Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. . Работа №283603

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с огранченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизировать ее возможность. Педагог выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и окружением, а также в роли  наставника при непосредственном  общении с ребенком или его окружением. Именно от работы учителя зависит,  насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Работа:

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Глаза детей – что может быть тревожней?

Беду они не в силах превозмочь.

Работать здесь лишь ПО ПРИЗВАНЬЮ можно,

В их душах маленьких - всегда хозяйка ночь!

 

Они зовут меня, они кричат безмолвно,

Дрожит в глазах недетская печаль.

Я так хочу помочь им, безусловно –

Стремлюсь…пытаюсь… Их безумно жаль!

 

У них есть чувство радости и грусти.

Бывает, нелегко подход найти.

Ребёнок не всегда к себе подпустит:

Напрягся? Плачет? – Значит, отойди!

 

Чужих детей на свете не бывает,

Как боль не может быть совсем чужой…

Им, обделённым, ласки не хватает,

Не созерцания, а участи живой.

“Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый

ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился

потому, что именно его не хватало миру.»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Ребенку с ОВЗ сложно социализироваться, адаптироваться в коллективе, что впоследствии отражается на развитии его личности.

В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор. Если ребенок с ОВЗ обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, другими специалистами, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени. Однако, существует много детей находящихся на домашнем обучении.

Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем: изолированность родителей от родительской общественности, отсутствие контакта ребенка со сверстниками; страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся; отсутствие объективной картины учебного процесса в школе; нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» (В. А. Сухомлинский) .

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Основные принципы организации работы учителя с родителями детей с ОВЗ:

1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,

4) использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты;

конференции и др.)

2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые

уроки и внеклассные мероприятия и др.)

3) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом

(участие родителей класса в работе родительского комитета и др. )

Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная,

групповая и коллективная работа .

Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ

1.Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации, беседы. Чтобы помочь родителям здоровых детей идетей с ОВЗ принять друг друга необходимо проводить беседы с родителями всего класса с целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ ( не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка); «индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего

контакта между родителями и учителем. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»

2. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является

активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с

требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно

пути выхода.

3. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе , праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.

Групповые и коллективные формы

1.Родительские лектории, практикумы - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На подобные педагогические практикумы могут быть приглашены родители детей с ОВЗ как на домашнем обучении, так и обучающихся в школе. Темы могут быть разнообразными.

2. Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ может быть проведен в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ОВЗ как школы, так и

класса .

3.Родительское собрание - одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения

детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Приглашение

родителей детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, на родительское собрание позволит

им ощутить себя участником классных дел, заявить о себе как об активном родителе и , придя

домой, сделать своего ребенка сопричастным к делам класса. Хорошо, когда такие родители

проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его

выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей, так и детей

с ОВЗ.

4.Совместные досуговые мероприятия

Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения,

драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т.п. Выбрать

несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с одноклассниками провести, например, праздник

для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно- музыкальный вечер. Эффект от

подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него

роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители ; сам ребенок

получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники

получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия

способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и

родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые

совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

5. Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах .

Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения с одноклассниками. Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.

Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.

Педагог может организовать выставки, галереи творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечты сбываются…» , « Письмо ветерану» ,проведение акции « Напиши письмо другу!» или конкурс детского рисунка « Я и мир» и разместить их на сайте школы, в классных уголках.

Учителю нужно организовывать совместные интернет проекты детей класса и детей с ОВЗ. Например, участие в проекте «Строим мосты – фотоаппараты в руках детей». Учащиеся с ОВЗ в

парах со здоровыми детьми делают фотографии друг друга, своих друзей, школы, города.

На помощь педагогам пришли современные интернет-технологии, которые позволяют каждому

ребенку с ОВЗ не только получить качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь с друзьями в скайпе и на школьных форумах. Родители детей с ОВЗ также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами школы при организации открытых школьных форумов на сайте школы и в социальных сетях.

У большого количества школьников с ограниченными возможностями здоровья выявлен низкий уровень познавательной инициативности. Наряду с отсутствием мотивации к учебной деятельности, у ребенка будет снижена работоспособность и самостоятельность. В связи с этим поиск и применение активных форм, методов и приёмов обучения будет являться самым приемлемым средством для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в деятельности педагога.

Целью школьного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, кроме получения определенного набора знаний, умений и навыков, будет являться расширение и развитие потенциала ребенка. Благодаря благоприятным условиям и обстановке школьник может

воплотить свои природные способности. В естественной игровой среде, где нехватка давления и есть вероятность для любого ребенка найти себя и свое место, проявить инициативу и индивидуальность, произвольно реализовать свои интересы. Именно способности и образовательные потребности будут являться оптимальностью для достижения этих целей. Присоединение активных методов обучения в образовательный процесс имеет возможность образовать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями

детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и школе.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×