнению художественного восприятия литературных произведений.
При заучивании стихов, малых фольклорных форм, особое внимание уделяю интонации, выразительности чтения. Это способствует смысловой законченности стихотворения, чисто говорок, потешек и развитию образной речи.
Формирование лексической стороны речи происходит на занятиях по ознакомлению с окружающей действительностью, оно занимает одно из важных мест в работе по развитию речи. На этих занятиях дети усваивают словесные обозначения - это название предметов, материалов. Знакомя детей с окружающей действительностью: лесом, полем, садом, понятием об овощах и фруктах, о съедобных не съедобных грибах, транспортом, семьёй, свойствами материалов (металл, дерево, пластмасса), профессиями и т.д., стараюсь пополнить словарный запас. Учу детей образовывать слова в роде, числе и падеже; называть родственные слова, определять и называть признаки предметов, а так же уметь объяснять многозначность слов. Например дерево: ствол - ветви - хвоя -листья - зеленое - пушистое - растет - стареет и т.д. или слово игла: нить - вышивать -острая - тупая - тонкая - металлическая - длинная - узор - одежда - платье - шить. На этих занятиях стремлюсь к тому, чтобы речь детей приобретала такие качества, как точность правильность, выразительность.
Не менее динамично развитие речи происходит в игровой деятельности. В играх приходится выбирать ведущего, используя считалки, а подвижные игры стараюсь провести с детьми такие, где есть проговаривание текста: игра Мышеловка - (ах, как мыши надоели всё погрызли все поели...), Окошечки - (вокруг домика хожу и в окошечки гляжу...), Дед Мазай (здравствуй дедушка Мазай из корзинки вылезай), Золотые ворота - (тра- та та. тра-та-та открываем ворота..), Бояре - (Бояре а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли..)
У детей в шесть-семь лет мыслительно-речевая деятельность приобретает более сложные формы. Ребенок интересуется не только содержанием слышимой речи, но его внимание всё больше начинает привлекать языковая форма выражения мыслей, рассуждений, впечатлений.
Предложить можно детям поиграть в сюжетно-ролевые игры: Путешественники, Дочки-матери, Больница и при этом, объясняя не только содержание игры, но и привлекая внимание детей к объяснению содержания, обращая внимание на то, что одну и туже мысль можно выразить по разному, используя предложения разного типа. Например игра Светофор. В соответствии с игровой ситуацией на светофоре загорится красный свет. И машины остановятся, можно произнести следующие фразы: На светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился, или когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился, или автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет. Дети проговаривают эти предложения. Новый эпизод игры (на светофоре - зеленый свет, машины двинулись). Спрашиваю детей: О чем и как вы скажите? Дети высказываются, строя предложения по той же схеме. И так меняя эпизоды игры, нацеливаю детей на новые высказывания. Активно использую дидактические игры.
Потерялся поясок - упражнение детей в различии большого количества оттенков цвета. Совершенствуется навык описания предметов одежды.
Кто как двигается - расширяем словарь детей, используем в речи глаголы, учим соотносить название глагола движения с действием животного.
У кого сколько? - упражнение детей в согласовании числительных с существительными и т. д.
Развитие речи детей происходит и в повседневной жизни: это общение детей друг с другом и со взрослыми. Это сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической.
При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию умения у детей строить монолог (спрашивать, отвечать, объяснять...), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого использую беседы на разнообразные темы: Любимая детская телепередача, Твоя семья, Как ты провел вьгходной, Твой лучший друг т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от ситуации. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи.
Дошкольный возраст - благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×