Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

razvitie-svyaznoy-rechi-u-detey-logopato. Работа №278780

Дата публикации:
Автор:
Описание:

  https://youtu.be/j1lkBCAitGg   ссылка на презентацию по теме

 «Развитие связной речи         

у  детей–логопатов  с помощью ТРИЗ технологии»

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики и которые проявляются в различных видах деятельности:  коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются:                                                                                                            -формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;                                                                                                                                 -развитие творческих способностей;                                                                                                           -формирование качеств творческой личности.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:                                                                                        - расширению словарного запаса;                                                                                            - развитию связной речи (диалогической и монологической);                                               - развитие коммуникативных навыков;                                                                                         - интеллектуального развития;                                                                                                                   - творческого развития (фантазирование);                                                                    Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, мы учитываем принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.      

  «Развитие связной речи          у  детей–логопатов  с помощью ТРИЗ технологии»

Связная речь – это речь содержательная, логичная и последовательная. В качестве опоры для описательного рассказа мы давно используем в  своей работе разнообразные  схемы, предложенные санктпетербургскими педагогами, которые используют ТРИЗ педагогику.

слайды

1,2,3, 4,5, 6, 7

Сенсорные впечатления – это основа познания мира. Чем точнее различает ребенок свои ощущения – понимает, что именно он слышит, видит, осязает, воспринимает на вкус – тем быстрее он сможет развиваться. Получив ответ на вопрос «Что это?» и «Какое оно?», дети могут представить себе разнообразные предметы, сравнить их, описать качества.

слайды схемы-стихи

8, 9, 10,11,12

Заучивание стихов на основе картинно-графических схем особенно актуально для наших детей с речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью. Память наших детей устроена таким образом, что в ней крепче фиксируются зрительные образы. Следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального. Поэтому мы в своей работе используем схемы  для заучивания стихов.

Загадки

слайды 13, 14, 15, 16

Далее мы учим детей составлять загадки.

По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют формировать у детей навыки восприятия и использовать в речи доказательства и описания. Отгадывание и составление загадок способствуют активному сознательному развитию речи детей, обогащают их словарь.

1 сначала составляется опорная таблица

2 выбирается объект

3  таблица заполняется, подбираем к предмету признак и действие и с чем (кем) можно сравнить.

4 используется вставка слов – связки   как, или   но не.

Играем подгруппами. Первая подгруппа составляет свою загадку, вторая отгадывает, и наоборот.

В своей работе мы используем дидактические  игры «Дразнилки» Игровые упражнения по закреплению словообразования действий.

слайды

17, 18

Сравнение, вхождение в образ

слайды 19, 20, 21,22

На следующем этапе дети учатся составлять описание двух предметов с контрастными признаками. Дети обучаются составлению сложно-сочиненных предложений с союзами «а», «и»  с вхождением в образ. Это могут быть два предмета по любой лексической теме.  Дети выбирают себе одну из предложенных ролей, «входят в образ» и по очереди составляют предложение.

Например:  я - лиса, а я - заяц,

я - дикое животное и я - дикое животное,

я - хищница, а я –травоядный,

я тебя съем, а я от тебя убегу.

слайды

23, 24

 На протяжении многих лет, работая в логопедической группе,   мы особое внимание уделяем театрализованной деятельности. Свою театральную студию мы назвали  «Теремок».

слайды 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32,33

Работу мы  начали с обновления речевой  развивающей среды в группе, так как она оказывает большое влияние на формирование творческих способностей детей. Изготовили мини-театр, подобрали необходимые материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

слайды 34,35,36

Мы используем разные виды театров, но больше всего нашим  детям нравится управлять куклами. В конце учебного года, как подведение итогов,  мы показываем кукольное представление для детей и родителей.

слайды

37, 38, 39, 40

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками,

Сказки являются необходимым и благоприятным материалом развития творческого, креативного мышления детей. И, конечно же, необходимой базой для сочинения собственных сказок. Чтобы легко придумывать, составлять сказки, нужно, чтобы персонажи сказок были знакомы детям, чтобы между ними была эмоциональная связь, благодаря которой мы можем влиять на сознание, любознательность, любопытства ребенка, чтобы дети понимали, с какими трудностями связаны персонажи. Сначала предлагаем детям придумать свой конец к известным сказкам: «Теремок», «Колобок», «Репка» и др..

слайды

41, 42

Например: в сказке «Заюшкина избушка» дети придумывают, что не петух спас зайчика, а медведь. Дети решили, что он самый сильный и сумеет прогнать лису.

слайд    43

В сказке «Теремок», всем  животным хватило места в теремке, а медведь не стал разрушать теремок, а поселился рядом с теремком, ведь летом он спит на траве. Он будет охранять  теремок, а зимой он построит берлогу рядом с теремком.

Слайды

 44, 45, 46

Используя метод каталога, разработанного профессором  Берлинского  университета Э. Кунце в 1932г., где  суть  его  заключается  в построении  связного  текста  сказочного  содержания  с  помощью наугад  выбранных  персонажей,  мы учим детей  составлять  сказки,  в  которых  добро  побеждает  зло. Дети составляют сказки, опираясь на проблемную ситуацию. Например: «Коза ушла в лес и …» Имея необходимую базу, полученных знаний, дети придумывают, что могло произойти с козой, почему она ушла в лес, кого она могла встретить в лесу, кто мог ей помочь.  В нашей истории коза встречала в лесу медведя, волка, лису, которые хотели ее съесть, но коза всем отвечала: «Нет, ты  не съешь меня, я тебя забодаю!»  А когда коза встретила зайца, он помог ей вернуться домой, где ждала её бабушка.

Чтобы  дети  не  теряли  интерес  к  сочинительству,  необходимо:                    - проводить работу в  быстром  темпе (задавать  наводящие вопросы,  помогать «собирать»  сюжет)     - эмоционально  реагировать  на  каждый  ответ. Это может быть удивление,  радость, испуг  и  т.д.  Нужно поощрять любую фантазию ребенка.

последний слайд

1.КРЕДО ТРИЗ технологии  -   наша задача — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено». 

2.Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, А есть — творческие задания, где принципиально НЕТ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, где есть только разные возможности, которые каждый автор — и взрослый, и ребенок — использует так, КАК ХОЧЕТ.

3. С первых же своих творческих шагов  наши воспитанники почувствовали, что  составляя творческий описательный рассказ, придумывая загадки, входя в образ героя,  сочиняя сказку, они могут делать все, что захотят, что они — АВТОРЫ созданных  новых работ.

 

 

 

 

 

 

 

      

Пожалуйста, подождите.
x
×