Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают подросткам не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал. И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии.
Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
«Развитие творческих способностей на уроках технологии»
Выполнила:
учитель технологии
Пономаренко
Оксана Анатольевна
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………..…3
1. Развитие творческих способностей учащихся на уроках
технологии……………………………………………………………………5
2. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой личности………………………………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………17
Список используемой литературы и интернет источников………………....18
Приложение……………………………………………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают подросткам не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал. И важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии.
Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого ученика создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные технологии образования помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники и производства. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.
«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста», - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. «Школа и всесторонне развитие детей»). Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть способности. Это задача каждого учителя.
Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. И для учителя - одного желания мало, надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.
Продуманное оформление класса, обеспеченные всем необходимым рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в кабинете воспитывают аккуратность, дисциплинированность, формируют хороший вкус, а главное – повышает мотивацию обучения.
Раскрыть и развить творческие способности – одна из задач учителя технологии. Это способствует становлению ученика: он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. Повышается работоспособность. Но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек это и есть тот человек, который должен выйти из стен школы.
Цель работы: анализ средств, форм и различных приемов, способов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:
1. Раскрыть принципы управления творческим процессом;
2. Рассмотреть структуру творческого процесса;
3. Разобрать уровни развития творческого потенциала у учащихся;
1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. На протяжении всей педагогической деятельности уроки планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся уроках. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Мы успешно реализуем эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, своё педагогическое творчество. В нашей школе есть не все условия для развития творческого потенциала учащихся: нет хорошей материально-технической базы, системы, позволяющей обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, нет множества наглядных средств, но мы стараемся сделать уроки интересными.
Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.
Тема «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии» является актуальной т.к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.
В массовой практике в школе встречаются следующие противоречия: между стремлением личности к творчеству, самовыражению и узкими рамками программных требований. Для устранения данного противоречия необходимо ориентировать содержание учебных программ на творчество.
Ведущей педагогической идеей считаются – развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решаются следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя из поставленных задач, можно выразить следующие идеи:
1) творчеству нужно и можно учить;
2) творческое начало не является природным качеством ума.
Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию используется следующее:
развитие творческой активности учащихся;
включение учащихся в творческую деятельность;
использование методов проблемного обучения;
развитие качеств творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п.
Развитие творческих способностей учащихся можно реализовывать, опираясь на следующие принципы:
1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;
2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;
3) принцип приоритета творческой деятельности;
4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;
5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.
В начале 80-х годов советские исследователи Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин поставили перед собой проблему,- какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:
-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;
-умение находить и решать проблему.
Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся. Именно эти качества помогает развить применение метода проектов на уроках технологии.
Так, например, при изучении темы «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения как типовых так и нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.
Перед выбором темы проекта я предлагаю учащимся минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.
Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески.
Например, в пункте проекта «Разработка идей» учащиеся должны рассмотреть известные идеи и, наряду с ними, придумать ещё и свои модели, рецепты и т.п.
В пункте проекта «Дизайн-спецификация» предлагаю не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.
При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Необходимо поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.
В данной работе опираюсь на основные разделы программы: «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремёсла» и «Кулинария». При составлении тематического планирования учитываю возрастные особенности учащихся, а также возрастные особенности детей. На уроках использую различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания.
Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, предлагаются учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения –передник с простейшими элементами отделки; средний уровень – цельнокроеный фартук с накладными карманами и отделкой; высокий уровень – отрезной с изменением деталей (например, форма измененная нагрудника и передника, карман в форме сердечек с оборкой, фартук в форме матрёшки и т.п.), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т.д.
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то это только поддерживается.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках технологии, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения и другие).
При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.
К основным темам составлен учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, нужно как можно чаще давать детям творческие работы.
Например, при изучении темы «Производство ткани» в 5-ом классе предлагаем выполнить схему получения ткани творчески. Учащиеся не просто пишут схему: волокно- нити-ткань, а придумывают форму изображения данных слов (например, волокно представлено в виде котёнка из ваты и т.д.).
В 5-7 классах при изучении темы «Свойства тканей» даю учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить работу в виде творческой композиции. Тему «Интерьер» в 6 классе изучаем, выполнив макет комнаты. Девочки с увлечением работают дизайнерами, оформляя интерьер комнаты, украшая окна шторами.
