Актуальность исследования. Философов и психологов издавна интересовала проблема соотношения эмоциональной и познавательной сфер психики человека. Различение этих сфер и даже абстрагирование от одной их них при рассмотрении другой оказывается продуктивным и для философских построений, и при проведении эмпирических психологических исследований. В то же время признается, что на самом деле все эти сферы неразделимы и в любой момент человеческой жизни работают как когнитивные, так и эмоциональные процессы, то есть любой психический процесс имеет когнитивный и эмоциональный аспекты. Вместе с тем, в том наборе теоретических понятий, которыми традиционно оперируют психологи, заложен разрыв между эмоциональной и познавательной сферами психики. С этой точки зрения понятие эмоционального интеллекта оказывается важным и актуальным, так как оно находится на стыке изучения когнитивных и эмоциональных явлений. Считается, что оно имеет серьезный потенциал с точки зрения синтеза эмоций и когниций на теоретическом уровне. Тема эмоционального интеллекта также представляется важной с точки зрения практики.
Актуальность исследования. Философов и психологов издавна интересовала проблема соотношения эмоциональной и познавательной сфер психики человека. Различение этих сфер и даже абстрагирование от одной их них при рассмотрении другой оказывается продуктивным и для философских построений, и при проведении эмпирических психологических исследований. В то же время признается, что на самом деле все эти сферы неразделимы и в любой момент человеческой жизни работают как когнитивные, так и эмоциональные процессы, то есть любой психический процесс имеет когнитивный и эмоциональный аспекты. Вместе с тем, в том наборе теоретических понятий, которыми традиционно оперируют психологи, заложен разрыв между эмоциональной и познавательной сферами психики. С этой точки зрения понятие эмоционального интеллекта оказывается важным и актуальным, так как оно находится на стыке изучения когнитивных и эмоциональных явлений. Считается, что оно имеет серьезный потенциал с точки зрения синтеза эмоций и когниций на теоретическом уровне. Тема эмоционального интеллекта также представляется важной с точки зрения практики. Опыт повседневной жизни подсказывает психологам, что хорошее понимание эмоций позволяет людям находиться в гармонии с собой, преуспевать в профессиональной деятельности и быть счастливыми в личной жизни. Допускается, что во всех этих областях эмоциональный интеллект не менее важен, чем интеллект общий. Хотя эмпирические данные не всегда подтверждает эту догадку, она продолжает привлекать исследователей. Вышесказанное объясняет, почему понятие эмоциональный интеллект имеет в психологии двойной статус. С одной стороны, это академичный и респектабельный концепт, введенный солидными учеными из американских университетов П. Сэловеем и Дж. Мейером. С другой, - предмет популярной литературы, вызывающий иронию у серьезных специалистов. Проблема эмоционального интеллекта является крайне актуальной на сегодняшний день. Изучение данного феномена имеет большую теоретическую и практическую значимость, т.к. в повседневной жизни эмоции порой играют решающую роль в характере межличностных отношений, принятии важных решений. Поэтому умение понимать, воспринимать и регулировать эмоции как свои, так и окружающих людей является ключевым моментом межличностных взаимоотношений. Указанные обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к проблеме эмоционального интеллекта как детерминанте профессионального самоопределения. Цель курсовой работы – определить роль эмоционального интеллекта при выборе профессии у старшеклассников. Объект – эмоциональный интеллект. Предмет – роль эмоционального интеллекта при выборе профессии у старшеклассников. Задачи: 1. Определить понятие и специфику феномена эмоционального интеллекта. 2. Охарактеризовать особенности профессионального самоопределения старшеклассников. 3. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на определение роли эмоционального интеллекта при выборе профессии у старшеклассников. Гипотеза исследования: Существует связь показателей эмоционального интеллекта и выбора профессий у старшеклассников, высокий уровень развития эмоционального интеллекта обеспечивает ориентацию старшеклассника на профессии категории «человек-человек», развитые способности понимания собственных эмоций рассматриваются как условия выбора профессий категории «человек- художественный образ», тогда как выраженный контроль экспрессии выступает как одна из детерминант выбора профессий категории «человек-знаковая система». Методы: Анализ научных источников. Методы практической психологии (опрос, тестирование) Методы статистического анализа результатов исследования (описательная статистика, критерий ранговой корреляции Спирмена). Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, две главы, заключение, а также список использованной литературы и приложения.
