Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Речевая готовность детей к школьному обучению на территории Пряжинского городского поселения. Работа №273061

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является подготовка к школьному обучению. Одним из важных показателей готовности является правильная, хорошо развитая речь.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определяет целевые ориентиры-- социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания

Работа:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

 

 

 

Выступление на районной конференции по теме

 

 

«Речевая готовность детей к школьному обучению

на территории Пряжинского городского поселения»

(31 марта 2016года)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель-дефектолог

Атрушкевич Н.В.

 

 

 

Пгт Пряжа

2016г

 

Одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является подготовка к школьному обучению. Одним из важных показателей готовности является правильная, хорошо развитая речь.

Понятие речь очень обширно.

Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словари и грамматический строй. Различают устную и письменную форму речи. В каждом речевом акте можно выделить импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны.

Изучением звукового состава речи занимается фонетика; словаря—лексикология, а грамматического строя—грамматика.

Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.

Каковы же причины, вызывающие нарушения речевого развития? На слайде выведены только некоторые причины. Я подробнее обозначу некоторые из них. Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектами речи, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, например, дети с церебральным параличом), отстают в развитии речи.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Ребенку недостаточно просто слышать звуки ( магнитофон, телевизор), необходимо прежде всего прямое общение со взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение форм общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте 2—3 лет является мощным стимулом развития его речи. Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи.

Общение играет важную роль в развитии речи. В современных условиях дети очень часто предоставлены сами себе. Родителям порой проще купить ребенку планшет, включить телевизор и заняться своими делами. С телевизором и планшетом у ребенка не происходит общения, речь не развивается. А так важно для ребенка и его развития, чтобы близкие люди спросили: «Как провел день в детском саду, с кем играл, что делали на занятиях?» Вот оно живое общение с ребенком.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определяет целевые ориентиры -- социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культурой речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Как показывает практика, сегодня увеличилось количество детей с нарушениями речи, в дошкольном и младшем школьном возрасте. И каждый год ситуация усугубляется, к сожалению детей с нарушениями речи не становится меньше. И такая ситуация не только в Пряжинском районе, но и в нашей Республике и не ошибусь, в стране в целом.

По данным «Центра диагностики и консультирования» количество детей в ограниченными возможностями здоровья следующее. Обратите внимание, что количество детей с нарушениями речи самое большое, далее следуют дети с ЗПР и дети с нарушением эмоционально-волевой сферой.

У меня собраны данные по диагностике речи за 2011-2015 учебные года.

Если в процентном соотношении по годам, то получается следующая картина:

2011-2012 учебный год –норма речевого развития у 41% детей,

2012-2013 учебный год-норма речевого развития у 57% детей,

2013-2014 учебный год – норма речевого развития у 35% детей

2014-2015 учебный год- норма речевого развития у 55% детей.

Хочется отметить, что с января 2015 г в детском саду работают специалисты логопед, дефектолог и психолог. Раньше специалисты работали по договору и обследовали только детей подготовительной группы, когда до школы оставался один год. За этот год мало что можно было исправить, тем более, если у ребенка было, допустим, общее недоразвитие речи, когда нарушены все компоненты речи. Теперь появилась возможность начинать работу со старшей группы или со средней группы. Те родители, которые обеспокоены речевым развитием своего ребенка обращаются за консультацией даже раньше (вторая младшая группа). Мы не отказываем, обследуем ребенка и консультируем родителей. Сейчас на логопункт для проведения коррекционных занятий с логопедом зачислены 66 детей.

Специалисты детского сада тесно сотрудничают с воспитателями групп, с родителями, с медицинским персоналом. Если есть необходимость, то рекомендуем консультации детского невролога, психиатра. Сотрудничая с педиатрами, дети со сложными нарушениями направляются в «Центр патологии речи и других высших функций».

Рекомендуем пройти ПМПК, детям у которых наблюдаются тяжелые нарушения речи и есть необходимость обучать их в специальном коррекционном образовательном учреждении (школа-интернат №22). Порой возникают трудности убедить родителей, что это необходимо для ребенка и ребенок, обучаясь по основной общеобразовательной программе не усваивает её. Когда родители понимают, что ребенок не может в силу своих способностей усвоить программу, они соглашаются отправить ребенка на обучение в школу-интернат №22. Проходит время и родители, встречая меня, радуются, что их сын или дочь научились читать и учитель хвалит ребенка, что у него выявилось много других способностей – он плетет, вышивает и практически «отличник» в своем классе.

