На сегодняшний день, проблема развития воображения младших школьников является актуальной и социально значимой. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Этот сложный психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Как писал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». [8, с. 28]
Не секрет, что развитие творческих способностей, в частности воображения, напрямую связано с развитием личности и интеллекта ребёнка. Действительно, все психические процессы и их развитие находятся в прямой зависимости от рода деятельности, которой занимается ребёнок. [2]. Например, уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. На уроках изобразительной деятельности мы можем способствовать развитию этих важных психических процессов. Психологи считают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе. [3, с. 174]
При работе с детьми, мы выявили, что при работе с классическими материалами учащиеся плохо, или вовсе не владеют навыками работы с кистью, карандашом, красками. Данная проблема затрудняет процесс развития у учащихся творческого воображения. Также, учащиеся, в силу своего возраста, не всегда могут передать создаваемые образы на бумагу, это происходит, опять же, из-за не владения навыками работы с классическим материалом.
Особое место в стандарте начального общего образования занимает деятельностный характер, ставящий главной целью развитие учащегося как творческой личности. Это подтверждается текстом стандарта «Требования к предметным и метапредметным результатам на уроках изобразительного искусства». Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности такие, которые в последующем дети могу применить на практике. Также, стандарт требует приобретение учащимися опыта работы с различными художественными материалами и в различных техниках. Но в реальности это не всегда осуществимо. Учащиеся привыкли работать по шаблону, что препятствует им развиваться как творческой личности.
Наш выбор именно нетрадиционных техник рисования обусловлен многими факторами. Изобразительное искусство требует от детей мастерства работы с традиционным материалом. Зачастую, учащиеся ещё недостаточно хорошо овладели навыками использования традиционных материалов для успешного результата деятельности. [15] Важными преимуществом нетрадиционных изобразительных техник можно выделить доступность результата работы, так как они довольно просты в использовании как техникой, так и материалом, результат деятельности учащегося заведомо успешен. Также, применение данных техник тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для улучшения навыка письма. [6, с. 247] Также, данные техники способствуют развитию интеллекта, мелкой моторики, формирование психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики и других учебных предметов.
В нашей дипломной работе мы хотим показать, как влияет применение на занятиях нетрадиционных графических техник на развитие творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников.
Предметом исследования является: применение нетрадиционной графической техники на занятиях изобразительной деятельности с целью развития творческого воображения
Цель дипломной работы: выявление педагогических условий развития воображения у учащихся 2-ого класса посредством нетрадиционных графических техник на внеурочных занятиях.
Исходя из поставленной цели дипломной работы нами были определены задачи дипломной работы:
1. Раскрыть сущность понятия «творческое воображение» и его виды;
2. Изучить возрастные особенности творческого воображения у учащихся 2-ых классов;
3. Раскрыть понятие «нетрадиционная техника», охарактеризовать основные графические техники;
4. Привести примеры нетрадиционных графических техник на занятии изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения младших школьников;
5. Подобрать диагностические методики, необходимые для проведения экспериментального исследования и применить их;
6. Разработать и апробировать на практике цикл занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения младших школьников;
7. Сформулировать методические рекомендации по использованию нетрадиционных графических техник на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.
Заявленная тема дипломной работы соответствует профессиональному
модулю ПМ02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников».
ГЛОССАРИЙ
Варьирование — это желание изменить, существующие в опыте образы, представления;
Воображение — это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. [2, с. 30]
Воля — способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели.
Детализация — это механизм, усиливающий яркость образа, представления;
Комбинирование — это преобразование ранее полученных представлений за счет объединения разнородных компонентов в новом образе.
Моделирование — это способ воссоздания событий на новом материале;
Схематизация — это сокращение реальности с последующим переносом действия и функций предмета на другие объекты;
Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
Творческое воображение — это самостоятельное создание образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом. [1, с. 117]
Техника — совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. [1, с. 120]
Фантазия — это создание представлений о нереальных событиях, явлениях. Фантазия присуща каждому человеку, но все люди (особенно дети) различаются по направленности этой фантазии, ее силе и яркости. [1, с. 134]
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития воображения у младших школьников.
1. Сущность понятия воображение и его виды.
Одной из основных задач преподавания изобразительного искусства, как в массовой, так и в специальной (коррекционной) школе является развитие у учащихся творческой деятельности. Творческая деятельность человека, это создание нечто нового, будь то какая-нибудь вещь, чувство, эмоции, поступок.
Выделяют 3 типа воображения: воссоздающее, неуправляемое и творческое. Мы пришли к выводу, что одним из самых эффективных видов, способствующих развитию всех психических процессов, является творческое воображение. [2, с. 76]
При этом виде воображения ребёнок создаёт образы и истории, вещи, не имеющих аналогов. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
Таблица 1 «Виды воображения»
Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является одним из самых простых видов воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста.
Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. [6, с. 364]
Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.
Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству. [6, с. 226]
Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует.
Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность. [7, 320]
В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, мышления. Развитие и совершенствование творческого воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что и повлечет за собой расширение познавательных возможностей детей. [7, с. 158]
Преднамеренное пассивное воображение продуцирует специально создаваемые образы — грезы, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
Творческое воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Он включает в себя три основных этапа:
1) накопление материала;
2) переработка накопленного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений);
3) комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. [7, с. 346]
В самом начале этого процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие его основу. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей.
Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Для того чтобы соединять впоследствии различные элементы, человек должен раньше всего нарушить ту естественную связь элементов, в которой они были восприняты. Выделение отдельных черт и оставление без внимания других и может быть по праву названо диссоциацией. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Этот процесс крайне важен во всем умственном развитии человека, он лежит в основе абстрактного мышления, в основе образования понятий. Данное умение выделить отдельные черты сложного целого имеет огромное значение для всей решительно творческой работы человека над впечатлениями. [7, с. 352]
За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребенка в частности процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений. Данные в действительности впечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размер. И, наконец, заключительным моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. Но на этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах. [7, с. 377]
Деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. [3, с. 241] Легко понять также, что оно зависит от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности, воплощения продуктов воображения в материальную форму; зависит далее от технического умения и от традиций, т. е. от тех образцов творчества, которые влияют на человека. Все это факторы огромной важности, но настолько очевидные и простые. Гораздо менее заметно и поэтому гораздо более важно действие третьего фактора, именно окружающей среды. Обычно творческое воображение представляют, как исключительно внутреннюю деятельность, не зависящую от внешних условий или в лучшем случае зависимую от этих условий одной стороной именно постольку, поскольку эти условия определяют материал, лад которым, работает воображение. Самые же процессы воображения, направление его с первого взгляда кажутся руководимыми только изнутри чувствами и потребностями самого человека и поэтому обусловленными субъективными, а не объективными причинами. На самом деле это не так. В психологии был установлен закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды.
Изучив работы М.В. Ермолаевой, мы выделили следующие психологические механизмы воображения:
1) варьирование
2) моделирование
3) схематизация
4) детализация
5) комбинирование. [17, с. 57]
Таким образом, можно сделать вывод: воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику, воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами и речью. Воображение является одним из самых важных психических процессов, влияющих на развитие ребёнка. Творческое воображение способствует развитию познавательных процессов
Понятие "воображение" близко по смыслу понятиям творческое мышление и креативность. Часто эти понятия используют как синонимы, понимая под творческим (креативным) мышлением способность видеть вещи в новом свете и находить необычные решения проблемных задач. Единого мнения, что такое креативность, в науке сегодня нет. [7, с. 127]
В следующем параграфе мы рассмотрим возрастные особенности творческого воображения младшего школьного возраста, а также его функции.
2. Возрастные особенности развития творческого воображения в младшем школьном возрасте и его функции.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Творческие способности учащихся подразумевают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. И.Я. Лернером выделены следующие черты творческой деятельности: - самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; - видение новой функции знакомого объекта; - умение видеть альтернативу решения; - умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ; - умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных. [4, с. 348] Через творчество у ребенка развивается мышление. Но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное». [7, с. 145] Так как творческая деятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения, рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальный необычный способ решения - все эти черты творческой деятельности неразрывно связаны с воображением. Естественно, что ребёнок создаёт субъективно-новое, т.е. новое для него самого, но это имеет важное общественное значение, потому что в ходе его формируются способности личности. У младшего школьника воображение всё теснее связывается с его жизненным опытом, причём не остается бесплодным фантазированием, а постепенно становится побудителем к деятельности. [2] Возникшие мысли и образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы. Изобразительная деятельность является составной частью культуры человека. Изобразительная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать; творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления. [7, с. 377] Отсюда следует, что уроки изобразительного искусства необходимы и очень важны в системе общего образования. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. (Таблица 2).
Таблица 2. «Функции воображения»
Прагматические функции воображения проявляются в использовании формируемых в процесс воображения образов реального мира в решении практических проблем, возникающих в различных сферах деятельности людей.
Психотерапевтические функции воображения состоят в регуляции психических процессов, состояний, эмоций и физиологических процессов через психологические технологии различного типа. В частности, в психоанализе эта функция ориентирована на «прорыв» в сферу подсознания клиентов и выработку у них «оздоровительных легенд» на основе формирования у них соответствующих воображаемых образов специальными приемами.
Значительна роль этой функции в психокоррекции ошибочных действий типа «феномена невыполненности», допускаемых специалистами при выполнении высокоответственных операций, связанных с обеспечением безопасности людей. Ошибки возникают из-за искаженных виртуальных образов воображения о текущих состояниях управляемых объектов. Психокоррекционные функции воображения призваны в случаях, описанных выше, разрушать виртуальные образы воображения, трансформируя их в образы восприятия и представления реальных состоянии управляемых объектов. Воображение выполняет психотерапевтическую роль при излечении расстройств, объединенных названием «психические атаки». Внешнее проявление их - в появлении страха пройти через обычный городской мост, перейти площадь, выйти из дому во время дождя или при ясном солнце и т.п. Этим явлениям противопоставляются образы, преднамеренно формируемые у клиента специалистом-психологом. Психодиагностические функции воображения используют образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния. При этом широкое применение находят тесты проективного типа. Согласно феномену механизма проекции, человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные характеристики. Другими словами, в продуктах воображения индивида отражаются его психологические характеристики. Так, рассматривая одну и ту же картинку, один человек видит в ней мрачные мотивы, а другой обнаруживает в ней что-то перспективное. Вполне вероятно, что первый обладает пессимистической чертой характера, а другой - оптимистической. Познавательные функции воображения обеспечивает управление процессами мышления, внимания, памяти и речи - путем ассоциативной увязки их с формируемыми в воображении образами. Следует ожидать ускорения возрастания роли воображения в структуре познавательных процессов. В первую очередь это коснется управленческих сфер независимо от их природы. Например, в настоящее время разрабатываются технологии управления макроэкономическими процессами на базе возникающих у человека виртуальных представлений об их текущих состояниях. [5, с. 342] С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую работу. Например, аутотренинг, широко используемый для саморегуляции, основан на процесса