В данной работе рассматривается, как с помощью использования сказок на уроках английского языка на начальном и среднем этапах средней школы можно решать различные образовательные задачи.
Роль сказки в обучении английскому языку
Важной задачей учителя иностранного языка является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты).
В данной работе рассматривается использование сказки на уроках английского языка в начальном и среднем звене. Именно сказки предоставляют множество возможностей учителю для обучения иноязычной речи.
Сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы и сохраняется в живом виде тысячелетиями.
Присутствие вымысла, фантастичности в сказке делает ее более ценной с методической точки зрения по сравнению с другими литературными жанрами.
Каждая сказка несет в себе не только нравственный посыл. Она обычно разбита на несколько частей, в каждой из которых свой набор слов.
Сказки могут использоваться на уроке, чтобы:
- учащиеся могли услышать на английском языке знакомые истории на их родном языке;
- позволить детям увидеть английский язык в творческом контексте;
- познакомить учащихся с различными группами слов, такими как семья, еда, одежда или части тела;
- помочь старшим школьникам замечать такие грамматические явления, как простое прошедшее время, сравнительные степени прилагательных и т.д.
Рассмотрим, какие возможности представляет сказка как содержательная основа обучения и как она способствует решению задач обучения.
Одной из важнейших целей развивающего аспекта является формирование мотивационного блока. Именно в начальный период педагог должен сформировать устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. Сказка, всегда интересная детям по своей содержательной основе, в огромной степени способствует созданию мотивации к овладению иностранным языком.
Сказка как содержательная основа обучения эффективно используется при решении задач учебного аспекта. Обучение говорению на основе сказки формирует у детей представление об иностранном языке как о равноценном по отношению к родному языку средстве межличностного общения во всех его проявлениях. Сказка в содержательном отношении является прекрасным средством организации процесса овладения различными умениями иноязычного общения.
Элементы сказок также широко используются для обучения фонетике на начальном уровне обучения иностранному языку. Например, изучать фонетику детям по учебнику Биболетовой «Enjoy English» помогает Miss Chatter. «Жила-была Miss Chatter (учитель показывает кончик языка). Она жила в домике (закрывает рот). Утром она вставала, открывала ставни (раздвигает губы, зубы сомкнуты) и осматривала свой дом (разжимает зубы и проводит языком по небу, приглашает детей сделать то же) затем она делала зарядку [t-d]. Однажды Miss Chatter услышала гул самолета [r-r-r-r]. Она не любила громкого шума, поэтому помахала самолету и сказала [t∫]. Самолет оказался воспитанным, он тут же уменьшил шум и зажужжал как пчела [zz].
Вот некоторые полезные советы по использованию сказки на уроках.
По возможности создайте мистическую атмосферу с помощью языка тела, голоса и освещения.
Не переусердствуйте со страшными персонажами с
самыми маленькими
учениками
начальной школы
.
Как можно больше вовлекайте детей. Заста
вляйте их уг
а
дывать
следующий эпизод на протяжении всей истории.
Вам не нужно систематически предварительно обучать лексике
учащихся
.
Как можно в
ызвать
интерес у детей
?
Допустим, показывая
изображение на обложке: «Кто это?» «Это злая ведьма или дружелюбная фея?» «Принцесса выглядит грустной или счастливой?» и т. д. Вы можете вернуться к лексике после рассказа, например, «Вы можете вспомнить, как это называется?» (указывая на картинку).
Не
стоит
использ
овать сказку
только
по принципу «штопки»
. Дети получат гораздо больше, если они будут изучать серию уроков
с определенной сказкой
,
или если
сказка
буд
е
т связан
а
с более широкой темой.
Н
ужно помнить, что
сказки
— это
довольно длинные истории, и в них не всегда есть повторяющи
еся слова
, которы
е
необходим
ы
для обучения английскому языку.
Целесообразно
потратить немного времени на упрощение текста
сказки либо преобразовать
его в серию повторяющихся языковых шаблонов.
Планируя уроки работы над английскими народными сказками, важно четко определять их место в учебном процессе, формировать задачи:
1.Развитие каких навыков будет в центре внимания (лексических, грамматических, фонетических).
2. Как, какими упражнениями помочь детям сосредоточиться на содержании.
3. Как использовать музыку, картинную, предметную наглядность.
Ниже рассмотрим несколько наиболее известных сказок и выделим некоторые из возможных аспектов, на которых можно сосредоточить внимание.
Сказка «Золушка».
Группы лексических единиц:
Семья (сестры, мачеха, отец, крестная мать).
Одежда (стеклянные тапочки, платье).
Прилагательные (большой, маленький, уродливый, красивый).
Определение времени (полночь, рано, поздно).
Образец повторяющегося текста:
«Она примерила тапочки, но они были слишком большими».
«Она примерила тапочки, но они были слишком маленькими».
«Она примерила тапочки, и они были в самый раз».
«Она взмахнула волшебной палочкой, превратив тыкву в карету».
