Дается общая характеристика средств математики, способствующих развитию творческих способностей. Задачу можно назвать творческой, если ее идею учащийся осознает как потребность в поиске нового, неизвестного ему способа действий, удовлетворение которой возможно лишь через самостоятельное преодоление трудностей, которые возникают на пути достижения цели, поставленной условиями задачи. В зависимости от содержания решаемых задач можно выделить следующие виды решения задач:
1. Решение задач с лишними данными.
2. Решение задач с недостающими данными.
. Решение задач определенного вида при разных классификациях видов ( по математической основе: задачи на нахождение суммы, остатка; на нахождение четвертого пропорционального и т.п.; на движение, на куплю - продажу и т. п. )
. Решение нестандартных задач разных видов ( логических, комбинаторных, на смекалку и т.п.)
Выступление «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»
Вопрос о формировании и развитии творческой личности приобретает исключительную актуальность в современной педагогической науке. Анализ психолого-педагогической, методической литературы последнего десятилетия четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества, развития креативного потенциала школьников, который все чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. « В мире, который « всегда нов», невозможно адаптироваться без возрастания креативных способностей личности». Творчество ребенка превращается в непременный фактор социализации».
Стремительные изменения в социально-экономической и научно-технической сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к постановке творческих задач. Необходимо формирование личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира.
Все сказанное говорит об актуальности проблемы воспитания творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Одной из составляющих этой проблемы является задача развития креативности мышления учащихся.
Поэтому я изучала материалы по теме «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»
Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.
Творческое мышление - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
И я хочу дать общую характеристику средств математики, способствующих развитию творческих способностей.
Творческой задачей называют такую, которая вся в целом является новой (не знакомая субъекту) или в незначительной степени содержит некоторую новизну, которая и обусловливает значительные умственные трудности, специальный поиск, поиска нового способа ее решения.
Задачу можно назвать творческой, если ее идею учащийся осознает как потребность в поиске нового, неизвестного ему способа действий, удовлетворение которой возможно лишь через самостоятельное преодоление трудностей, которые возникают на пути достижения цели, поставленной условиями задачи. В зависимости от содержания решаемых задач можно выделить следующие виды решения задач:
1. Решение задач с лишними данными.
2. Решение задач с недостающими данными.
. Решение задач определенного вида при разных классификациях видов ( по математической основе: задачи на нахождение суммы, остатка; на нахождение четвертого пропорционального и т.п.; на движение, на куплю - продажу и т. п. )
. Решение нестандартных задач разных видов ( логических, комбинаторных, на смекалку и т.п.)
Над решенной задачей можно проводить дополнительную работу. Цели дополнительной работы над решенной задачей могут самыми различными: формирование у учащихся смысла арифметических действий; обучение умениям находить другие способы решения, решать задачи разными методами, проводить анализ содержания задачи, ставить вопросы к условиям задач. Целью дополнительной работы может быть также выявление особенностей способа решения задач определенного вида, обучение элементам исследования задачи, обучение умению обосновывать правильность решения задачи и т. п.
Назову виды дополнительной работы с решенной задачей:
.Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
. Постановка нового вопроса к к уже решенной задаче, постановка всех вопросов, ответы на которые еще можно найти по данному условию.
.Сравнение содержания данной задачи и ее решения с содержанием и решением другой задачи.
.Решение задач другим способом или с помощью других средств- другим методом.: графическим, алгебраическим и др.
. Изменение числовых данных задачи так, чтобы появился новый способ решения или, наоборот, чтобы один из способов решения стал невозможен.
. Исследование решения. ( Сколько способов имеет задача? При каких условиях она не имела бы решения? Какие приемы наиболее целесообразны для поиска решения этой задачи? Возможны ли другие методы решения?)
.Обоснование правильности решения ( проверка решения задачи одним из известных способов).
Следующие виды работы с задачами не включают в себя явное и полное решение задачи. Основным содержанием большинства этих видов работы являются сравнение, сопоставление, анализ, а потому выполнение их способствует развитию мышления учащихся, повышает интерес к математике, в частности к решению задач, позволяет учителю целенаправленнее формировать компоненты общего умения решать задачи. Примеры заданий:
Соответствует ли данный рисунок ( чертеж, таблица и т.д.) данной задаче? Обоснуйте свой ответ.
Как нужно изменить данный рисунок, чтобы он соответствовал данной задаче?
.Выбор среди данных задач той, которая соответствует данному рисунку( чертежу, таблице, краткой записи).
. Выбор среди нескольких данных рисунков ( чертежей, таблиц, кратких записей) того, который соответствует данной задаче.
.Нахождение ошибок в данном рисунке, чертеже, таблице и т.д построенных к данной задаче.
Цель указанных видов работы 1,2,3,4- формирование умения пользоваться различными моделями задачи для поиска ее решения.
5. Выбор среди данных задач задач данного вида ( таких же, какие решали сегодня на уроке и т.д.)
Этот вид работы необходим для формирования умения решать задачи определенного вида ( простые задачи с величинами « цена»,» количество», « стоимость» ; задачи на нахождение четвертого пропорционального и т.п.)
6. Классификация простых задач по действиям, с помощью которых они могут быть решены.
Этот вид работы полезен для закрепления понимания детьми смысла арифметических действий.
.Выбор задач, ответ на вопрос которых может быть найден заданной последовательностью действий.
Этот вид работы полезен для закрепления умения обосновывать выбор действий, для закрепления умения решать задачи определенного вида.В число предлагаемых задач целесообразно включать задачи, допускающие несколько способов решения , доступных детям. Тогда на уроке может возникнуть дискуссия о том, правильно ли отнесена задача к заданной последовательности.
.Выбор задач, при решении которых необходимо (или можно) применить данные вычислительные приемы.
Этот вид полезен для закрепления соответствующих вычислительных навыков, для закрепления смысла действия, умения обосновывать выбор действий, умение решать задачи.
. Выбор задач, с помощью которых можно научиться тому или иному приему, помогающему решению.