Родительское собрание – это основная форма коллективной работы учителя с родителями. Родительские собрания планируются заранее (1-2 раза в четверть), подготовка к ним проводится в течение длительного времени: определяется повестка дня, готовится необходимый материал для выступления на собрании, подбирается педагогическая литература, которую можно порекомендовать родителям. Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в то числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с родителями.
«Родительские собрания, как одна из форм взаимодействия с родителями»
Родительское собрание – это основная форма коллективной работы учителя с родителями. Родительские собрания планируются заранее (1-2 раза в четверть), подготовка к ним проводится в течение длительного времени: определяется повестка дня, готовится необходимый материал для выступления на собрании, подбирается педагогическая литература, которую можно порекомендовать родителям.
Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в то числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с родителями.
Лучше всего проводить нетрадиционные родительские собрания, следуя правилу Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеките меня, и я пойму», переведенному современными ученными и выраженному на сухом языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, написанное – на 40%, проделанное – на 70%.
Несомненное, использование нетрадиционной методики проведения, следование принципам вариативности родительских собраний позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру к вопросам воспитания детей.
Родители будут с радостью идти на родительское собрание, зная, что будет что – то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам.
Родителям будут интересны ответы на волнующие темы, обсуждаемые педагогические ситуации, на что надо обратить особое внимание и каким образом помочь ребенку.
Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Для родителей такие встречи оборачиваются праздничным событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам:
Актуальность тем, поднимаемых на встречах,
Насыщенность встреч коррекционной, профилактической и просветительской информацией;
Возможность родителей наблюдать своих детей и результаты согласованной деятельности специалистов, оформленные в виде показательных выступлений, творческих отчетов.
Подобная модель работы с семьей позволяет сотрудничать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, полагающими, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта. Количество таковых довольно велико; именно эта группа родителей обычно предъявляет строгие требования к учреждению, потому что они сами не хотят или не могут обеспечить детям желаемого развития.
Кроме того, родительские собрания позволяют:
Давать родителям информацию педагогического, психологического, логопедического содержания; повышать педагогическую
компетентность
как родителей, так и воспитателей;
Наглядно продемонстрировать родителям удачи и недоработки в развитии детей, причем выводы об это родители делают самостоятельно, сравнивая и наблюдая своего ребенка в группе;
Продемонстрировать приемы и методы работы с детьми;
Приглашать семью на консультацию к специалистам, знакомя их с сотрудниками ДОУ; родители порой и не догадываются, что их проблема может стать объектом помощи, когда специалистов приглашают взглянуть на ту или иную семейную ситуацию по – новому;
Организовать экспресс – консультации со специалистами сразу после собрания:
Задействовать эмоциональную сферу детей и взрослых, организуя собрания в атмосфере праздника;
Знакомить с требованиями ДОУ, обосновывать их содержание с позиции заботы о детях; родители узнают задачи детского сада и лучше понимают свою роль; работа специалистов и воспитателей становится прозрачной для родителей.
Таким образом, содержания и формы работы с семьей в ДОУ должны отличаться разнообразием. Жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентности в решении современных задач воспитания и образования.
Задачи родительского собрания.
Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Создать атмосферу общности интересов.
Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
Оказывать помощь родителям в овладении
психолого
– педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.
Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
Учить принимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.
Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
Развивать умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.
Способствовать овладению способами выражения своих эмоций – как положительных, так и отрицательных.
Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Активизировать коммуникации в семье.
Этапы подготовки родительского собрания.
Выбор темы собрания.
Определение целей родительского собрания.
Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме.
Разработка сценария собрания.
Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.
Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
Приглашение родителей и других участников собраний.
Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания
Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток родителям.
Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).
Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Этапы подготовки родительского собрания.
Выбор темы собрания.
Определение целей родительского собрания.
Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме.
Разработка сценария собрания.
Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.
Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
Приглашение родителей и других участников собраний.
Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания
Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток родителям.
Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).
Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Этапы родительского собрания:
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное».
Вводная часть
Призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, мотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Так же можно вручить благодарственные письма и дипломы, детям и родителям по случаю участия в каких - либо мероприятиях и конкурсах. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
Основная часть
Может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
По возможности разбираемые ситуации лучше инсценировать.
Для иллюстраций своих идей и соображений использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
Разное
Обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.