Семинар: «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ».
Цель: разработка механизма действий по предупреждению асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ.
План семинара:
1. 1. Тест «Да», «Нет».
2. 2. Итоги теста.
3. 3. Выступление педагогов.
4. 4. Рефлексия.
Рефлексия:
САМАЯ ВАЖНАЯ МЫСЛЬ СЕМИНАРА ДЛЯ ВАС?
САМАЯ СПОРНАЯ МЫСЛЬ СЕМИНАРА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ?
ВОЗНИКЛА ЛИ УВАС ИДЕЯ, КОТОРУЮ ХОЧЕТСЯ ОПРОБОВАТЬ?
Спасибо за внимание и удачи в воспитательно – профилактической работе.
Семинар: «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ».
Цель: разработка механизма действий по предупреждению асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ.
План семинара:
Тест «Да», «Нет».
Итоги теста.
Выступление педагогов.
Рефлексия.
Шевелева Л.Г.: прежде чем начать наш семинар я предлагаю вам ответить на ряд вопросов, чтоб узнать на сколько верно вы ведете работу с «трудными» детьми.
Всем
присутствующим раздается:
Входной тест для классных руководителей и учителей предметников. (слайд 1)
Отвечать «да» или «нет»
1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
2. Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.
3. Ставлю в известность администрацию о пропусках занятий в тот же день.
4. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.
5. Строго слежу за выставлением оценок в журнал.
6. Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.
7. Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.
8. Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.
9. Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.
10. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.
11. Обучаю детей методам самовоспитания.
12. Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.
13. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.
14. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.
15. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.
16. Не ставлю на ребенке крест.
17. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
18. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.
19. Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
20. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.
21. Умею смотреть на вещи глазами подростка.
22. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
(Слайд 2) Подведение результатов:
От 20 до 22 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.
От 15 до 17 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.
Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.
Выступление Шевелевой Л.Г.
Исходя из проделанной работы вы сделали выводы, что вы делаете хорошо, а чему необходимо уделить внимание. У кого-то возможно с 20 до 22 ответов «да» тех мы просим в дальнейшем поделиться методами общения с подростками.
Итак, тема сегодняшнего семинара (слайд 3) «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ».
(Слайд 4) Цель: рассмотреть механизм действия по предупреждению асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ.
(Слайд 5) план семинара:
Вспомнить что такое асоциальное поведение. Причины асоциального поведения. (
выступление
педагога
.).
Педагогические ситуации. Трудности в общении с ребенком и пути их устранения. (
выступление
Шевелевой Л.Г.).
ПАВ, причины употребления ПАВ. (
выступление
педагога
).
Концепция профилактики употребления
психоактивных
веществ в образовательной среде (выступление
педагога
).
(Слайд 6) Для начала нужно дать определение понятия «профилактика». Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям. В общефилософском аспекте профилактика – это предупреждение возникновения процесса, явления или действия (Ковальчук М.А.).
Прежде чем говорить о нашей теме давайте вспомним, что такое асоциальное поведение? И почему учащиеся становятся асоциальными?
Об этом нам расскажет учитель…..
АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.
Дети с асоциальным поведением как правило попадают затем в группу риска, давайте выясним раннее выявление детей группы риска и в чем заключается работа классного руководителя, педагога – психолога.
Рассказ из опыта работы с ………..(обучающийся, который способен на употребление ПАВ).
Щевелева Л.Г.
Спасибо С.В. за подробный рассказ и что поделились методами работы. Так же дети становятся асоциальными так как не видят отклика, помощи со стороны педагога, а педагог не идет на контакт с ребенком так как имеет трудности в общении. Сейчас нам Шевелева Л.Г. расскажет о путях устранения трудностей в общении педагога и ученика.
Выступление Шевелевой Л.Г.
(Слайд 8) Педагогические ситуации. Трудности в общении с ребенком и пути их устранения.
Как учитель воспринимает ребенка с асоциальным поведением?
Отказывается от контактов, не хочет разговаривать с ним;
Игнорирует;
Встречает с недовольным видом;
Постоянно пытается задеть колким словом;
Ругается и кричит на него.
2) ошибки, допускаемые педагогами. В результате педагогических ошибок и отрицательного воспитательного воздействия педагогов у ребенка происходят неблагоприятные изменения в психике, которые в медицинской психологии называются «дидактогении» негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Чтобы избежать в нашей с вами работе дидактогений, давайте выясним причины нарушений поведения у детей? (Слайд 9)
Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей. Прошу членов групп зачитать их.
а) Привлечь к себе внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.
б) Показать, что имеет власть над другими.
Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».
Предлагаю группам проанализировать ситуации и выполнить задание.
Сначала не нажимаю на слайд, потом только нажимаю после того как все прочитают и решат свои ситуации.
(Слайд 10)
Группы выполняют задание.
Ситуация 1: Ребенок шумит, встревает в разговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на негативное поведение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.
Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
Ответ: Прекращает на время, затем снова начинает. Цель: привлечь к себе внимание.
Рекомендации: (слайд 11)
Игнорировать.
Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.
Задать вопрос: Может быть, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?
Оказывать ребенку положительное внимание. Придумать совместные занятия, игры, прогулки.
(Слайд 12)
Ситуация 2: Ребенок отказывается делать то, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою власть, чтобы его заставить, начинают сердиться.
Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
Ответ: упрямится или усиливает неповиновение. Цель: показать, что имеет власть над другими
Рекомендации: (слайд 13)
Избегать борьбы за власть, уменьшить свою включенность в дела ребенка, избавить ребенка от излишнего диктата и давления. Для него важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.
(Слайд 14)
Ситуация 3: Ребенок вредит или портит вещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым, выражают свой гнев и обиду.
Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
Ответ: Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это. Цель: отплатить, отомстить, взять реванш.
Рекомендации: (слайд 15)
Не показывать свой гнев и обиду, выявить причину мести ребенка и попытаться наладить с ним доверительные отношения.
(Слайд 16)
Ситуация 4: Ребенок не способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.
Задание:
Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?
Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением:
а) Привлечь к себе внимание.
б) Показать, что имеет власть над другими
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Как бы вы поступили в этом случае?
Ответ: ребенок остается беспомощным. Цель: продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Рекомендации: (слайд 17)
Поверить в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят. Найти доступный для ребенка уровень задач, организовать с ним совместную деятельность. При этом ребенка нельзя критиковать. Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый незначительный успех. Постарайтесь подстраховать его, избавить от крупных провалов.
Подведение итогов.
Выполняя задание, вы убедились, что главные усилия нужно направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается, что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменить собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи. Помните, при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять их. Следующее задание является логическим заключением всего сказанного. Как известно, дети учатся у жизни. Чему? На этот вопрос ответите вы, продолжив предложенные фразы.
(Слайд 18)
Дети учатся жить у жизни:
Если ребенка постоянно критикуют – он учится
ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится -
быть агрессивным.
Если ребенка
высмеивают – он
становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках – он учится
жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости – он учится
понимать других.
Если ребенок растет в честности – он учится
быть справедливым
.
Если ребенок растет в безопасности – он учится
верить в людей.
Если ребенка поддерживают – он учится
ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии
– он учится находить любовь в этом мире.
Если ребенка хвалят – он учится
быть благородным.
Выступление Шевелевой Л.Г.
Большое спасибо за прекрасное выступление и проведенные задания и ситуации.
Исходя из выше сказанного мы с вами вынесли уроки, выяснили что необходимо делать чтоб предотвратить асоциальное поведение учащихся, а теперь мы поговорим об профилактике употребления ПАВ.
И сейчас нам …………….. расскажет, что такое ПАВ и причины употребления ПАВ.
В последние годы потребление табака, алкоголя и наркотиков во многих странах заметно увеличилось, нанося огромный материальный, социальный и нравственный ущерб обществу. По мере изменения социально-экономической и морально- психологической ситуации, расширения зарубежных контактов, открытости границ, все более масштабные и тревожные очертания приобретает эта проблема и в нашей Республике.
(Слайд 20) Психоактивное вещество — любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния иногда вплоть до изменённого состояния сознания. Эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер.
(Слайд 21).
Основные типы психоактивных веществ
№ п/п
Тип веществ
Вещества
1.
Алкоголь
Пиво, вино, крепкие спиртные напитки, некоторые медицинские средства и сиропы, некоторые парфюмерные изделия
2.
Никотин
Папиросы, сигареты, сигары, трубочный, жевательный, нюхательный табак, махорка
3.
Конопля
Марихуана, анаша, гашиш
4.
Стимулянты
Кофе, чай, амфетамины, продукты кокки, смешанные наркотики типа экстази
5.
Опиоиды
Кодеин, героин, опиум, морфин, метадон
6.
Депрессанты
Успокаивающие средства, снотворные, барбитураты, бензодиазепины
7.
Галлюциногены
ЛСД, мескалин
8.
Нитриты
Вдыхаемые стимулянты на основе амилнитрита
9.
Летучие ингалянты
Аэрозоли в баллонах, газ бутан, бензин, клей, растворители, разжижители красок
10.
Другие вещества
Кава, орех бетеля
Почему учащиеся начинают пробовать ПАВ:
Социальные причины - это влияние на детей и подростков семейной обстановки, референтной группы, в целом социальной среды, в том числе огромное влияние средств массовой информации и успешность или неуспешность адаптации ребенка в образовательном учреждении.
(Слайд 22)
К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:
• подражание более старшим подросткам или авторитетным сверстникам;
• попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
• стремление соответствовать значимой для подростка Группе сверстников;
• аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенную или заниженную самооценку, Повышенную конформность, неустойчивость характера);
• «протестные» реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);
• самодеструктивное поведение;
• любопытство;
• подчинение давлению и угрозам.
Как помочь ребенку отказаться от ПАВ?
КАК Я МОГУ РАСПОЛОЖИТЬ РЕБЕНКА К ОТКРОВЕННОМУ РАЗГОВОРУ?
Дети всех возрастов готовы говорить с родителями на различные темы. Для успешного взаимодействия с детьми родителям необходим определенный стиль общения: умение давать советы и подталкивать к выбору верного решения, а также отвечать на поставленные вопросы, не блокируя доверительного общения. Ведь выслушать – более эффективная тактика, чем запретить высказываться. Но Вам необходимо уметь сосредоточиться и иметь навыки бесед на деликатные темы.
(Слайд 23)
Существует 5 приемов, которые облегчают общение с детьми.
Прием №1. Постарайтесь показать Вашему ребенку, что Вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отражаемым выслушиванием». Он состоит из трех частей: Показывайте ребенку, что Вы слышите его слова (например, междометиями «Да», «Угу», вопросами «А что потом?», «И что же?» и так далее). Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства. Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).
Прием №2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и проч.). Однако дрожащий подбородок или блеск глаз покажут Вам иное. Когда слова не соответствуют «языку тела», всегда полагайтесь на «язык тела».
Прием №3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Применяйте улыбку, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к руке ребенка, и так далее.
Прием №4. Выбирайте правильный тон для Ваших ответов. Помните, что тон голоса должен согласовываться со смыслом Ваших слов. Не отвечайте безапелляционно или саркастично – дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.
Прием №5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и демонстрируйте Вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие Ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не верю!» и т.п.
(Слайд 24)
Если вы выяснили, что ребенок употребляет ПАВ необходимо делать следующее:
Не издевайтесь над ребенком - издевки не нравятся никому.
Не читайте нотаций - вспомните, как Вы сами их воспринимаете.
Не поучайте - «святость» не помогает ребенку, которому нужна помощь.
Не пытайтесь запугать ребенка страшными историями - это не помогает.
Ребенок должен видеть Вашу искреннюю заинтересованность в решении его проблем.
Помогите ему поменять окружение.
Ребенок должен знать, что семья (интернат) – это гарантия любви и безопасности.
Обеспечьте помощь себе и ребенку
Подумайте, стали бы Вы лечить смертельно опасную болезнь самостоятельно? Скорее всего, Вы бы обратились за помощью к специалисту.
Поступайте так же, когда речь идет о наркотиках. Помните, что для выздоровления необходимо искреннее желание самого подростка освободиться от зависимости. Любовь и поддержка близких помогут ребенку обрести это желание и сохранить его в период нелегкой борьбы с болезнью.
Сегодня существуют различные организации, которые могут помочь
Вам.
Спасибо П.Д. за содержательную и полезную информацию.
Сейчас выступит (педагог).
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Спасибо за внимание.
Шевелева Л.Г. мы с вами выяснили сегодня много новой информации, что-то мы уже знали, но бесспорно были предложено много идей, которые необходимо применять чтоб предотвратить асоциального поведения у учащихся и уберечь их от употребления ПАВ.
Рефлексия:
САМАЯ ВАЖНАЯ МЫСЛЬ СЕМИНАРА ДЛЯ ВАС?
САМАЯ СПОРНАЯ МЫСЛЬ СЕМИНАРА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ?
ВОЗНИКЛА ЛИ УВАС ИДЕЯ, КОТОРУЮ ХОЧЕТСЯ ОПРОБОВАТЬ?
Спасибо за внимание и удачи в воспитательно – профилактической работе.