На уроках русского языка в начальных классах самостоятельная работа-это разнообразные упражнения. Поэтому очень важно, чтобы учитель хорошо осознавал функции каждого типа упражнений, его место в системе орфографических задач. От цели, которую ставит учитель, на каждом этапе изучения материала зависит содержание самостоятельных задач. Система заданий для самостоятельных работ по русскому языку, основной целью которых является предотвращение грамматических ошибок, выработка навыка правильного письма и повышение интереса к языку.
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка. На уроках русского языка в начальных классах самостоятельная работа-это в основном разнообразные упражнения. Поэтому очень важно, чтобы учитель хорошо осознавал функции каждого типа упражнений, его место в системе орфографической работы.
Согласно основным способам усвоения орфографии различают следующие типы упражнений:
- упражнения на звукобуквенный анализ-этот тип упражнений требует от учащихся графической фиксации, а от учителя - сопроводительных указаний типа: подчеркни буквы, которые в этих словах обозначают два звука; спиши, отметь ударение; выпиши только те слова, в которых звонкие согласные;
- упражнения на запоминание - при выполнении этих упражнений очень важно иметь в виду, чтобы они активизировали в комплексе зрительный, речедвигательный и мыслительный компоненты, взаимодействие которых и обеспечивает силу произвольного и непроизвольного запоминания;
- упражнения на решение орфографических задач - это упражнения на затрудненное распознавание понятий, ситуаций и на применение определенных правил, предусматривающих определенную последовательность действий.
От цели, которую ставит учитель, на каждом этапе изучения материала зависит содержание самостоятельных задач. В одних случаях самостоятельной работой учитель старается создать условия для четкого осознания учащимися специфики грамматических явлений,
в других - подвести к обобщению или закрепить определенный способ действия и т.д..
В начальных классах изучается много правил, которые требуют от учащихся последовательного выполнения определенных умственных действий - определение безударных гласных звуков или звонких или глухих согласных, падежных или личных окончаний; различия префикса и предлога, существительного и глагола подобное.
Система заданий для самостоятельных работ по русскому языку, основной целью которых является предотвращение грамматических ошибок, выработка навыка правильного письма и повышение интереса к языку. Примеры задач по теме «Прилагательное» в начальных классах.
1. Прочитай, подумай и отгадай загадки. К каждому слову-отгадке (существительному), подбери по несколько прилагательных и запиши.
Тоненький, кругленький, сердце черненькое, кто на его след посмотрит, мысль его узнает.
Текло, текло и легло под стекло.
Глянешь - заплачешь, а лучше него нет в мире.
Кто рисунок на окне за ночь сделал мне?
Отгадки: карандаш, река, солнце, мороз.
Пример: Карандаш красный, короткий, тонкий, длинный.
2. С представленными словосочетаниями составь предложения, употребляя существительные и связанные с ними прилагательные в именительном и винительном падежах единственного числа.
Зимний день. Могучий дуб. Широкая степь. Ясное солнце. Синее море.
3. Замени одним словом.
И сам не гам, и другому не дам.
У лжеца язык и до ушей достает.
Слова для справок: скупой, лживый.
На уроках русского языка важное значение играют также индивидуальные карточки. Применение таких карточек помогает своевременно выявить пробелы в знаниях отдельных учащихся, предлагать дифференцированные задания. Особенно полезны карточки с заданиями, в которых учитель определяет для ученика последовательность умственных и практических действий.
Например, при изучении темы «Имя существительное» в начальных классах.
Карточка № 1
Запиши по одному существительному мужского, женского, среднего рода.
Придумай с каждым из словом предложения.
Запиши предложения. Подчеркни в нем подлежащее и сказуемое.
Карточка № 2
Прочитай слова: весна, солнце, снег, трава, стебельки, почки, листья, пчелка, товарищ.
Определи отличие существительных. Для этого:
а) определи род;
б) найди окончание слова;
в) по роду и окончанию определи отличие.
3. Запиши существительные столбиками в следующем порядке: I, II, III
Карточка № 3
1. Прочитай слова: край, письмо, выстрел, вечер, чудо.
2. Запиши их столбиком.
3. Подбери к ним родственные существительные. Отметить отличие цифрой.
Пример: край - страна