Заключение
Эмоциональный интеллект - устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способностей; в частности, эмоциональный интеллект может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. Как ментальная способность, он является также частью более обширной группы свойств личности. Это один из многих факторов индивидуальности, скорее позитивных, чем негативных для межличностного взаимодействия. К моделям, рассматривающим эмоциональный интеллект как способность, относится модель Дж. Мэйера и П. Сэловея, в рамках которой ЭИ определяется как набор иерархически организованных способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации. Особого внимания заслуживает модель Д. В. Люсина, в которой эмоциональный интеллект раскрывается как способность к пониманию и управлению эмоциями, выделяются его виды - внутриличностный (понимание и управление своими эмоция-ми) и межличностный (понимание и управление эмоциями другого человека). Рассмотрение эмоционального интеллекта как черты положено в основу модели Р. Бар-Она. В ней эмоциональный интеллект определяется как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с разными жизненными ситуациями. Понимание эмоционального интеллекта как сочетания способностей и черт характерно для модели Д. Гоулмана, рассматривающего самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями в качестве составных частей эмоционального интеллекта. Профессиональное самоопределение – серьезный шаг в жизни каждого человека. Являясь основой самоутверждения человека в обществе, оно определяет, кем быть, где и с кем работать, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать. Более того, по мнению В.Л. Оссовского, существование социальных групп в обществе возможно только через группы профессиональные, т. к. «приобретение индивидом определенной профессии, как правило, означает его вхождение, а затем и принадлежность к определенной социальной группе или слою»/ С целью исследования роли эмоционального интеллекта в выборке профессии у старшеклассников нами организовано эмпирическое исследование. В данном исследовании нами были использованы следующие психодиагностические методики: 1. Тест эмоционального интеллекта Люсина. 2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов). Всего в исследовании приняло участие 25 респондентов, учащихся 11 «а» класса в возрасте от 17 до 18 лет. Нами выявлено, что общий уровень эмоционального интеллекта оценивается как высокий у 9 респондентов (36%), очень высокий уровень данной характеристики имеют 28% участников исследования, средним уровнем развития эмоционального интеллекта обладают шесть старшеклассников (24%), низкий демонстрируют два респондента (8%), тогда как очень низкий уровень развития эмоционального интеллекта характерен для одного респондента (4%). Наиболее значимыми для старшеклассников являются выборы профессии класса «человек-человек» (среднее значение – 5,92), «человек-техника» (среднее значение – 5,32), «человек-художественный образ» (4,64). Наименее значимыми для школьников являются профессии класса «человек-знаковая система» (среднее значение – 3,96), а также «человек-природа» (4,12). Мы можем говорить о том, что большинство школьников ориентируются на профессии, предполагающие общение и взаимодействие с другими людьми, активную коммуникацию и взаимовлияние, а также на профессии, предполагающие взаимодействие с техникой. Нами выявлено, что существует целый ряд достоверных корреляций показателей эмоционального интеллекта и выбора профессии у старшеклассников, в частности: 1. Существует связь выбора профессии «человек-человек» и способности к пониманию чужих эмоций (r=0,59; p<0,05), управлению чужими эмоциями (r=0,47; p<0,05), с общим уровнем межличностного эмоционального интеллекта (r=0,45; p<0,05), общим уровнем эмоционального интеллекта (r=0,41; p<0,05). 2. Существует связь выбора профессии «человек-знаковая система» и таким аспектом эмоционального интеллекта, как «контроль экспрессии» (r=0,42; p<0,05). 3. Существует связь выбора профессии «человек-художественный образ» и способностей к понимаю своих эмоций (r=0,56; p<0,05). Таким образом, на основании проведенного исследования мы можем принять основную гипотезу исследования, то есть существует связь показателей эмоционального интеллекта и выбора профессий у старшеклассников, высокий уровень развития эмоционального интеллекта обеспечивает ориентацию старшеклассника на профессии категории «человек-человек», развитые способности понимания собственных эмоций рассматриваются как условия выбора профессий категории «человек-художественный образ», тогда как выраженный контроль экспрессии выступает как одна из детерминант выбора профессий категории «человек-знаковая система».