Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Реализация регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования в рамках организации этнокультурного воспитания старших дошкольников средствами национальных традиций и культуры башкирского народа в условиях сельской дошкольной образовательной организации. Работа №251984

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Обоснованием для внедрения программы «Курай» в образовательный процесс СП детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Украинка - является принцип этнического преимущества, так как, Большечерниговский район является местом наиболее древнего и компактного проживания  башкир на территории Самарской области.  Башкирские переселенцы появились  здесь более 200 лет  назад и составляют на сегодняшний день около 10 %  от общего  населения района. В селе Украинка их около 50%.

Работа:

 

Реализация регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования в рамках организации этнокультурного воспитания старших дошкольников средствами национальных традиций и культуры башкирского народа в условиях сельской дошкольной образовательной организации

 

«Человеку важно знать свои корни-

отдельному человеку, семье, народу-

тогда и воздух, которым мы дышим,

будет целебен и вкусен,

дороже будет взрастившая нас земля

и легче будет почувствовать

назначение и смысл человеческой жизни…»

К. Кулиев

 

В ситуации демократизации общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Содержание образования в многонациональном Российском государстве должно обеспечить личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создать условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщить к ценностям мировой культуры, поскольку понять и принять других может лишь тот, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.

В условиях интенсивной модернизации дошкольного образования это становится возможным благодаря ФГОС ДО, который регламентирует воспитательно-образовательный процесс введением основной общеобразовательной программы дошкольного образования, имеющей в своей структуре региональный компонент. Таким образом, актуальность поставленного вопроса обусловлена тем, что содержание регионального компонента призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Однако практический опыт взаимодействия с дошкольниками позволяет сформулировать противоречие между необходимостью приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и отсутствием систематизированного, соответствующего образовательным потребностям старших дошкольников и требованиям ФГОС ДО методического и дидактического обеспечения. Разрешение имеющегося противоречения я вижу в организации образовательного процесса этнокультурного воспитания старших дошкольников средствами авторской программы дополнительного образования «Курай».

Обоснованием для внедрения программы «Курай» в образовательный процесс СП детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Украинка - является принцип этнического преимущества, так как, Большечерниговский район является местом наиболее древнего и компактного проживания башкир на территории Самарской области. Башкирские переселенцы появились здесь более 200 лет назад и составляют на сегодняшний день около 10 % от общего населения района. В селе Украинка их около 50%.

Соответственно, целью программы «Курай» является создание условий для целостного развития ребёнка старшего дошкольного возраста в рамках ознакомления с культурой башкирского народа через различные виды детской деятельности, способствующие воспитанию нравственно- здоровых людей, любящих свою Родину и ответственных за её будущее.

Программа «Курай» предполагает использование группой формы организации детской деятельности, что позволяет параллельно решать и задачи обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования СП детский сад «Солнышко»ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Украинка :

1.ОО «Социально-коммуникативное развитие»: познакомить с башкирскими дидактическими и подвижными играми; воспитывать интерес и уважение к традициям, истории и культуре башкирского народа.

2.ОО «Физическое развитие»: развивать двигательные навыки старших дошкольников, сформировать навыки выполнения основных видов движений средствами подвижных игр башкирского народа. Развивать мелкую моторику рук.

3.ОО «Художественно-эстетическое развитие»: сформировать предпосылки ценностного восприятия смысла национальных – башкирских- произведений искусств( произведений художественной литературы и фольклора, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства.

4.ОО «Речевое развитие»: пополнить пассивный и актуализировать активный словарный запас башкирской лексикой.

5.ОО «Познавательное развитие»: познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа.

Структура образовательного раздела программы «Курай» представлена 3-мя блоками, реализация которых позволяет сформировать представления о мире национальных вещей, мире народных фантазий и окружающем мире в рамках национального башкирского аспекта.

Практическая значимость программы «Курай» заключается в систематизации башкирских игр (настольных, подвижных, театрализованных и др.) по принципу приоритета деятельностного подхода и поддержки детской самостоятельности и инициативы.

Методическое и дидактическое обеспечение программы «Курай» позволяет считать ей высокотехнологичной в свете возможности применения педагогами других дошкольных образовательных организаций, где имеются воспитанники башкирской национальности.

Образовательные результаты, получаемые воспитанниками старшей группы, представлены целевыми ориентирами:

Имеют представления об истории башкирского народа, его особенностях и традициях.

Позитивно относится к национальным различиям сверстников, к другим культурам.

Самостоятельно пользуется народным фольклором, могут применять народные приметы в повседневной жизни.

Проявляет творческие способности, инициативу и самостоятельность при создании различных тематических композиций в изодеятельности в рамках башкироведения.

