Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Семинар - практикум для педагогов " Этика общения с родителями". Работа №310707

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Рябинушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар – практикум

«Этика общения с родителями»

                    Подготовила:  Педагог – психолог Бакуменко Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум «Этика общения с родителями»

Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск резервов для более эффективного общения, выделение причин возможных или истинных коммуникативных проблем; выработка внутренней позиции на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.

Задачи:

1. осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;

2. развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;

3. формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

4. содействие повышению уверенности в себе, снятию психологических барьеров общения с родителями, осуществление индивидуального подхода к родителям.

«Самая главная роскошь на земле –

это роскошь человеческого общения».

(Антуан де Сент-Экзюпери).

1. Теоретическая часть. Вся работа педагога с родителями идет через общение.

Каждый день переступают родители порог детского сада, группы и здесь они должны чувствовать что их уважают, ждут, рады встрече с ними, спешат порадовать хорошей новостью, вместе с ними растят их ребенка.

Уважение родителей к педагогам начинается с теплой атмосферы встреч, уюта, с убеждения того, что здесь работают знающие, увлеченные люди, влюбленные в свое дело. Вся наша работа, вся педагогическая деятельность состоит из общения с детьми, их родителями. Нужно и важно помнить, что начинать общение следует с доброжелательной улыбки. Улыбайтесь чаще -это золотое правило во время беседы.

Наверное, у каждого педагога была такая ситуация, когда было сложно добиться взаимопонимания с родителем: одни уклонялись от советов педагога, другие начинали обвинять его во всех возникших проблемах. Цель родителей и педагога одна – воспитание и обучение ребенка, и лишь объединив усилия, можно достичь положительный результат.

Основным средством установления контакта с родителями для педагога является он сам, а именно: его профессиональные знания, умение их преподнести; его педагогический имидж. Успешность работы педагога в большей степени зависит от его умения общаться, находить выход из конфликтных ситуаций, поэтому ему необходимо знать основные приемы и правила этики делового общения.

Говоря об общении, нельзя забывать о внешнем виде педагога. Недаром знаменитая русская пословица гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Родитель только встречает нас, а уже в голове сформировано какое-то мнение на основе первых впечатлений. Наш внешний вид (стиль одежды, прическа) инстинктивно подсказывает родителям, как с нами общаться, поэтому педагогу важно иметь презентабельный внешний вид, деловой стиль в одежде.

Культура речи сотрудников при общении:

Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников. Требования к речи педагога:

1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.

7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Общение педагога и родителей должно строиться, опираясь на следующие принципы (В. Н. Куницына):

-Принцип кооперации

-Принцип вежливости

Первый принцип говорит о том, что информация должна быть оптимальной, быть ясной (без многословности, соответствовать целям, предмету разговора, содержать правдивые высказывания.

Под принципом вежливости подразумевают тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность.

Какие же правила общения между педагогом и родителями существуют?

Правило первое: повышение авторитета родителей. Бывает такое, что педагоги с большим педагогическим опытом рассматривают мир через призму «правильно – неправильно», «хорошо – плохо», в итоге появляется некая категоричность, которая, в свою очередь, может стать источником обид, раздражения, неловкости, так как родители болезненно воспринимают негативную информацию о своем ребенке, иногда агрессивно, перерастая в конфликт. Исходя из вышесказанного, можно констатировать то, что нравоучительный тон нетерпим в работе педагога, а единственно – правильная форма взаимоотношений – это взаимное уважение, где происходит совместное обсуждение проблемы и поиск решения, который удовлетворит обе стороны.

Правило второе: вера в воспитательные возможности родителей. Не все родители имеют профессиональную педагогическую подготовку, но, как правило, все с ответственностью относятся к воспитанию детей. Педагогам, как профессионалам в своем деле, необходимо «помочь» родителям, повысив уровень их педагогической культуры через различные формы взаимодействия с семьей (консультации специалистов, мастер – классы, родительские собрания, наглядной агитации и др.)

Правило третье: педагогический такт. Он характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия и не терпит шаблона и формализма. Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога. Какой бы ни была семья, какими бы воспитанными ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания в семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Правило четвертое: опора на сильные стороны ребенка в решении проблем. Формирование личности дошкольника – это трудоемкий процесс, и он не обходиться без трудностей и противоречий. Необходимо воспринимать это, как часть развития, пробовать различные методы и приемы в решении данной проблемы.

