Чтобы распахнуть перед малышом дверь в мир радостных переживаний, необходимо с самых первых дней жизни развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух, именно через восприятие музыки у ребенка будет развиваться эмоциональная отзывчивость ко всему, что связано с музыкальным творчеством.
В статье приводятся примеры педагогичнских методов и приемов в рамках музыкального развития дошкольников во время занятий в детском учреждении и в домашких условиях. Материал подготовлен какполезная информация как для педагогов, так и для родителей дошкольников.
«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе музыкального воспитания на занятиях и дома»
Самостоятельная творческая деятельность ребенка является одной из форм проявления индивидуальности творческого мышления, в котором он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Чтобы распахнуть перед малышом дверь в мир радостных переживаний, необходимо с самых первых дней жизни развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух, именно через восприятие музыки у ребенка будет развиваться эмоциональная отзывчивость ко всему, что связано с музыкальным творчеством.
Художественно- эстетические виды деятельности в дошкольном возрасте могут активно поспособствовать развитию творческой личности. Конечно, ребёнку необходимо помочь развивать ту деятельность, к которой он проявляет особый интерес. Это могут быть музыкально –ритмическая, театрализованная или музыкально-игровая виды деятельности, рисование, лепка или навыки художественной речи. Сам же ребёнок самостоятельно сможет открыть только самые примитивные пути и средства развития собственного творческого потенциала и тогда его способности будут обречены остаться на самой низкой ступени.
Если говорить о гармоничности развития творческого потенциала, вполне успешно эта цель достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, когда творческие возможности растущего человека будут развиваться не только в детском саду, но и в семье.
Однако, не редки случаи, когда ребенок, участвуя в развлечениях, праздниках, да и на музыкальных занятиях скован, боится выразить свои эмоции, стесняется выразительного исполнения. Дело в том, что период дошкольного детства является наиболее чувствительным к восприятию искусства, поэтому помощь взрослого, как педагогов, так и родителей, очень важна для малыша. Чтобы он смог научиться чувствовать и осмысливать содержание разных по жанрам музыкальных произведений. Да-да! Эмоциональной отзывчивости и полету творческой фантазии тоже можно научиться. И если семейные праздники и музыкальные традиции домашнего музицирования являются в вашей семье постоянным и естественным времяпровождением, со временем это положит начало творческой деятельности вашего ребенка и поспособствует, возможно, в будущем выбору будущей профессии, связанной с музыкой, творчеством или искусством.
Незначительная неудовлетворенность собой огорчает ребенка и при дальнейшей демонстрации своих творческих навыков он теряется, а иногда может совсем отказаться от выступлений перед публикой. В этот момент происходят серьезные изменения в личностном развитии воспитанника, они требуют от родителей особого внимания, особенно когда дети не могут, да и боятся оценивать себя и свою деятельность. Как же ему помочь ? Начните с самого простого. Вот несколько несложных упражнений:
Например, пропойте свое имя, потом предложите это же сделать малыша, не бойтесь поимпровизировать, подыгравая себе на простейших детских инструментах, сочините несложную песенку на заданный текст, попробуйте передать музыкальный образ в движении под музыку, которая вам или вашему ребенку больше всего по душе. Музыка будет со временем меняться, а вместе с ней и ваши танцевальные импровизации. Главное, начать и не ждите для этого более подходящей обстановки или более свободного времени. Хвалите своего ребенка, поощряйте добрым словом каждое его выступление. Помните, то, что для вас может быть минутой, для ребенка сможет оказаться целым погружением в волшебный мир музыки и творчества.
Развитие музыкально-творческих способностей наиболее эффективно происходит в процессе занятия музыкой, требующей развития музыкально-сенсорных способностей детей, эмоциональной отзывчивости, музыкальной восприимчивости, умения чувствовать и осмысливать содержание разных по жанрам музыкальных произведений. Развиваем творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний в знакомых танцевальных композициях, импровизация попевок в небольших песенках, музицирование на детских музыкальных инструментах, вовлечение в семейные праздники, знакомство с семейными традициями, песнями, сказками.
Есть замечательное стихотворение поэтессы Л. Фадеевой «Первое выступление», в котором она точно передала эмоциональное состояние ребенка:
«Стою на сцене. Зал затих.
И я молчу, не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом»
В музыкальной деятельности дети испытывают большую потребность в реализации своих творческих способностей: Певческие импровизации детей не выразительны, в основном копируют друг друга. В движениях под музыку не уверены и стеснительны, но лишь отдельным детям удается «войти в образ». Дети проявляют мало фантазии, создаваемые ими игровые и танцевальные образы маловыразительны. Появилась большая необходимость подвести, подтолкнуть детей к импровизации. Главное, чтобы ребенок не почувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью, был увлечен игрой, сказкой. Поэтому родители должны сами войти в образ ребенка, быть с ним, поддерживать.