Имеет представления о башкирских произведениях искусства (словесного, изобразительного, музыкального).

Умеет продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдая правила позитивного общения.

Таким образом, систематическая работа в рамках реализации регионального компонента ООП позволяет воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами; а также повысит знания у родителей о культурных ценностях и традициях своей национальности.

 

Сценарий мастер-класса для педагогов ДОО

Цель: создание условий педагогам Самарской области для приобретения практического опыта формирования этнической культуры детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Задачи:

1.Создать условия педагогам для приобретения практического опыта организации тематических игр со старшими дошкольниками в процессе реализации регионального компонента ООП.

2.Активизировать творческий потенциал педагогов.

3.Расширить общие представления педагогов об особенностях национальной одежды башкир как одного из коренных народов Среднего Поволжья.

4.Создать условия для трансляции собственного педагогического опыта.

Оборудование: столы и стулья для участников, аудиозаписи башкирских мелодий, карточки с надписями – 8 штук, предметные картинки – 8 штук, силуэты женской и мужской одежды – по 2 штуки на команду, комплекты заготовок башкирского орнамента для аппликации – по одному на каждую команду, познавательные карточки для гостей – 3 штуки, комплект фишек для поощрения команд, комплекты для дидактической игры «Оденем куклу в национальную одежду» ( куклы из картона, одежда из фетра разного цвета), платочек.

Предварительная работа: до начала мероприятия педагогам раздаются карточки с надписями и соответствующими предметными картинками:

 

 

 

 

Логика мероприятия

1.Ведущий сообщает тему общения на фоне негромкого звучания башкирской мелодии:

Люди в любое время стремились к красоте. Строя жилье человек старался сделать его красивым. Создавая одежду – заботился о том, чтобы она была не только удобной, но и красивой, нарядной. В течение многих лет одежда менялась, но во все времена у любого народа была своя национальная одежда. Сегодня мы будем говорить о национальной одежде башкир.

Я предлагаю Вам, фрагмент занятия авторской программы дополнительного образования «Курай». Мы с вами познакомимся с башкирским национальным костюмом. Уважаемые коллеги, отправиться в увлекательное путешествие в мир национальной башкирской одежды. А чтобы оно было ещё увлекательнее, мы внесём элемент соревнования, и за каждое верно выполненное задание команда получает одну фишку. Для этого Вам нужно разделиться на 2 команды, в каждой из которой будет по 4 человека.

А поможет нам в этом игра «Найди пару»: пока звучит мелодия Вы, уважаемые коллеги, опираясь на карточки, должны найти себе пару таким образом, чтобы написанное определение на одной карточке совпадало с изображением на другой карточке. И так, начинаем!

Ведущий: за успешное выполнение задания обе команды получают фишки.

2.Ведущий предлагает пройти за столы и обратить внимание на конверты, лежащие у них на столах. Я объявляю следующую игру «Укрась платье». Пока звучит музыка, Вы должны украсить силуэты женской и мужской одежды башкирским орнаментом. Помощь Вам окажут те предметные картинки, которые Вы получили в самом начале. А также Вам могут помочь зрители, которые сейчас получат возможность ознакомиться с особенностями башкирского орнамента.

2.1.Ведущий обращается к зрителям: Пока команды работают к Вам, в путешествие оправляются познавательные карточки, которые помогут Вам сформировать представление о башкирских узорах на одежде и оказать помощь нуждающейся команде:

 

 

Ведущий: Время вышло. Давайте посмотрим, как наши участники справились со своей задачей. (Вручаются поощрительные фишки).

3.Ведущий: Я предлагаю Вам поиграть в игру «Оденем куклу в национальную одежду». Вам нужно одеть кукол и определить, какую национальность они представляют (башкирскую и русскую).

3.1.Ведущий предлагает подвести итоги и объявляет команду-победителя.

4.Ведущий:А теперь я Вас всех приглашаю поиграть в башкирскую народную игру «Платочек – Яулык» в авторской модификации. Давайте образуем круг и выберем водящего. Водящий выходит за круг, двигается и проговаривает слова:

Спрячу, спрячу я платочек,

Под ракитовый кусточек.

Кто платочек-то найдет,

Тот одежду назовёт.

Игрок, возле которого будет лежать платочек, должен назвать любую башкирскую одежду, о которой сегодня говорилось , или её орнамент. Для тех, кто плохо запомнил её название – подсказки на экране.

Ведущий благодарит участников мероприятия и «пускает» по кругу мячик для проведении рефлексии.

 

Библиографический список

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва).

История и культура Башкортостана.- Уфа, 2001.

Башкирские подвижные игры. И.Г. Галяутдинов. Уфа.2002.

Давлетшина З.М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). - Уфа, 2011

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×