Важную роль в процессе формирования учебной мотивации и творческой активности играет учитель, его желание действовать. Необходим поиск мотодов, форм и стиля обучения. Инновационный поиск новых средств обучения привёл меня к пониманию того, что на уроках технологии необходимо применять проектные и Дню информационные технолгии, а также групповые, игровые, прпктико-оринтрованные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения. Кроме того, для повышения уровня учебной мотивации педагогу необходимо создавать благоприятную общую обстановку и приятное эмоциональное сопровождение (похвала, поощрение), создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к предмету, а также приучать учеников к самостоятельной работе.
Обобщение педагогического опыта работы учителя технологии на тему:
" Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии"
План семинара:
1. Вступительная часть.
2. Теоретическая часть.
Ход семинара.
I. Информация об опыте
В последние годы в образовании идут кардинальные изменения, связанные с введением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В связи с этим важно осмысливать тенденции, определяющие направления изменения системы образования. На современном этапе развития школьного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.
В процессе своей работы я часто сталкиваюсь с проблемой низкой учебной и творческой активности учащихся. Причём снижение активности учащихся наблюдается со средних классов школы. Большинство пятиклассников испытывают интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс создания изделия, но в подростковом возрасте часть детей теряет интерес к учёбе. В этом возрасте их начинает больше интересовать общение со сверстниками, появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме формирования учебной мотивации учащихся и развитию творческих способностей;
2) отобрать и апробировать педагогические приемы, методы и средства, направленные на повышение уровня учебной мотивации учащихся и развития творческих способностей;
3) проанализировать результаты собственной деятельности, выявить недостатки, спланировать коррекционную работу.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применении специальных средств (приемов, форм работы) с целью развития творческих способностей обучающихся, формированию положительных мотивации, достижения эффективных результатов обучения .
Ведущая педагогическая идея.
Изучив современное состояние проблемы формирования и развития творческой активности, и проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что важную роль в процессе формирования учебной мотивации и творческой активности играет учитель, его желание действовать. Главный вопрос, стоящий передо мной, что я как учитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к предмету?
На пути преодоления низкой творческой активности учащихся каждый педагог стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать ее, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Наиболее эффективно эти проблемы решаются путем организации целостного учебного процесса с использованием в процессе обучения современных педагогических технологий.
Инновационный поиск новых средств обучения привел меня к пониманию того, что на уроках технологии необходимо применять проектные и информационные технологии, а также групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
Кроме этого, для повышения уровня учебной мотивации педагогу необходимо создавать благоприятную общую обстановку и приятное эмоциональное сопровождение (похвала, поощрение), создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к предмету, а также приучать учеников к самостоятельной работе. Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности.
Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование такого продуктивного метода как метод проектов.
Технология опыта.
Уроки строю по следующей структуре учебной деятельности:
1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.
2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.
3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.
К ним относятся:
выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.
выявление способа решения проблемы.
моделирование способов решения учебных проблем.
конкретизация и обогащение способов действий.
контроль за ходом и результатом учебной деятельности.
Принципы которыми я руководствуюсь при обучении.
Принцип наглядности;
Принцип систематичности и последовательности знаний;
Принцип доступности и посильности;
Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
Принцип прочности знаний учащихся;
Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;
Принцип научности обучения.
В содержании обучения включаю учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечиваю интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке, а также дискуссии, мозговой штурм, защиты проектов по каждому учебному разделу.
При этом использую три основные формы организации учащихся:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Для развития умственных способностей и интереса к знаниям использую на практике следующие методы обучения:
Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, телевизионные передачи.
Проблемный метод. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического и критического мышления.
Частично-поисковый метод. При этом методе учащиеся получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы, при самостоятельной работе в процессе проектирования.
Исследовательский метод, благодаря которому учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.
Метод проектов, благодаря, которому учащиеся могут применить полученные знания, умения и навыками на практике при организации учебного процесса.
Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным обучением обучающихся необходимых теоретических сведений, что заложено в метод проектов.
Теоретическая база опыта.
Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса. Проектность - это определяющая черта современного мышления, это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Метод проектов способствует формированию учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею". Сохранение и преумножение врожденной "самостоятельности" ребенка это важнейшая задача образования подрастающего поколения, которую я стараюсь решать на своих уроках. Для этого я использую различные виды наглядности: естественную, картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.
Под словесной наглядностью использую яркую, образную, живую речь, вызывающую у учащихся конкретные представления.
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде какого-либо конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, творческого потенциала. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать системно-деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Проектный метод обучения может применяться на уроке и во внеурочное время.
Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.
Проект формирует большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим
В целом в работе над творческим проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.
Кроме этого, групповая работа:
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Главной целью выполнения учащимися творческого проекта, которую ставит учитель, является контроль знаний и умений учащихся , а также содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях. Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. При выполнении групповых и коллективных проектов учитель распределяет обязанности между учащимися и определяет ответственность каждого за выполнение проекта в целом.
Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей.
Творческий проект – это комплексная работа. В структуру творческого проекта входят следующие составные части:
Пояснительная записка;
Творческая работа (изделие)
Защита творческого проекта
Пояснительная записка имеет три основные этапа выполнения работы:
Подготовительный этап;
Технологический этап;
Заключительный этап.
Содержание этапов может меняться в зависимости от темы проекта и содержать следующие разделы:
Обоснование возникшей проблемы и потребности;
Схема обдумывания;
История и современность;
Банк идей;
Эскизная проработка базового варианта;
Дизайн-спецификация;
Материалы, инструменты и оборудование;
Правила безопасной работы;
Технология изготовления;
Контроль качества;
Экономическое и экологическое обоснование;
Реклама;
Самооценка;
Источники информации.
Важной частью творческого проекта является оценочный лист, который заполняется и учителем и учащимся. Учащиеся сами могут оценить свою работу, поставить оценку, а в дальнейшем сравнить с оценкой учителя. Это позволяет диагностировать завышенную или заниженную самооценку учащегося.
Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей. На уроках технологии можно не только учить учащихся способам обработки ткани, вышивке и т.д. но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.
Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. На уроках технологии в процессе проектирования школьники изучают предмет, средства, действия, условия труда различных профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.
Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
Рефлексивные умения;
Поисковые (исследовательские) умения;
Умения и навыки работы в сотрудничестве;
Менеджерские умения и навыки;
Коммуникативные умения;
Презентационные умения и навыки.