Статья посвещена одной из актуальных задач музыкального воспитания - раскрытию творческого потенциала обучающихся в классе фортепиано. Опыт творческой деятельности оказывает влияние и на развитие музыкальных способностей ребёнка, и на формирование его личности. В статье описаны конкретные формы и методы работы с младшими школьниками.
Развитие творческих способностей детей на начальном этапе обучения в классе фортепиано.
МБУДО «Детская музыкальная школа № 13»
Кировского района г.Казани.
Преподаватель теоретических дисциплин
и фортепиано Запечельнюк Т. Э.
«Если мы хотим научить думать, прежде должны научить придумывать»
Дж. Родари
Раскрытие творческого потенциала ребёнка остаётся самой актуальной задачей музыкального образования XXI века. Творчество, по своей сути, есть желание создать или открыть что-то новое, интересное, что до тебя ещё не существовало, или уже существующее сделать по-другому, по-своему, лучше.
Творческое начало от природы присуще каждому ребёнку, их любознательность и стремление всё попробовать самим не знает границ. Можно сказать, что творческое самовыражение – есть норма детского развития. Безусловно, каждый ребёнок – индивидуальность, обладающая своим неповторимым комплексом психологических особенностей, задатков, в разной степени одарённая музыкальными способностями и способностью к творческой деятельности. Но, вне зависимости от того, насколько ребёнок одарён, задача педагога выявить, поддержать и развить его творческие задатки. Использование творческих заданий создаёт на уроках фортепиано живую атмосферу поиска и открытий, побуждает ребёнка проявлять инициативу, работать самостоятельно, что значительно повышает интерес к занятиям и эффективность обучения. «Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других» - писал композитор и музыкальный критик Б. Асафьев.
Самостоятельный опыт творческой деятельности воздействует и на процесс восприятия музыки, которое становиться более полным и многогранным. «Каждый человек, который в каком-либо из искусств сумел создать хоть крупицу своего, будет чувствовать, любить и понимать это искусство глубже и органичнее» (Б.Асафьев).
Развитие творческих способностей учащихся в классе фортепиано возможно проводить в двух направлениях: 1) в исполнительском творчестве, 2) в композиторском творчестве.
На протяжении всего периода работы с юными исполнителями педагогу следует избегать чисто репродуктивной направленности обучения, привнося элемент творчества в любые задания. Сам процесс музыкального исполнения есть творческий акт. Хорошо, если педагог будет совместно с ребёнком создавать исполнительский план, обсуждать особенности фразировки и туше, а не навязывать свою интерпретацию. В работе над репертуарными произведения, в зависимости от возможностей учащегося, возможны следующие задания: а) продумать исполнительскую трактовку произведения, «музыкальный сюжет», сделать в тексте соответствующие пометки, касающиеся динамики, темпа, характера звучания, б) изменить при исполнении первоначальный музыкальный образ, путём изменения темпа, штрихов и т.д., в) придумать варианты исполнения какого-либо фрагмента или фразы (сыграть фразу печально, протяжно, взволнованно, порывисто, удручённо, скорбно и т.д.), найти соответствующие исполнительские приёмы г) придумать упражнение для выработки навыка исполнения технического приёма. Транспонировать и варьировать это упражнение.
Другое направление – собственно композиторское творчество - создание собственных музыкальных композиций, импровизация, сочинение, подбор аккомпанемента.
Побудить ребёнка к сочинению музыки может желание изобразить звуками то, что его окружает. Шум ветра, дождя, голоса живых существ, гул городских улиц – всё это может послужить основой для первых звукоизобразительных опытов за фортепиано. Другое важное условие – накопление музыкальных впечатлений, слушание музыки в исполнении педагога. На первых порах это должны быть яркие программные произведения, например, «Медведь» Г. Галынина, «Ёжик» Д.Кабалевского, «Гроза» А. Гедике, «Кукуют кукушки» Э.Тамберга, «Песнь жаворонка» П. Чайковского, «Танец гномов» Л.Шитте, «Дождик» И. Кореневской, «Воробьишкам холодно» Ж. Металлиди и т.д..
