Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Самостоятельность – как ключевой момент в учебной деятельности».. Работа №305882

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Постоянно растущий объём информации, её разнообразие не позволяют человеку знать и уметь всё. Поэтому наиболее ценным становится умение учиться, искать и находить решение. А одним из главных качеств ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке и анализу информации, умение принимать решения и выполнять их.

По этой причине образование должно давать человеку не только какой-то определенный объем базовых знаний, но и набор полезных и необходимых навыков деятельности.

Для достижения этой цели,  мы - педагоги должны научить обучающихся самостоятельной работе по добыванию знаний, поэтому  в рамках обучения самостоятельная работа является целостной взаимосвязанной системой деятельности педагога и обучающегося.

Работа:

«Самостоятельность – как ключевой момент в учебной деятельности».

 

 

Современный человек ежедневно сталкивается с огромным объемом различной информации, включая научную.

Постоянно растущий объём информации, её разнообразие не позволяют человеку знать и уметь всё. Поэтому наиболее ценным становится умение учиться, искать и находить решение. А одним из главных качеств ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке и анализу информации, умение принимать решения и выполнять их.

По этой причине образование должно давать человеку не только какой-то определенный объем базовых знаний, но и набор полезных и необходимых навыков деятельности.

Для достижения этой цели, мы - педагоги должны научить обучающихся самостоятельной работе по добыванию знаний, поэтому в рамках обучения самостоятельная работа является целостной взаимосвязанной системой деятельности педагога и обучающегося.

В соответствии с положениями теории личностно развивающего образования, педагоги должны стремиться к развитию у обучающихся мышления, познавательных интересов, умений самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, а также самостоятельно решать учебные и возникающие жизненные ситуации.

До прихода в техникум я работала в небольшой сельской школе. В ней обучается 130 детей, значительное количество которых из неполных, малообеспеченных семей. На территории поселка мало предприятий, родителям детей негде работать, детям некуда пойти, кроме школы. Всё это накладывает определённый негативный отпечаток на развитие и мироощущение наших учеников. Сознавая всю важность возложенной на меня миссии – обучать всех и каждого – все годы работы ищу свою методику, ведь у каждого класса своё особое восприятие, ему нужно предлагать не те задания и не так, как это делалось в другом классе.

В связи с выше сказанным поставила перед собой цели:

Создать условия для успешного обучения учащихся на уроках математики.

Отработать с учащимися технологию самостоятельной работы с учебником при подготовке домашнего задания.

Стимулирование интереса к самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение самостоятельных работ на этапах повторения и закрепления изучаемого материала.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью», - сказал Л.Н.Толстой. И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие.

Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово, понимать смысл? Выход один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ. Значит нужно научить их думать. Научившись думать самостоятельно, ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы.

Анализируя свои уроки, пришла к выводу, что самостоятельная работа должна занимать от 15 до 80% времени урока.

Поэтому для управления процессом познания были выделены конкретные задачи:

разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;

совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся;

осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

 

Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного развитиия самостоятельности учащихся. Свою роль при обучении я вижу в создании на уроке условий для  осознания, принятия и разрешения проблем в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего.

 

В своей работе стараюсь применять следующее

Перед изучением нового материала в первую очередь

стараюсь

позаботиться

о создании у учеников мотивации к познанию, к учебной работе, используя различные приёмы:

сообщаю информацию о значении материала, который предстоит изучить;

сообщаю о том, каким новым умениям сегодня предстоит овладеть и какое это имеет значение;

Называю конкретно знания, умения, которые

нужны людям

конкретных

профессий;

(

см. приложение №1 – Урок алгебры, 9 класс «Математик – бизнесмен»).

даю поэтические и вместе с тем значимые по смыслу названия урокам, например, «Мы исследователи». Название привлекает тем, что в нём не только отражён вид деятельности, которой предстоит заниматься, но, и звучит признание важности предстоящей работы, гордость за неё, уверенность в успехе (см. приложение №1 – Урок алгебры в 7 классе по теме «Квадрат суммы. Квадрат разности»);

предлагаю самостоятельные творческие работы, связанные с историей открытия того или иного математического факта, т.е. приготовить доклад о происхождении термина, знака; сообщение из жизни математиков; приготовить дружеские шаржи, стихи, кроссворды, газету и т.д.;

 

создаю проблемные ситуации; дав

ая

задачу, решение которой позволит разрешать проблему, обобщая полученные результаты, что позволяет очертить круг возможных приложений рассматриваемого материала (см. приложение №1 – Урок алгебры в 9 классе по теме «Геометрическая прогрессия»);

предлагаю задачи практического характера, решение которых объясняет необходимость, важность изучения данной темы. Например, по теме «Площадь трапеции», ребята в течение всего урока разбивают трапецию на части, площади которых легко вычислить. На итоговом уроке можно предложить деловую игру «Строители», выложив паркет в виде треугольников, параллелограммов, трапеций, вычислив, сколько для этого потребуется треугольников, трапеций, параллелограммов, зная их размеры;

создаю на уроке деловой настрой, обстановку увлечённости с помощью какого – либо высказывания, пословицы, строчек из стихотворения, анаграмм, кроссвордов и т.д., которые стимулируют деятельность учащихся, побуждают их к формулировке цели, к планированию своей деятельности по достижению этих целей, выбирая для их достижения средства.

«Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие способа, при котором учащиеся учились бы больше, а уч

ителя

учили меньше» - писал Я.А. Коменский.

 

Поэтому, при изучении нового материала:

 

1.Часть учащихся либо изучает самостоятельно по учебнику, по плану, выделяя тезисы, главные мысли, составляя опорный конспект, либо часть материала излагает сильный ученик, заранее подготовленный.

2. Совместно с обучающимися создаем опорные карточки.

Мною составлены и систематизированы по темам самостоятельные, контрольные работы и тестовые задания с разными уровнями сложности. Провожу их с диагностикой результатов деятельности учащихся. Не всегда при диагностике результаты удовлетворяют меня. Не все учащиеся справляются с заданиями в полной мере. Причина в том, что у многих учащихся имеются пробелы в знаниях, в развитии мышления, внимания и памяти, которые постоянно приходиться восстанавливать, организуя индивидуальный подход к учащимся на уроках математики.

Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работ;

Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников;

Связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач;

Контроль за выполнением таких работ содействует организации тематического учета знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию мышления

обучающихся.

Итак, самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Оно присуще в той или иной степени каждому из нас.

Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность. Чтобы дойти до конца. И если мои ученики дойдут до конца, значит, в этом есть и моя заслуга.

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Тема: «Наибольшее и наименьшее значение функции»

 

Сообщения о прикладной направленности изучаемой темы (сами учащиеся рассказывают, приготовив сообщение о задачах в областях: транспорт, меморация, строительство). Журнал №6-1980г., стр.30.

Заранее готовят записи: либо на плакате, либо кодоскоп, либо на доске (с целью экономии времени).

 

1.Задача: «Брус наибольшего объёма». Из цилиндрического бревна надо выпилить прямоугольный брус наибольшего объёма. Какой формы должно быть его сечение?

Если стороны прямоугольного сечения x и y, то по т. Пифагора x2+y2=d2, d-диаметр бревна. Объём бруса наибольший, когда площадь его сечения наибольшая, т.е. когда xy достигает наибольшей величины, а это возможно, когда x=y, т.к. если xy-наибольшее, то x2y2- тоже наибольшее, а x2+y2 неизменна, то по 1 предложению, получаем x=y, т.е. сечение бруса должно быть квадратом.

2. Задача: «Дачный участок». При постройке дачи нужно было отгородить дачный участок. Материала имелось на L погонных метров изгороди. Кроме того, можно было воспользоваться ранее построенным забором. Как при этих условиях отгородить прямоугольный участок наибольшей площади? (рис на кодоскопе, стр.163 книга).

Решение: Пусть длина участка xм, а ширина равна yм.

Тогда для огораживания этого участка нужно (x+2y)м изгороди,

т.к. x+2y=L, => x=L-2y

S=xy=y(L-2y), она принимает наибольшее значение одновременно с величиной 2y(L-2y) – удвоенная площадь, которая представляет собой произведение двух множителей с постоянной суммой L. Поэтому для достижения наибольшей площади должно быть 2y=L-2y=>y=L/4, x=L/2. Иначе говоря, x=2y, т.е. длина участка должна быть вдвое больше его ширины.

 

Урок – игра «Математик – бизнесмен»

 

Цели: - обеспечить развитие интереса учащихся к учёбе, к математике;

- организовать деятельность учащихся, вовлекая каждого школьника в учебный процесс;

- развивать творческие способности и личностные качества;

- помочь учащимся оценить роль знаний и увидеть их применение на практике;

- содействовать развитию у детей умений общаться;

- способствовать расширению словесного запаса учащихся.

 

Ход игры.

- Весь класс делится на две команды.

Вступление.

- Вы – финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют денежные расчёты и наращивают «капитал».

- Вы – банки. (Дадим им названия).

Ваша задача: решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал. У вас есть акционеры, которые, отвечая на вопросы, тоже будут приносить вам прибыль.

Правила игры:

Выбрать управляющих банками, которые имеют право принимать окончательное решение.

Стартовый капитал каждого банка – 1000руб.

Каждому банку предлагается по очереди ответить на вопросы стоимостью 50р – 200р.

Если ответ верен, то капитал увеличивается на стоимость задания.

Если ответ неверен, то капитал уменьшается на половину стоимости задания.

Если другая команда отвечает правильно, то 50% стоимости задания.

Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности: от 30сек до 2 минут.

Каждый акционер может помочь своему банку: за правильный дополнительный ответ – капитал банка увеличивается на 50р.

Победителем считается тот банк, у которого больше «денег».

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×