Для формирования творческих способностей детей можно применить следующие направления:
- «Мы рисуем музыку» (передают свои впечатления, настроение в рисунках);
- «Мы сами можем творить музыку» (песенное творчество);
- «Мы танцуем музыку» (игровое и танцевальное творчество).
Игра – самый доступный вид деятельности для детей дошкольного возраста, в которой могут иметь место хороводы, сюжетно-ролевые песни, подвижные игры. Это наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляемая в образных движениях.
Сюжетно- ролевые игры раскрывают у детей фантазию, дети представляют разную мимику, придумывают разные жесты. Из сюжетно- ролевых игр вытекает театрализованная игра. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события. Именно театрализованные игры являются играми-представлениями, в них, как в настоящем театральном искусстве, с помощью интонации, мимики, жестов, позы и походки создаются конкретные образы.
Чтобы дети не копировали действия или движения взрослых, можно предложить детям этюды на контрастные жесты: «Огромный арбуз» - «Воздушный шар»; «Тяжелая сумка» - «Мыльный пузырь на ладошке». Такие игры с воображаемыми предметами развивают у детей не только мимику и выразительные жесты, но и память, воображение, фантазию, творчество.
Родителям несложно проводить со своими детьми «Театр песни» - инсценирование песен с несколькими персонажами, а поэтические образы озвучивать детскими музыкальными инструментами.
Проводить с детьми «Занятия – фантазии» - обыгрывать с детьми не сказочные сценки, а придумываем с детьми другие ситуации, например, «Муха- цокотуха»: Муха- цокотуха нашла денежку:
1. -Что это? Денежка? Интересно, кто мог её обронить (заяц, медведь, лиса) Эту денежку я никому не отдам! Она моя! Потому что я её нашла. Что же мне купить?
2. – Ой, смотрите, я нашла денежку, какое счастье! Я пойду на базар…что же мне купить (мечтательно? Нет, лучше самовар!
3. – Ах, кто- то потерял денежку! Наверное, расстроился. Надо отыскать хозяина! Эта дорога ведет не базар, побегу, может отыщу того, кто её потерял.
Такие занятия помогают развивать речь детей, побуждают к творческому мышлению, воображению и фантазии.
Очень интересны детям «Театрализованные викторины». На детских домашних праздниках пройдет весело и интересно. В них принимают участие две команды. Дети сами придумывают название команд, готовят себе эмблемы. Чем интересны викторины: присутствие жюри, а также зрители. Чем лучше сыграют, зрители быстрее отгадают, тем больше баллов получит команда.
.Примерные задания:
- инсценировать отрывок из сказки или стихотворения;
- назвать сказку по персонажам (царь, 3 сына, болото, лягушка)
- определенную фразу произнести с разной интонацией (весело, грустно, сердито и т. д.)
Такие викторины побуждают детей к активному общению, участию в театрализованных играх, развивается интонационная выразительность речи, а самое главное - совместное участие с родителями.
Таким образом, театрализованная деятельность детей и родителей позволяет научиться ребенку восхищаться, удивляться, сопереживать. Фантазирование, сочинительство сближает детей и родителей, позволяет доверять, раскрепощает ребенка.
Музыка, среди многих элементов системы воспитания, занимает одно из главных мест, по своей способности вызвать в ребенке творческую фантазию.
Развитие творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.
Н. А. Ветлугина отмечает, что необходимым условием возникновения детского творчества является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма), ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные. впечатления.
Предлагаем вспомнить виды музыкальной деятельности:.
- Музыкально-ритмические движения
- Слушание
- Пение
- Игра на детских музыкальных инструментах
Рассмотрим подробнее каждый вид.
Музыкально-ритмические движения.
Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения (Л. С. Выготский), и доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе и на самых ранних. Кроме того, именно в музыкальном движении у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции - радость, удовольствие, что является важнейшим условием формирования творчества вообще и музыкального творчества в особенности.
Виды музыкально-ритмические движений:
- Музыкально-ритмические упражнения
- Танцы, пляски, хороводы
- Игры
Музыкально-ритмические упражнения – это процесс разучивание с детьми отдельных танцевальных движений.
Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Воспитатель прохлопывает определенный ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. Для большей понятности можно использовать карточки с одинаковым рисунком, но разные по размеру, разложенные в определенной последовательности. Большая картинка – долгий хлопок, маленькая – короткий. Дети прохлопывают, воспитатель предлагает одному из детей выложить свою ритмическую последовательность.
Следующий вид музыкально-ритмических движений – танцы, пляски, хороводы. Выделяют две группы: зафиксированные и свободные.
К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев. Вначале педагог помогает детям выбирать движения под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Детям младшего возраста можно предложить поплясать как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки и т. д. Для ребят постарше задание усложняется, например, передать настроение музыки в танце (радость, печаль, восторг, злость и прочее).