Учащиеся 5 класса в разделе «Технологии домашнего хозяйства» знакомятся с темой «Стиль. Стилевое единство». На этих уроках дети выясняют, что в доме ни одна вещь не существует сама по себе, в отрыве от других; вещи связаны общим настроением. Как бы дополняют друг друга. Это и есть стилевое единство.
Уроки этого раздела плавно подводят детей к следующему «Художественные ремёсла». Я, предлагаю детям придать немного своеобразия своему дому, начиная с кухни.
Учащиеся выполняют комплект, состоящий из прихваток, салфеток или грелки на чайник. При изготовлении комплекта для кухни перед учащимися стоят задачи: создание своего стиля и сохранение стилевого единства при выполнении комплекта. Для достижения этих целей при выполнении работы используются элементы лоскутной техники.
Эта тема включает целый блок уроков, на которых дети будут совершенствовать свои умения и навыки в работе с тканью. Им предстоит овладеть и закрепить много важных технологических приемов: выполнение ручных и машинных швов; разметку тканей по выкройке; одновременный раскрой двух одинаковых деталей; научиться приемам выстегивания.
Наш опыт показывает, что эти работы получаются очень интересными. Каждый ребенок старается сделать свой комплект, не похожий на другие.
При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.
На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
В процессе работы создаю на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставлю перед девочками проблему: нужно самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.
При изучении раздела «Кулинария» у девочек формируются навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяем элементы творчества.
Примеры. В 5-ом классе даю учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т.п. На дом даю задание выполнить творческую работу «Воскресный бутерброд». На урок дети приносят фотографии своих работ.
Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд.
Показываю некоторые приёмы изготовления украшений блюд и даю учащимся задание придумать свои варианты украшения блюд, украсить приготовленное блюдо.
В течение прохождения кулинарных работ даю девочкам следующее домашнее задание: приготовить изученное на уроке блюдо для своей семьи дома, его украсить, выполнить сервировку стола. На следующий урок учащиеся приносят отзывы родителей в письменной форме с оценкой за работу. Это задание вызывает у девочек большой интерес, способствует проявлению активности, творчества, позволяет сплотить родителей и детей.
После прохождения кулинарных работ даю задание оформить рецепт нового блюда, который девочки находят самостоятельно, творчески. Девочки проявляют большое творчество в оформлении рецептов (например, блюдо с пирожками, где каждый пирожок составляющая рецепта и т.п.).
При изучении раздела «Рукоделие» знакомлю учащихся с творчеством умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ. Девочки с большим удовольствием вышивают нитками и лентами, выполняют изделия для кухни из лоскутов, вяжут мягкие игрушки.
На занятиях учу строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ – на бумаге и лекальный метод – на ткани. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений). Предлагаю моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман). Сначала объясняю несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы показываем лучшие варианты.
Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и т.п. Урок-подиум является заключительным уроком по проектированию, где ученицы представляют свои сшитые модели и защищают проекты.
Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Ставится перед девочками задача – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного кармана?). Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например, составить инструкцию по приготовлению салата, придумать сказку «Как получают ткань», составить рассказ о применении ткани по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У каждого ребенка от природы есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.
2. ДЕКОРОТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности, учитель должен не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности учащихся, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт.
Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль школ, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческих способностей на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по разделу «Художественные ремёсла» («Художественная обработка материалов»).
Например, в 6 классе при изучении темы «Вышивка» показываю детям образцы вышитых изделий, украшение одежды вышивкой и предлагаю не просто вышить картинку, а украсить вышивкой полотенце, распашонку для малыша или детскую кофточку. Дети с удовольствием приносят изделия и выполняют работы, не похожие на другие.
В 7-х классах при изучении темы «Вышивка» и «Вязание крючком», девочки знакомятся с вышивкой и вязанием крючком, такой популярной в последнее время. Результатом является участие девочек на городском конкурсе «Пасхальный перезвон», занявших 1 места. (Тищенко Таисия и Калачева Кристина ).
Участие в городских конкурсах яркий пример проявления творчества, самостоятельности и инициативы детей. Работа наших учениц в городском конкурсе декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Славься, Отечество» девочки заняли 1, 2 и 3 места в номинациях «Бытовая игрушка», «Семейный очаг». выполненные в технике шитье кукол (Гладкова София-1 место. Уланова Дарья-2 место, Куренкова Марйам-3место). Выполняя эти работы девочки проявили фантазию, творчество и оригинальность и хорошее знание материала.
