Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Развитие речи на уроках русского языка с обучающимися с ЛИН . Работа №296218

Дата публикации:
Автор:
Описание:

     Развитие речи на уроках русского языка предполагает, что главным в обучении детей должно быть не столько сообщение о различных аспектах языка (фонетика, морфология, синтаксис), сколько формрование навыков практического использования различных языковых категорий в речи.

  Одним из условий успешного развития речи учащихся является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию речь учителя.

      Успех работы над развитием речи с  учащимися с ЛИН заключается в создании творческого союза всех педагогов школы, общая  цель которого: развитие письменной и устной речи ребенка. Чтобы достичь удовлетворительных результатов в процессе коррекции или совершенствования устной и письменной формы речи наших учащихся необходимо постоянно следить и  выявлять  характерные трудности в работе над произношением  и написанием звуков и букв, над словом, предложением, текстом. И только основываясь на полученных результатах корректировать и строить свою совместную работу педагогов с учителем русского языка и литературы и логопедом.

 

 

Работа:

Развитие речи на уроках русского языка с обучающимися с ЛИН

(Методические рекомендации)

 

Речь есть, прежде всего,

средствосоциальногообщения,

средство высказывания и понимания.

Л.С. Выготский

Речь-это форма общения, сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей, опосредованная языком. Она изменяет и совершенствует язык. Речь является основным механизмом мышления, вне речи невозможно формирование сознания.

Нельзя не сказать о связной речи учащихся с легкой степенью отсталости. Связной может быть названа такая устная речь, в которой описание фактов происходит последовательно в их временной взаимосвязи и имеет законченную мысль.

Можно выделить следующие особенности связной устной речи у умственно отсталых детей легкой степени:

Использование ситуативной речи.

Трудность формулировки высказывания.

Замена высказывания мимикой и жестом.

Малая развёрнутость фрагментарность высказывания.

Трудности при общении с окружающими.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Педагогам, работающим с учащимися с легкой степенью умственной отсталости необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой. Известно, что письмо присутствует на уроках каждого предмета, и то, как учащийся может устно или письменно выразить свою мысль или даже просто записать слова учителя, показывает, насколько нашим детям согласно их психофизическим данным сложно это сделать.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений устной и письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испытывающих затруднения в овладении письменной речью. Отклонения в формировании речевой деятельности приводят к трудностям овладения письмом, которые проявляются в недостаточной способности осуществлять звукобуквенный анализ слов при чтении и письме, специфических заменах букв и искажениях структуры слова, недостаточном темпе чтения и письма, уровне понимания читаемого, а также недостаточной выразительности чтения.

Особую значимость в организации коррекционной работы в школе имеет совместная деятельность учителя русского языка и литературы и учителя-логопеда.     Эта деятельность требует постоянного контакта, взаимных консультаций, корректировки приемов и методов работы с детьми с нарушениями речи. Ведь у учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы общие задачи. Основной из них является:

обеспечение успешного овладения базовыми универсальными действиями (БУД) учащимися с нарушением речи.

Осуществление данной задачи зависит от контакта логопеда, учителя русского языка и литературы и всех педагогов школы. Очень важным и ответственным в работе является закрепление отработанных на логопедических занятиях навыков по коррекции устной и письменной речи. И здесь уже каждый учитель осуществляет контроль над правильной речью, участвует в формировании навыков самоконтроля учащихся.

Чаще всего учитель-логопед рекомендует:

• Соблюдать педагогический такт к детям, имеющим нарушения речи.

• При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.

• Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.

• Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихи с пройденными звуками.

• Следить за правильным произношением звуков детьми.

• Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.

Учитель русского языка и литературы рекомендует педагогам на каждом уроке или мероприятии ставить задачи, которые тесно связаны с их предметом и развитием предметных действий обучающихся:

развитие речи

детей

, пополнение словарного запаса;

воспитание интонационной выразительности речи

;

совершенствование коммуникативной компетенции учащихся;

воспитание у учащихся самоконтроля за речью

;

формировать умение творчески применять знания

;

развивать мышление, речь и навык выразительного чтения.

При этом необходимо обращать на результаты базовых учебных действий:

1.познавательные:

сравнение (нахождение общего и различного в

изучаемом материале

)

;

анализировать

изучаемый материал

, делать выводы,

строить рассуждение по образцу.

2. коммуникативные:

взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникаци

;

умение отвечать на поставленные

вопросы

;

умение владеть собой и регулировать свое поведение в разных обстоятельствах.

3. личностные:

осущ

ествлять целеполагание;

стремиться к личностному самоопределению;

стремиться к обогащению собственной речи.

4. регулятивные:

контроль за результатами деятельности;

коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит

усвоению;

выбор способов действия.

Успех коррекционной - развивающей работы с учащимися с ОВЗ заключается в создании творческого союза всех педагогов школы, общая цель которого: развитие письменной и устной речи ребенка. Чтобы достичь удовлетворительных результатов в процессе коррекции или совершенствования устной и письменной формы речи наших учащихся необходимо постоянно следить и выявлять характерные трудности в работе над произношением и написанием звуков и букв, над словом, предложением, текстом. И только основываясь на полученных результатах корректировать и строить свою совместную работу педагогов с учителем русского языка и литературы и логопедом.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×