«Она взмахнула волшебной палочкой, превратив старую одежду в красивое платье».
Грамматика.
Простое прошедшее время: «примеряли», «поворачивали» (не забудьте дать детям возможность заметить разницу).
Сказка «Белоснежка».
Группы лексических единиц:
Прилагательные (застенчивый, счастливый, сварливый, средний).
Пейзажи (лес, озера).
Здания (дома, замки, башни).
Дома / мебель (кровати, кухни, работа по дому).
Образец повторяющегося текста:
«Зеркало, зеркало, скажи, кто на свете всех милее?»
Грамматика.
Сравнительная и превосходная степень: «Ты красивая, но Белоснежка красивее». Она самая красивая из всех».
Сказка «Красная Шапочка».
Группы лексических единиц:
Животные (в лесу, волк).
Еда (яблоки, пирожные).
Пейзаж (деревья, озера, лес).
Действия (слышать, видеть, касаться).
Части тела (уши, глаза, нос, руки, зубы).
Образец повторяющегося текста:
«Какие у вас большие глаза!»
«Они помогают мне лучше тебя видеть».
Грамматика. Конструкция have got/has got.
«Что у тебя в корзине?» «У меня два яблока».
Сказка «Гензель и Гретель».
Группы лексических единиц:
Семья (отец, мачеха).
Еда (сахар, пирожные, сладости).
Дом / мебель (дверь, окно, кровать, печь).
Цифры (крошки на земле)
Образец повторяющегося текста:
«Он уронил на землю крошку, потом еще и еще».
«Он уронил на землю камешек, потом еще и еще».
Работа над сказкой обычно проводится в три этапа:
1. Предтекстовый.
2. Текстовый.
3. Послетекстовый.
Основными задачами предтекстового этапа являются развитие умения прогнозировать и снятие языковых трудностей у обучающихся. Практика работы показывает, что эффективны следующие виды упражнений:
1) Мотивационные вопросы, например: Вы любите читать сказки? Какие сказки вы прочитали? Чему они учат нас? Почему в сказке добро всегда побеждает зло?
2) Угадывание содержания сказки.
3) Постановка контекстных вопросов перед чтением сказки.
4) Дифференцирование и узнавание в тексте языковых единиц по семантическому признаку, их запоминание и применение в новых коммуникативных условиях.
Текстовый этап работы над сказкой включает в себя задания, которые учащиеся выполняют во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения различных видов чтения.
На послетекстовом этапе работы над сказкой эффективны следующие упражнения:
1.Вопросно-ответные упражнения.
2.Заполнение пропусков.
3.Упражнения на дополнение (незаконченные предложения).
4.Нахождение сходств и различий.
5.Заполнение пробелов (дополнение и восстановление недостающих языковых элементов).
6.Множественный выбор (выбор правильного ответа из предложенных вариантов)
Речевые установки после чтения.
Нарисуйте изображение любимого персонажа.
Разыграйте сцену из рассказа.
Перепишите конец рассказа (письменно или устно).
Составьте сказку группой. Используйте разные персонажи из нескольких сказок.
Учитель может использовать задания более высокого уровня сложности (средняя ступень обучения):
1.Составьте план сказки.
2.Что бы вы сделали на месте персонажей в той или иной ситуации?
3.Соберите по ключевым предложениям события сказки по порядку.
4.Аукцион слов. Группа делится на две команды. Одна команда может «покупать» только слова по конкретной теме (правильные, неправильные глаголы). Если это фонетика – на разные звуки.
5.Драматизируйте сказку по ролям.
6.Напишите сочинение по теме.
7.Конкурс на знание синонимов и антонимов, неправильных глаголов, словообразования.
8.Составьте кроссворд на основе слов из сказки.
9.Определите, какому персонажу сказки принадлежат названные учителем слова.
10. Опишите героев, изображенных на картинке.
11. Конспектирование сказки.
12. Опрос-соревнование.
Использование перечисленных приемов позволяет обучающимся перейти к более сложным формам работы с текстами других жанров
Подводя итог всему вышесказанному, заключим, что учиться вместе со сказочными персонажами весело и поучительно, ведь у них такие разные характеры. Перевоплощаясь в знакомых с детства героев, учащиеся преодолевают речевой барьер, т.к. ошибки будут делать не они, а сказочные герои. Сказки расширяют словарный запас учащихся, облегчают понимание и усвоение изучаемого грамматического материала. Запоминание рифмованных текстов сказок, выполнение иллюстраций к ним, инсценировка сказок перед родителями и на школьных праздниках - всё это способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся и повышает их интерес к предмету английский язык.
Таким образом, роль английской сказки в обучении иностранному языку трудно переоценить. Сказка способна не только завораживать и привлекать внимание своих читателей, но и благодаря своей структуре обучать различным аспектам речевой деятельности и преодолевать культурный барьер. В современной педагогической среде использование сказок и комплекса упражнений к ним позволяет решать множество образовательных проблем в рамках урока английского языка.