Наряду с обучением, воспитание является одной из важнейших составляющих особенностей образовательного процесса. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Урок физической культуры обладает рядом особенностей, позволяющих рассмотреть его как возможный фактор воспитания учащихся. Воспитательное пространство- позволяет учителюоэ осознать механизм реализации воспитательных функций урока физической культуры.
Реализация учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры
Наряду с обучением, воспитание является одной из важнейших составляющих особенностей образовательного процесса. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Урок физической культуры обладает рядом особенностей, позволяющих рассматривать его как возможный фактор воспитания учащихся.
Во-первых, это повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частые межличностные контакты и общение.
Во-вторых, повышенный эмоциональный фон, вызванный яркими, глубокими позитивными и негативными эмоциями, которые сопровождаются применением соревновательного и игрового методов.
В-третьих, преодоление различных препятствий с проявление волевых усилий. В связи с этим вклад урока физической культуры в развитие личностных качеств учащихся достаточно существен.
Ученые выделили следующие компоненты воспитательного пространства:
- содержание урока;
- используемые методы обучения;
- действия учителя и учащихся;
- отношения, возникающие в процессе взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик.
Воспитательное пространство - позволяет учителю осознать механизм реализации воспитательных функций урока физической культуры.
Содержание учебного материала урока физической культуры в основном состоит из двигательных действий, которые приобретают форму физических упражнений. Специфические (объективные) особенности двигательных действий по своему содержанию одинаковы для всех учащихся, выполняющих их, и ведут к образованию примерно одинаковых качеств организма и личности.
Правильно подобранные двигательные действия, позволяют формировать необходимые качества.
Например, упражнения, направленные на развитие выносливости, формируют волевые качества через волевые усилия, прилагаемые на стадии утомления.
Занятия физическими упражнениями происходят в условиях изменяющейся внешней (природной) среды. Такие факторы, как рельеф местности, метеорологические условия (дождь, ветер, жара и холод), увеличивают трудность выполнения упражнения и предъявляют повышенные требования к проявлению волевого усилия для достижения цели.
Содержание учебного материала в учебном процессе, во многом определяется методами, используемыми учителем. То есть, системой действий педагога, которая позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.
В связи с этим на уроках физической культуры широко используются современные методы обучения, среди которых игровой и соревновательный методы.
Игровой метод, основу которого составляет упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение цели многими дозволенными способами в условиях постоянного и в значительной степени случайного изменения ситуации. Данный метод активно действует на занимающихся своей эмоциональностью, что содействует воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, творчества, сознательной дисциплины и т. д.
Игра:
– сильнейшее средство социализации ребенка (становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу);
- дает возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии;
– пространство самореализации (в котором раскрываются возможные или имеющиеся проблемы у человека и моделируется их снятие);
- вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру можно назвать методом воспитания положительного отношения к учению.
Соревновательный метод - это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся, с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований. Например, проведение испытаний на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто быстрее преодолеет дистанцию бегом и т. п.
Фактор соперничества в процессе соревнований, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение за достигнутые успехи и т. д.) содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, способствуют развитию соответствующих качеств.
Соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство могут содействовать формированию не только положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т. п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизма, тщеславия, чрезмерного честолюбия, грубости). Поэтому необходимы методические приемы, позволяющие целесообразно использовать соревновательный метод. Формирование личности происходит благодаря той деятельности, в которую она включается. Это означает, что воспитание происходит путем включения учащегося в разнообразные виды деятельности (учебную, спортивную, физкультурно-оздоровительную) и благодаря развитию и укреплению тех отношений, которые возникают в процессе этой деятельности.
Важным условием эффекта воспитывающего, личностно развивающего воздействия урока является учительское поведение, учительская коммуникация. Характер отношений "педагог-учащийся" должен строиться на основе принципов взаимодействия участников учебного процесса:
- принцип гуманизации педагогического процесса. Данный принцип реализуется через ряд правил его осуществления:
педагогический процесс необходимо строить на полном признании гражданских прав учащегося и уважения к нему;
знать положительные качества учащегося и в ходе педагогического процесса опираться на них;
- принцип демократизации. Его сущность состоит в предоставлении учащемуся определенной интеллектуальной и нравственной свободы для саморазвития, саморегуляции и самоопределения. Обучение и воспитание эффективны тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются ее субъектами.
- принцип природосообразности (сообразно природе ребенка). Данный принцип предполагает выстраивание процесса обучения в соответствии с внутренним миром, степенью созревания организма, состоянием здоровья (физического, психологического, социального).
Таким образом, воспитательный потенциал урока физической культуры реализуется через создание его воспитательного пространства: позитивный образ учителя, развиваемый и подкрепляемый соответствующим поведением и действиями педагога, процесса учебной работы, предметного содержания. Влияние учителя на развитие личности ученика осуществляется не на основе специальных воспитательных задач, а посредством характера общения и отношений, складывающихся при решении собственно обучающей задачи.