Развитие речи на уроках русского языка предполагает, что главным в обучении детей должно быть не столько сообщение о различных аспектах языка (фонетика, морфология, синтаксис), сколько формрование навыков практического использования различных языковых категорий в речи.
Одним из условий успешного развития речи учащихся является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию речь учителя.
Успех работы над развитием речи с учащимися с ЛИН заключается в создании творческого союза всех педагогов школы, общая цель которого: развитие письменной и устной речи ребенка. Чтобы достичь удовлетворительных результатов в процессе коррекции или совершенствования устной и письменной формы речи наших учащихся необходимо постоянно следить и выявлять характерные трудности в работе над произношением и написанием звуков и букв, над словом, предложением, текстом. И только основываясь на полученных результатах корректировать и строить свою совместную работу педагогов с учителем русского языка и литературы и логопедом.
Развитие речи на уроках русского языка с обучающимися с ЛИН
(Методические рекомендации)
Речь есть, прежде всего,
средствосоциальногообщения,
средство высказывания и понимания.
Л.С. Выготский
Речь-это форма общения, сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей, опосредованная языком. Она изменяет и совершенствует язык. Речь является основным механизмом мышления, вне речи невозможно формирование сознания.
Нельзя не сказать о связной речи учащихся с легкой степенью отсталости. Связной может быть названа такая устная речь, в которой описание фактов происходит последовательно в их временной взаимосвязи и имеет законченную мысль.
Можно выделить следующие особенности связной устной речи у умственно отсталых детей легкой степени:
Использование ситуативной речи.
Трудность формулировки высказывания.
Замена высказывания мимикой и жестом.
Малая развёрнутость фрагментарность высказывания.
Трудности при общении с окружающими.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.
Педагогам, работающим с учащимися с легкой степенью умственной отсталости необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой. Известно, что письмо присутствует на уроках каждого предмета, и то, как учащийся может устно или письменно выразить свою мысль или даже просто записать слова учителя, показывает, насколько нашим детям согласно их психофизическим данным сложно это сделать.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений устной и письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испытывающих затруднения в овладении письменной речью. Отклонения в формировании речевой деятельности приводят к трудностям овладения письмом, которые проявляются в недостаточной способности осуществлять звукобуквенный анализ слов при чтении и письме, специфических заменах букв и искажениях структуры слова, недостаточном темпе чтения и письма, уровне понимания читаемого, а также недостаточной выразительности чтения.
Особую значимость в организации коррекционной работы в школе имеет совместная деятельность учителя русского языка и литературы и учителя-логопеда. Эта деятельность требует постоянного контакта, взаимных консультаций, корректировки приемов и методов работы с детьми с нарушениями речи. Ведь у учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы общие задачи. Основной из них является:
• обеспечение успешного овладения базовыми универсальными действиями (БУД) учащимися с нарушением речи.
Осуществление данной задачи зависит от контакта логопеда, учителя русского языка и литературы и всех педагогов школы. Очень важным и ответственным в работе является закрепление отработанных на логопедических занятиях навыков по коррекции устной и письменной речи. И здесь уже каждый учитель осуществляет контроль над правильной речью, участвует в формировании навыков самоконтроля учащихся.
Чаще всего учитель-логопед рекомендует:
• Соблюдать педагогический такт к детям, имеющим нарушения речи.
• При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.
• Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.
• Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихи с пройденными звуками.
• Следить за правильным произношением звуков детьми.
• Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.
Учитель русского языка и литературы рекомендует педагогам на каждом уроке или мероприятии ставить задачи, которые тесно связаны с их предметом и развитием предметных действий обучающихся:
развитие речи
детей
, пополнение словарного запаса;
воспитание интонационной выразительности речи
;
совершенствование коммуникативной компетенции учащихся;
воспитание у учащихся самоконтроля за речью
;
формировать умение творчески применять знания
;
развивать мышление, речь и навык выразительного чтения.
При этом необходимо обращать на результаты базовых учебных действий:
1.познавательные:
сравнение (нахождение общего и различного в
изучаемом материале
)
;
анализировать
изучаемый материал
, делать выводы,
строить рассуждение по образцу.
2. коммуникативные:
взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникаци
;
умение отвечать на поставленные
вопросы
;
умение владеть собой и регулировать свое поведение в разных обстоятельствах.
3. личностные:
осущ
ествлять целеполагание;
стремиться к личностному самоопределению;
стремиться к обогащению собственной речи.
4. регулятивные:
контроль за результатами деятельности;
коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит
усвоению;
выбор способов действия.
Успех коррекционной - развивающей работы с учащимися с ОВЗ заключается в создании творческого союза всех педагогов школы, общая цель которого: развитие письменной и устной речи ребенка. Чтобы достичь удовлетворительных результатов в процессе коррекции или совершенствования устной и письменной формы речи наших учащихся необходимо постоянно следить и выявлять характерные трудности в работе над произношением и написанием звуков и букв, над словом, предложением, текстом. И только основываясь на полученных результатах корректировать и строить свою совместную работу педагогов с учителем русского языка и литературы и логопедом.