Особо отмечу сотрудничество с семьями, где воспитываются дети с нарушениями речи. В начале года я проводила анкетирование родителей на выявление компетентности родителей по речевому развитию ребенка. Один из вопросов этой анкеты: «Как вы думаете, кто отвечает за речевое развитие вашего ребенка?» и даны примерные ответы.

Анкетирование одна из форм работы с родителями. Также основной формой является индивидуальное консультирование, которое проводится по итогам диагностики и в ходе коррекционной работы. Новой формой работы стали мастер-классы и совместные проекты с родителями.

Буквально на днях в старшей группе завершился среднесрочный проект по творчеству А.Л.Барто. Предполагалось просто развлечение в рамках моего проекта, по работе с родителями, в семьях, которых воспитываются дети с нарушениями речи. Но получилось так, что это вылилось в месячную работу, которая объединила следующих участников проекта: дети старшей группы, учитель-дефектолог, воспитатель, педагог ИЗО, музыкальный руководитель, родители. Дети совместно с родителями изучали творчество А.Л.Барто, учили стихи, рисовали, раскрашивали картинки, делали поделки, выполняли артикуляционную гимнастику. Итогом стал конкурс чтецов и развлечение совместно с родителями «Путешествие по стране А.Л.Барто». Один воспитанник читал стихотворение и были явно заметны нарушения звукопроизношения. До праздника мама шла на контакт хорошо до того момента, пока я не порекомендовала обратиться к специалистам: психологу, и неврологу, и призвала выполнять ответственно домашние задания. На консультацию к специалистам мама не пошла, тетрадь с домашними заданиями оставалась в шкафчике. И вот после развлечения, мама забрала тетрадь и начала выполнять домашние задания. Я рассказала это к тому, что любые формы взаимодействия с родителями будут нести положительный результат, если родители начнут понимать, что не только воспитатель и логопед, но и он, родитель, несет ответственность за речевое развитие своего ребенка, и не нужно боятся специалистов: неврологов, психиатров, специалистов ПМПК. Все рекомендации родителям –это руководство к действию, для того, чтобы ребенку было комфортно обучаться в детском саду, а в последствии и в школе.

Трудности, которые возникают при подготовке дошкольников к обучению в школе.

Недостаточная компетентность родителей по вопросу речевого развития ребенка. (Из всех компонентов речи, наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе и сверстники, часто и родители не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение-оно, как на ладошке. Родителей зачастую волнует произношение звука Р, но они не слышат, что ребенок не произносит шипящие звуки или смягчает свистящие. Мы, как педагоги, конечно, замечаем

сформированность

и других компонентов речи.)

Преемственность между детским садом и начальной школой.

Стоит обратить внимание на организацию

взаимодействия педагогов детского сада и начальной школы по психолого-педагогическим и методическим вопросам, касающимся подготовки детей к школе, профилактики школьной дезадаптации, развитию и коррекции возрастных психологических новообразований;
работы с родителями детей в период их посещения подготовительной группы и обучения в первом классе, направленной на формирование психолого-педагогической компетенции родителей, их положительного отношения к ребенку и педагогу на разных образовательных ступенях, повышение заинтересованности родителей в создании (выборе) адекватных возможностям ребенка образовательных условий;
работы с детьми старшего дошкольного возраста (будущими первоклассниками) и младшего школьного возраста (только что приступившими к обучению в школе). Задачи работы с детьми широко варьируются в формулировках разных образовательных систем, однако в целом направлены на формирование социальной позиции школьника и развитие предпосылок формирования учебной деятельности.
Так как непосредственное влияние на речевое развитие оказывает семья, в которой растёт и воспитывается ребёнок с речевыми особенностями, то важную роль на этапе коррекции играет консультативно-просветительская работа с родителями. Такая работа не ограничивается проведением консультаций и собраний для родителей, она подразумевает полное включение семьи в коррекционно-развивающий процесс.

Используемая литература:

Логопедия: Учебник для студентов

дефектол

. фак.

пед

. вузов

/

Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

. — М.:

Гуманит

. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

Миронцева

С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. –

СПб.:

ООО

«Детство-пресс», 2012. – 208 с.

Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог.

фак-

тов

пед

. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и

перераб

М.: "Просвещение", 1973. - с. 272 с и

л

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×