Уже с первого урока педагог может сказать, что звук фортепиано волшебный, может «петь», «звать», «ворчать», «плакать», «звенеть» и т.д., и характер звука зависит от регистра и от того, как ученик прикоснётся к клавише. Извлекая звуки в разных регистрах, можно поразмышлять, на что они похожи. Фантазируя, ребёнок сам найдёт образы: ночь, шум моря, гром, или утро, капельки дождя, пение птички, жужжание пчелы, колокольчик и т.д. Затем можно «порисовать» звуками на клавиатуре. Например, звуковая картина «Ночь и звёздочки»: левая рука изображает ночь (выдержанный звук в нижнем регистре), а правая – звёздочки (импровизация на любых звуках в высоком регистре). Можно придумать целый сюжет про то, как наступает ночь, на небе зажигаются звёздочки. Они гуляют по небу, танцуют, сверкают, засыпают и меркнут. Темы для звуковых картин ребёнок может придумать и сам: «Плывущие облака», «Шторм на море», «Медведи в лесу» и т.д. Как правило, для изображения этих картин дети меняют регистры, используют кластеры, педаль, глиссандо. Зафиксировать подобные сочинения на бумаге очень сложно, но они дают простор детскому воображению и фантазии. Одновременно ребёнок учится не бояться клавиатуры, осваивает её пространство. Обсуждая с педагогом выбор выразительных средств для той или иной пьесы, ребёнок на практике знакомится с понятиями темпа, регистра, динамики, с элементами композиции (вступление, основная часть, заключение).
Сочинение мелодий. Наряду с импровизацией звуковых картин, необходимо работать над сочинением мелодий, тщательно продуманных и записанных в нотной тетради сначала с помощью педагога, а затем и самостоятельно.
Приступая к сочинению мелодий, педагог должен обратить внимание ребёнка на сходство музыкальных интонаций с интонациями человеческой речи. Можно предложить ученику «поговорить» звуками, задавать друг другу музыкальные вопросы и ответы. Первоначально для этого надо использовать стихи, имеющие вопросно-ответную структуру – «Где обедал воробей? – В зоопарке у зверей», «Что растёт на ёлке? – Шишки да иголки» (С. Маршак). Желательно, чтобы придуманную фразу ученик сначала пропел, а затем воспроизвёл на фортепиано. Это приучает сочинять не «пальцами», а «ушами» и «головой». Параллельно с работой над поисками различных музыкальных интонаций (вопроса, ответа, восклицания, повествования, призыва и т.д.), необходимо начать работу над изучением интервалов и их выразительных возможностей.
Освоение интервалов. Сначала надо познакомить ребёнка с понятиями тон и полутон. Постепенно изучается количественный и качественный состав каждого интервала. Способы работы с интервалами:
п
одб
ор песенок-попевок на каждый интервал, сочинение
свои
х мелодий
на слова,
с использованием того или иного
интервал
а
, например, «ёжик, ёжик - чудачок, сшил колючий пиджачок» (секунда), «тихо, тихо, спит ежиха, тише, тише, дремлют мыши» (терция).
игра всех интервалов
от любого звука вверх и
вниз гармонически и мелодически;
при этом
необходимо обговорить аппликатурные варианты исполнения интервалов, например, секунда 1-2, 2-3, 3-4, 4-5; терция 1-3, 2-4, 3-5; кварта 1-4, 2-5 и др.,
т
огда дети начинают запоминать интервалы мускульно, воспитывается «слышащая» ладонь.
определение
интервалов
на слух
и зрительно в нотном тексте, пение интервалов
,
построение
в нотной тетради.
сочинение мелодий
,
с использованием
различных интервалов.
В результате последовательной работы с интервалами ребёнок усвоит, что характер мелодий во многом зависит от того, какие интервалы в ней используются. Можно попробовать исполнить любую попевку (например, «Андрей-вворобей») применяя разные интервалы - м2, б2, ч4. Необходимо использовать творческие задания и на применение гармонических интервалов, воспитывая параллельно мелодический и гармонический слух учащегося.
