"Развитие речи в театрализованной деятельности"
Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной период вносит что-то новое в его речевое становление. Более весомые ступеньки овладения речью приходятся на дошкольный период.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, наблюдая за играми моих воспитанников, я пришла к выводу, что именно театрализованная деятельность имеет большое значение для речевого развития: стимулируется активная речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребёнок старается говорить четко, что бы его все поняли. Театрализованная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Свою работу по развитию речи детей через театрализованную деятельность провожу поэтапно: сначала подобрала литературные произведения, доступные пониманию детей 3-4 лет. С помощью родителей оформила уголок театрализованной деятельности: атрибуты, простые декорации, элементы костюмов, различные виды театров, дидактические, ширмы для кукольного и настольного театра.
Прежде чем организовать показ представления работаю над сценической выразительностью: определением целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпа и ритма исполнения, мимики, интонации; над характером роли: согласованием движений и речи, интонацией, мимикой и характером роли.
Всегда стараюсь вызвать у моих малышей интерес к содержанию произведения, которое будет использоваться в инсценировке – это и речевые игры и упражнения, и элементы сказкотерапии, и игры с настольным или кукольных театром по сказкам, и разыгрывание отрывков и многое другое.
С удовольствием дети слушают знакомые сказки, включаются в игры-драматизации, подготовку и разыгрывание сказок, инсценировки песен, театральные этюды.
Список литературы
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников, М., КНОРУС», 2003г.
- Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. — М., «КНОРУС», 2007.
- Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
"Развитие речи в театрализованной деятельности"
Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной период вносит что-то новое в его речевое становление. Более весомые ступеньки овладения речью приходятся на дошкольный период.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, наблюдая за играми моих воспитанников, я пришла к выводу, что именно театрализованная деятельность имеет большое значение для речевого развития: стимулируется активная речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребёнок старается говорить четко, что бы его все поняли. Театрализованная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Свою работу по развитию речи детей через театрализованную деятельность провожу поэтапно: сначала подобрала литературные произведения, доступные пониманию детей 3-4 лет. С помощью родителей оформила уголок театрализованной деятельности: атрибуты, простые декорации, элементы костюмов, различные виды театров, дидактические, ширмы для кукольного и настольного театра.
Прежде чем организовать показ представления работаю над сценической выразительностью: определением целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпа и ритма исполнения, мимики, интонации; над характером роли: согласованием движений и речи, интонацией, мимикой и характером роли.
Всегда стараюсь вызвать у моих малышей интерес к содержанию произведения, которое будет использоваться в инсценировке – это и речевые игры и упражнения, и элементы сказкотерапии, и игры с настольным или кукольных театром по сказкам, и разыгрывание отрывков и многое другое.
С удовольствием дети слушают знакомые сказки, включаются в игры-драматизации, подготовку и разыгрывание сказок, инсценировки песен, театральные этюды.
Список литературы
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников, М., КНОРУС», 2003г.
Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. — М., «КНОРУС», 2007.
Зинкевич
– Евстигнеева Практикум по
Сказкотерапии
. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.
Маханева
М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.