В последние годы в школах России стала весьма популярной научно-исследовательская работа школьников (в районе проводятся НПК). Этому есть объяснение – многие ученики увлекаются исследовательской деятельностью под впечатлением от прочитанного и в целях удовлетворения своего познавательного интереса. В этой ситуации школьный учитель должен стать достойным первым научным руководителем свои подопечных, поддержать и развивать их интерес в своей области знаний.
Проведение научных исследований – это процесс создания человеком новых знаний о самом себе и о мире, в котором он живет с целью получения ответа на какой-либо вопрос или решения какой-либо задачи. Любознательность – самый важный элемент научного творчества.
Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель технологии может многое сделать для того, чтобы эти руки стали умелыми. На урок приходят разные дети. Есть такие, для которых уроки трудового обучения оказываются, чуть ли не единственным предметом, где они могут себя проявить и выразить, самоутвердиться как личность. Практически в любом классе можно вычленить, по меньшей мере, три уровня подготовленности учащихся: минимальный (удовлетворительные знания и владения умениями), общий (хорошие знания и владения умениями), продвинутый (повышенный, выходящий за рамки требований учебной программы). Име6нно из этой, третьей группы школьники участвуют в городских и областных олимпиадах и творческих конкурсах.
Для подготовки учащихся в олимпиадах и конкурсах я провожу:
1) индивидуальные практические занятия;
2) тестирования по основным темам учебной программы;
3) ведется углубленная работа по конкретной теме;
4) систематизируется поисковый материал;
Результатом проводимой работы являются победы наших учениц в предметных олимпиадах, различных уровней конкурсов. Результаты. Победители и призеры (Городские, областные и всероссийские конкурсы).
В книге для учителя «Современные образовательные технологии» Дмитрий Григорьевич Левитес определил следующие функции учителя при работе над проектом:
Учитель «помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
Сам является источником информации;
Координирует весь процесс;
Поддерживает и поощряет учеников;
Поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться в работе над проектом».
Р. Гузеев в своей статье «Метод проектов как частичный случай интегрированной технологии обучения» подчеркивает: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно: личностно – ориентированное; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения; приносит удовлетворение ученикам видящим продукт своего собственного труда».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы, хотелось бы отметить, что поставленная цель над работой выполнена успешно. В первой главе показано, что творчество является необходимым компонентом для развития личности в современном обществе. Рассмотрена структура творческого процесса, управление творческим процессом. Показано, что развитие творческих способностей у учащихся напрямую связано с творческой активностью учителя.
Во второй главе были рассмотрены такие проблемы как: развитие и реализация творческого потенциала у учащихся на уроках технологии, рассмотрели влияние декоративно-прикладного искусства на развитие личности.
Современный урок технологии отмечается широтой целей обучения.
Кроме вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков сейчас на первый план выдвигаются воспитания, развития личности, творческого мышления, обучения способам самостоятельной деятельности.
Цель работы - разработка технологического и методического обеспечения занятий по технологии достигнута с помощью решения следующих задач:
- сделан анализ истории возникновения видов декоративно-прикладного искусства;
- рассмотрена структура творческого процесса;
- дана характеристика основным принципам обучения;
- выявлены этапы управления творческим процессом;
- проанализирована воспитательная работа в процессе изучения темы;
- разработано тематическое планирование, план-конспект уроков, внеклассное мероприятие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
1. Пантелеева Л.В. Е.Каменов, М.Станоевич-Кастори, Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.- М.: Высш. шк., 1991.- 320 с.
2. Сасова И.А. Технология 6 класс, «Вентана-Граф» - 2004.
3. Симоненко, В.Д. Технология 5-8 классы: пробные учебники для школы / В. Д. Симоненко. – М.: Наука, 1999. – 87 с.
4. Толстой Л.Н. Сборник статей. М.: Учпедгиз, 1955.470 с.
5. Художественный труд – Москва «Просвещение». 1987.
6. Школа и производство – «Школа - Пресс 1», 2004.
7. http://www.openclass.ru/node/175119
8. http://festival.1september.ru/articles/511262/
9. http://proskurina-t.ucoz.ru/load/rmo/vystuplenie_quot_razvitie_tvorcheskikh_sposobnostej_na_urokakh_tekhnologii_quot/19-1-0-88
10. http://www.prodlenka.org/opyt-i-problemy/1904-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-obuchajusch.htm