Важная часть работы с юным композитором - выработка ощущения лада. Педагог знакомит ученика с устойчивыми и неустойчивыми звуками, вводными ступенями лада, тоникой. Основные формы работы – доведение мелодии до тоники (например, на стихи «Чок-чок, пятачок, сзади розовый крючок, посреди бочонок, голос тонок звонок. Кто же это отгадай? Это поросёнок) и сочинение фраз с разными окончаниями: неустойчивым, относительно устойчивым (на третьей ступени), устойчивым (на тонике). Затем можно перейти к сочинению небольших песенок на стихи. Лучше всего начинать с ритмической модели песни: декламируя и прохлопывая стихотворение, можно на одни слова придумать несколько ритмических вариантов.
Размышляя с педагогом о характере стихотворения, ребёнок находит подходящий регистр, темп, динамику, штрихи, мелодические фразы. Мелодии необходимо записывать в нотную тетрадь, указывая все исполнительские нюансы. Тогда отношение к авторским указаниям в изучаемых произведениях будет осознанным и внимательным. Навык же записи своих сочинений значительно повысит уровень музыкальной грамотности ученика, поможет ему в освоении программы по сольфеджио.
Развитие гармонического слуха, подбор аккомпанемента.
На первых уроках самым простым и доступным для ребёнка является игра ансамблей, где партия ученика состоит из 1-2 нот. При этом можно ставить перед учеником творческие задачи: перенести звуки в другую октаву или играть в разных октавах поочерёдно; играть двумя руками в октаву вместе, изменить ритмический рисунок, динамику, регистр, поменять звуки (педагог в аккомпанементе соответственно меняет тональность) и т.д. Примеры таких ансамблей можно найти в сборниках М. Глушенко «Волшебный мир фортепиано», О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью». Следующим заданием может стать импровизация и сочинение мелодий на выдержанной тонической квинте. После знакомства с главными ступенями лада подбираем простейший аккомпанемент, сочиняем бас к мелодии, мелодию по басу, или и то, и другое. На первых порах лучше использовать простые, удобные для подбора мелодии, чтобы помочь ученику найти нужный бас по слуху, например, песенки М.Красева «Елочка», Г.Эрнесакса «Паровоз», «Василёк», «Весёлые гуси». Транспонируем мелодии с аккомпанементом в другие тональности. Хорошо усвоив расположение главных ступеней, учащийся с лёгкостью может построить на них трезвучия. На основе трезвучий и их обращений осваиваются различные виды фактуры аккомпанемента (бас-аккорд, различные виды гармонических фигураций и др.) Ученики могут петь мелодию, аккомпанируя себе двумя руками. Дети могут играть ансамблем: один – мелодию, второй – аккомпанемент. Со временем, знакомство детей со строением более сложных аккордов (с септаккордами, нонаккордами, квартаккордами и др.) и с их буквенными обозначениями значительно расширит их творческие возможности.
На основе полученных навыков подбора аккомпанемента и записи собственных мелодий, возможно сочинение и своих произведений в простых формах с использованием определённого композиторского приёма.
Заключение.
Занятия в фортепианном классе на современном этапе не могут ограничиваться чисто репродуктивными исполнительскими задачами. Главная цель педагога - средствами искусства активизировать творческий потенциал ребёнка, воспитать многогранную, самостоятельную и самодостаточную личность. Ученик, реализовавший свои творческие возможности, более успешно адаптируется к быстро изменяющимся условиям взрослой жизни, легче находит нестандартные решения, способен к самосовершенствованию.
Трудно переоценить значение творческой работы на занятиях фортепиано и для развития собственно музыкальных способностей детей, повышения эффективности обучения. В результате такой работы
развивается музыкальный слух, музыкальное мышление и воображение.
ученики на практике знакомятся с элементами музыкальной речи, музыкальными терминами. Таким образом, воспитывается иное отношение к изучаемой музыке: грамотнее, осмысленнее становится разбор произведений, углубляется понимание их структуры и музыкального языка.
более эмоциональным становится восприятие, а отсюда улучшается память, так как музыкальная память – это, прежде всего, эмоциональная память.
возрастает стремление к самостоятельности в работе.
ученики с удовольствием музицируют, свободнее оперируют музыкальными образами и настроениями.
исполнение на сцене становится более раскованным и эмоциональным.
Литература
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л., 1973.
Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики. – М., 1968.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Л., 1979.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2002.
Булаева О.П., Геталова О.А., Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради. – Спб., 1999.
Глушенко М.А. Волшебный мир фортепиано. Спб., 2003.