Семинар поможет и воспитателям и родителям развивиать правильную речь ребенка. В первые годы жизни ребенка речь это самое важное что получает ребенок из внешней среды и впитыает в себя.
Семинар – практикум «Развиваем речь детей и взрослых в ДОУ»
Цель: Развитие профессионального теоретического и практического мышления через активные методы обучения.
Задачи:
• Актуализировать знания педагогов ДОУ в образовательной области «Речевое развитие»
• Имитировать условия обучения участников деловой игры в процессе совместной соревновательной деятельности
• Формировать профессиональное творческое мышление
ХОД СЕМИНАРА.
Теоретическая часть
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к.
Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная область «Речевое развитие» включает:
владение речью, как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Сейчас я вам представлю дидактические материалы и игры, которые способствуют формированию речи детей:
Игры на развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Игры на обогащение активного словаря.
Игры на формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
Ведущим видом деятельности при работе с книгой становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. Книжный уголок - особое место, для ребенка в детском саду, где они самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не у нас в руках, а остаётся с ней один на один. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - удовлетворить читательские интересы детей.
Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:
Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей.
Выразительное чтение;
Народные песенки, потешки, пестушки,загадки, также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста.
Основой овладения речью детьми как средством общения и культуры являются:
Речь педагога
Речь родителей
Насыщенность среды
Методы и приемы речевого развития
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Практическая часть
Цель нашего практикума – поупражняться в навыках правильной и красивой
речи. Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала
завораживающее действие на детей.
2 команды
Артикуляционная гимнастика
Толстые внуки приехали в гости.
С ними - худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись, в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим, положат блины нам.
Блинчик жуём с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик, не в щёки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губки оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки
И на опушке мы видим грибочки.
“На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”
Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.
Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
(Предложение).
Непостоянный морфологический признак глагола.
(Лицо).
Должностное лицо, руководящее детским садом. (
Заведующая).
Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения.
(Антонимы).
Слова, употребляемые жителями той или иной местности.
(Диалектные).
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
(Суффикс).
Все слова языка. (
Лексика).
Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению.
(Омонимы).
Группа живущих вместе близких родственников. (
Семья).
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
(Фонетика).
Часть слова без окончания.
(Основа).
«Воздушные шары»
Каждой команде раздаются по листу ватмана, клей и разрезанные на 2 части картинки – воздушные шарики двух цветов (голубые – одной команде, розовые – другой). В одной части воздушного шара - термин, а во второй части – его определение (ответ). Нужно найти соответствующие половинки шариков, сложить и наклеить их на лист ватмана. После окончания работы, правильность выполнения задания проверяется командой соперников.( команды можно поделить на девочки и мальчиков, в зависимости от колличества детей в группе)
“Родственные (однокоренные) слова”.
Задние: Игрокам предлагается подобрать однокоренные слова.
Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье. .
Снег –
снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
Лед
– ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.
Дуб
– дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина.
“Почем
у так называется?”
Задание: Объяснить, почему так называются растения.
Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.
Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.
Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.
Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.
«Поставь ударение» (
Орфоэпическая правильность
)
Задание:Расставить ударение и прочесть слова.
1 команда:мастерскИ, наращЁнные, новорождЁнный, обеспЕчение, облегчИть, откУпорить, пулОвер, свЁкла, танцОвщик, творОг и твОрог (оба варианта равноправны), тУфля
2 команда:баловАть, бАрмен, бОчковое, водопровОд, договОр, жалюзИ, завИдно, каталОг, квартАл, красИвее, кулинАрия и кулинарИя (оба варианта равноправны
«
Исправьте ошибки в пословицах
»
.
Задание:
Найти ошибку и исправить. ( кманды отвечают по очереди)
После драки много хромых
(Храбрых).
Одна голова – хорошо, а две – некрасиво
(Лучше).
Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра
(Сегодня).
Пришел, увидел, купил
(Победил).
У каждого своя голова на шее
(Плечах).
Мало хотеть – надо клянчить
(Уметь).
Землю красит солнце, а человека – парикмахер
(Труд).
На всякий урок
(час)
ума не напасешься.
Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой
(В мышеловке).
Испокон века телевизор
(Книга)
растит человека.
Составьте пословицы и поговорки из набора слов:
Командам предложить карточки с перечнем слов.
Задание: Составить пословицы.
Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).
За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).
“ В мире сказок”.
Современная реклама.
Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.
Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого).
Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского).
Отмою все! (Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского).
Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”)..
Исправить предложение
Задание: исправить предложение:
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Коля является ведущим лидером нашей группы.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Врачиха выписала детям лекарство.
«Закончи предложение»
( 37
слайд)
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
Выполнять задания мне помогало…
В ходе семинара мне было….
Я оцениваю семинар….
Спасибо всем участникам за участие в семинаре. Надеюсь, что он не прошёл для вас даром. Желаю всем удачи, успехов, необъятной жизненной энергии на ниве педагогического труда, трудолюбивых детей и родителей для реализации свои педагогических возможностей.