Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Реализация учебно воспитательного процесса на уроках физической культуры". Работа №348111. Номер работы: №348111

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Наряду с обучением, воспитание является одной из важнейших составляющих особенностей образовательного процесса. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели:целостному развитию личности школьника. Урок физической культуры обладает рядом особенностей, позволяющих рассмотреть его как возможный фактор воспитания учащихся. Воспитательное пространство позволяет учителю осознать механизм реализации воспитательных функций урока физической культуры.

Работа:

Реализация учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры

 

Наряду с обучением, воспитание является одной из важнейших составляющих особенностей образовательного процесса. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Урок физической культуры обладает рядом особенностей, позволяющих рассматривать его как возможный фактор воспитания учащихся.

Во-первых, это повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частые межличностные контакты и общение.

Во-вторых, повышенный эмоциональный фон, вызванный яркими, глубокими позитивными и негативными эмоциями, которые сопровождаются применением соревновательного и игрового методов.

В-третьих, преодоление различных препятствий с проявление волевых усилий. В связи с этим вклад урока физической культуры в развитие личностных качеств учащихся достаточно существен.

Ученые выделили следующие компоненты воспитательного пространства:

- содержание урока;

- используемые методы обучения;

- действия учителя и учащихся;

- отношения, возникающие в процессе взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик.

Воспитательное пространство - позволяет учителю осознать механизм реализации воспитательных функций урока физической культуры.

Содержание учебного материала урока физической культуры в основном состоит из двигательных действий, которые приобретают форму физических упражнений. Специфические (объективные) особенности двигательных действий по своему содержанию одинаковы для всех учащихся, выполняющих их, и ведут к образованию примерно одинаковых качеств организма и личности.

Правильно подобранные двигательные действия, позволяют формировать необходимые качества.

Например, упражнения, направленные на развитие выносливости, формируют волевые качества через волевые усилия, прилагаемые на стадии утомления.

Занятия физическими упражнениями происходят в условиях изменяющейся внешней (природной) среды. Такие факторы, как рельеф местности, метеорологические условия (дождь, ветер, жара и холод), увеличивают трудность выполнения упражнения и предъявляют повышенные требования к проявлению волевого усилия для достижения цели.

Содержание учебного материала в учебном процессе, во многом определяется методами, используемыми учителем. То есть, системой действий педагога, которая позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

В связи с этим на уроках физической культуры широко используются современные методы обучения, среди которых игровой и соревновательный методы.

Игровой метод, основу которого составляет упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение цели многими дозволенными способами в условиях постоянного и в значительной степени случайного изменения ситуации. Данный метод активно действует на занимающихся своей эмоциональностью, что содействует воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, творчества, сознательной дисциплины и т. д.

Игра:

– сильнейшее средство социализации ребенка (становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу);

- дает возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии;

пространство самореализации (в котором раскрываются возможные или имеющиеся проблемы у человека и моделируется их снятие);

- вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.  

Игру можно назвать методом воспитания положительного отношения к учению.

Соревновательный метод - это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся, с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований. Например, проведение испытаний на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто быстрее преодолеет дистанцию бегом и т. п.

Фактор соперничества в процессе соревнований, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение за достигнутые успехи и т. д.) содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, способствуют развитию соответствующих качеств.

Соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство могут содействовать формированию не только положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т. п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизма, тщеславия, чрезмерного честолюбия, грубости). Поэтому необходимы методические приемы, позволяющие целесообразно использовать соревновательный метод. Формирование личности происходит благодаря той деятельности, в которую она включается. Это означает, что воспитание происходит путем включения учащегося в разнообразные виды деятельности (учебную, спортивную, физкультурно-оздоровительную) и благодаря развитию и укреплению тех отношений, которые возникают в процессе этой деятельности.

Важным условием эффекта воспитывающего, личностно развивающего воздействия урока является учительское поведение, учительская коммуникация. Характер отношений "педагог-учащийся" должен строиться на основе принципов взаимодействия участников учебного процесса:

принцип гуманизации педагогического процесса. Данный принцип реализуется через ряд правил его осуществления:

педагогический процесс необходимо строить на полном признании гражданских прав учащегося и уважения к нему;

знать положительные качества учащегося и в ходе педагогического процесса опираться на них;

принцип демократизации. Его сущность состоит в предоставлении учащемуся определенной интеллектуальной и нравственной свободы для саморазвития, саморегуляции и самоопределения. Обучение и воспитание эффективны тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются ее субъектами.

принцип природосообразности (сообразно природе ребенка). Данный принцип предполагает выстраивание процесса обучения в соответствии с внутренним миром, степенью созревания организма, состоянием здоровья (физического, психологического, социального).

Таким образом, воспитательный потенциал урока физической культуры реализуется через создание его воспитательного пространства: позитивный образ учителя, развиваемый и подкрепляемый соответствующим поведением и действиями педагога, процесса учебной работы, предметного содержания. Влияние учителя на развитие личности ученика осуществляется не на основе специальных воспитательных задач, а посредством характера общения и отношений, складывающихся при решении собственно обучающей задачи.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X