Можно использовать атрибуты - ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки, предметы, помогающие изобразить тот или иной образ особенно выразительно.
Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).
К сюжетным относятся такие игры как «Солнышко и дождик», «Птички и кошка» и т. д. Дети младшего возраста стараются передать в движении односложные образы – птички, мышки, зайчики и т. д. Ребятам постарше предлагается передать в движении взаимосвязь нескольких персонажей.
Пример несюжетной игры:
«Игра с бубном» - для мл. возраста. Воспитатель с бубном в руках говорит следующие слова: «Я по комнате хожу, а ребят не нахожу, буду в бубен я играть, выйдут детки танцевать», в это время дети сидят, закрыв глаза руками. Воспитатель бьет в бубен, дети танцуют.
Для старшего возраста: перед детьми три инструмента – бубен, металлофон, маракасы (могут быть и другие). Детям предлагается под звук каждого инструмента придумать движение. Для бубна – притопы (хлопки, прыжки, для металлофона (глиссандо) - взмахи руками (покачивание, для маракаса (кружение). Ребенок-ведущий играет на инструментах в разном порядке, дети выполняют выбранные движения.
Слушание.
Слушание музыки – активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.
Для успешного развития исполнительских и творческих способностей, необходимо обогащать музыкальные впечатления через восприятие музыки.
Для решения задач восприятия музыки используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Практический метод заключается в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии, прием «цвет-настроение».
Для детей мл. возраста нужно выбрать доступный муз. материал («Курочки и петушок», «Слон» К. Сен-Санс, Григ «Птичка», и др). Затем, предложить детям полетать как птички, ходить как слоны и т. д. Первоначально, по показу воспитателя, затем необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить определенный образ.
У детей старшего возраста спектр возможностей увеличивается.
Например: игра на воображаемых инструментах.
Прием «оркестровка». Ребята прослушивают музыкальное произведение, выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания музыки. При повторном слушании дети стараются играть ритмично, в характере музыки, не заглушая общего звучания.
Прием «цвет - настроение». После прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению музыкального произведения. Можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке. (С. Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский «Баба Яга» и др.)
Пение
Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально -слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:
- импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;
- импровизация музыкальных вопросов и ответов;
- сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.
Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта, в разном темпе и ритме; создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.
Могут быть такие творческие задания: петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка, то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).
Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука).
Задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов. Педагог задает «музыкальный вопрос», а ребенок импровизирует "музыкальный ответ». Тексты вопросов и ответов могут предлагаться. Например, «Что-то Машеньки не слышно? » - «Погулять наверно вышла». «Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь? » - «Я боюсь уснуть, сестрица - кот усатый мне приснится». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком.
Стишки-попевки можно брать из сборников детских песен, загадок.
Дидактическая игра «Времена года в цвете и звуке». Четыре времени года - это прямоугольники разного цвета. Ребенку предлагают исполнить песню, соответствующую времени года, которую он выберет. При этом можно себе аккомпанировать на любом музыкальном инструменте. Можно исполнять на слог, а остальные дети определяют, о каком времени года пелось.
Игра на детских музыкальных инструментах
Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения (погремушка). Существуют различные способы применения игры на детских музыкальных инструментах:
- озвучивание,
- оркестровка,
- контрастные сопоставления.
Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут применяться
- Стихотворения
- Сказки
- Рассказы о явлениях природы, о животных
- Рассказы, сочиненные детьми
- Рассказы по репродукциям
Приведем несколько примеров.
1. Для ребят младшего возраста воспитатель может рассказать и озвучить «Сказку про лягушонка КВАК»:
Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяет по пластинке металлофона 1 раз) .
Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяет несколько раз).
В начале капельки капали редко (редкие удары, а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары).
Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.
После такого прочтения сказки ребенку предлагается исполнить свою мелодию дождя.
2. Можно предложить ребятам исполнить на металлофоне песенку петушка («Ку-ка-ре-ку», прохлопать в бубен ритм своего имени.
Для ребят старшего возраста творческие задания усложняются.
3. Озвучивание стихотворений.
С. Я. Маршак «Апрель»
Апрель! Апрель! – треугольник
На дворе звенит капель. – глиссандо по металлофонам
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи. – музыкальный молоточек
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи. - тихое шуршание любым предметом
Пробирается медведь – трещотка
Сквозь лесной валежник. – маракасы
Стали птицы песни петь – свистулька
И расцвел подснежник. – колокольчик
Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик, способствовать лучшему запоминанию содержания произведения.
Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:
- контраст в пределах одного жанра – сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого;
- контраст в пределах одного названия – сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно;
- контраст в пределах одного настроения – передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба).
Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить творческие способности.
Развитие творческих способностей детей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкой. Платон в свое время говорил, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения.
Поэтому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности.