Как известно, становление личности начинается в раннем возрасте. Всем известно одно неоспоримое выражение «воспитывать нужно с пелёнок», и я с этим полностью согласна. Именно в детстве закладывается «фундамент» личности, основы его характера. Поэтому в раннем возрасте огромную роль в воспитании личности играют воспитатели. В отечественной литературе достаточно подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии дошкольника, в воспитании у него тех или иных качеств, умений, навыков, а также проблема влияния личностных качеств воспитания на развитие личности ребенка. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами.
«Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»
На Земле много профессий, но самой важной, на мой взгляд, является профессия - педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, родителями и прежде всего перед учениками.
Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если воспитатель имеет только любовь к делу, он будет хороший воспитатель. Если учитель имеет только любовь к ребенку, как отец и мать, он будет лучше того педагога, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к воспитанникам».
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка. Социальные функции педагога – приобщить подрастающее поколение к культурному наследию, общественному опыту старших поколений.
Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия (М.И.Лисина, 1974). Таким образом, и в общении со сверстниками до конца дошкольного возраста ведущей фигурой остается взрослый.
Как известно, становление личности начинается в раннем возрасте. Всем известно одно неоспоримое выражение «воспитывать нужно с пелёнок», и я с этим полностью согласна. Именно в детстве закладывается «фундамент» личности, основы его характера. Поэтому в раннем возрасте огромную роль в воспитании личности играют воспитатели. В отечественной литературе достаточно подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии дошкольника, в воспитании у него тех или иных качеств, умений, навыков, а также проблема влияния личностных качеств воспитания на развитие личности ребенка. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и личностными качествами.
К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения".
В этой связи вспоминается высказывание К.Д. Ушинского(1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности...». Ту же мысль приводит в своей работе видный советский педагог Е.А. Аркин: «Ни один фактор развития не в состоянии проникнуть так в глубь детского существа, найти скрытые там индивидуальные ценности, дать им выход и применение, укрепить их и усовершенствовать, как воздействие воспитателя». Затем, по мере взросления личности , эту роль перенимает на себя учитель.
Педагог, как и воспитатель , играет огромную роль в воспитательном процессе. Это тот инструмент, который «кладёт на фундамент кирпичики», из которых впоследствии вырастет личность, которая будет отвечать требованиям общества.
Но, несмотря на всю значимость педагога в становлении и развитии личности ребёнка, его роль с развитием общества постепенно отходит на второй план, а всё большее внедрение ИКТ в образовательный процесс всё больше этому способствует.
С развитием общества у педагога появляется всё больше задач, так как современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью и способные к сотрудничеству. Поэтому задачами педагога являются : создание условий для формирования и развития в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям общества, создание условия для обучения учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ним задач, способность объединять элементы знаний в нужные комбинации, а затем новое знание, умение общаться, формировать чувство ответственности и личной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию.
Внедрение информационных технологий позволяет решать ряд прикладных задач по оптимизации учебного процесса, повышении активной роли учащегося через включение его в различные виды деятельности, в том числе самостоятельной, развитию его мотивации к образовательной деятельности, что, в свою очередь, влияет на повышения качества образовательного процесса.
Все эти новые образовательные элементы являются основой для успешной работы преподавателя.юааааач
Использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала.
Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков, но , как бы положительно внедрение ИКТ ни влияло на учебный процесс, преподавателя, живого общения ничто не может заменить. Ибо он и никто иной является нравственным ориентиром в развитии личности, развитии творческих способностей обучающихся.
Таким образом , для успешной деятельности педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать, и развить познавательную активность учащегося и огромную роль в этом играют личностные качества педагога, который , в первую очередь, сам должен быть всесторонне развитой личностью, а внедрение и использование ИКТ только помогут преподавателю открыть мир возможностей для учащихся.