Родители при общении с педагогом не должны сомневаться в его профессионализме, поэтому индивидуальную беседу с родителем нужно продумать: наметить цель и содержание беседы, какой будет предполагаемый результат. Необходимо помнить, что это диалог, и нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителей. Во время общения не забывать о манере поведения, жестах, позе; сохранять доброжелательную атмосферу и показать желание разобраться в сложившейся ситуации. Стараться избегать оценочных суждений, начинающихся с «не» (непослушный, невоспитанный, а также не рекомендуется после положительной информации о ребенке, говорить о негативных фактах через союз «но» (ваш сын умный, но непослушный); чаще употреблять «мы», «вместе» (а не «ваш ребенок», что будет говорить об общей цели в решении проблемы. Обязательно нужно выслушать мнение родителя, а также выразить свое мнение по поводу услышанного («Я рад тому, что у нас единые взгляды на.», «Меня удивило.», «Я огорчена.» и т. д.). Конкретные советы должны даваться педагогом только в том случае, если родитель просит у него совета.

Если диалог происходит по инициативе родителя и педагог вынужден вступить в спор, то для начала необходимо внимательно выслушать собеседника, дать ему возможность высказаться, ни в коем случае не отвечать агрессией на агрессию, а попытаться понять, что кроется за агрессией, что волнует родителя. Беседа будет более конструктивной, если Вы выразите сочувствие, понимание переживаний родителей («Я вижу, Вы обеспокоены поведением…», «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся». Педагогу не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов и доказать несостоятельность фактов при помощи весомых аргументов.

Л. Б. Невалина предлагает придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре:

- Не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения.

- Не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку.

-Не терять самообладания; бестактность, брань -признак слабости и отсутствие аргументов.

- Опираться на факты и логику.

- Быть лаконичным.

- Прогнозировать последствия своих слов.

- Не боятся критики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые места.

- Уметь признать свою ошибку.

- Избегать нечестных приемов в споре.

- Не попадаться на удочку комплиментов.

Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Общение это взаимодействие двух или более партнеров. Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.

1. Соревнование (конкуренция, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью

Удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Кеннет Томас считает, что:

- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели.

Основные рекомендации при общении с родителями:

1. Умейте справляться с собой, оставайтесь спокойным и выслушивайте собеседника до конца.

2. Дайте выговориться собеседнику.

3. Постарайтесь понять настроение родителя (из разговора) встречными и наводящими вопросами.

4.3найте имя, отчество родителя.

5. Общайтесь всегда на одном уровне. Если вы сидите, а родитель стоит- предложите ему сесть, если он отказался или это в данной ситуации невозможно- встаньте сами.

6. Имейте уважительное отношение к мнению собеседника, помните:

Всякое замечание воспринимается легче, если оно следует за похвалой.

7. При возникновении спора помните - одержать верх можно, если вы уклонитесь от него. Разрешить недоразумение можно лишь тактом, дипломатией, доброжелательностью и сочувственным стремлением понять и принять точку зрения собеседника.

8. Родителям не всегда хочется, а часто просто не хватает времени сделать то, что вы просите. Нужно постараться, чтобы они были рады вам помочь, и фактически не было бы шанса отказать вам. Здесь можно драматизировать. «Вся надежда только на вас». «Я признательна, что вы откликнулись и пришли». Вы не смеете отказать мне в услуге, пожалуйста, найдите время и залейте с нами горку. Ваш сын громче всех кричал: «Мой папа - это сделает лучше всех!» или «Я знаю вашу занятость, но и исполнительность тоже, прошу сделать…»

9. Родители привыкли слушать нас, поменяйтесь местами, пусть выговорятся они.

Будьте внимательным слушателем, поощряйте других говорить о самих себе.

10. Никогда не говорите собеседнику, что он не прав, даже если это и так. Замените привычные фразы несогласия на «Я возможно ошибаюсь, но…»

Но если вы чувствуете, что вы не правы, признайте это решительно и сразу:

«Мне следовало быть более внимательной…»

Золотым правилом в общении с родителями считается :«Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе, и чаще используйте улыбку и вам будет сопутствовать успех». Улучшайте работу с родителями, проводите нетрадиционные собрания. Используйте в работе методики Лешли, Карнеги, Н. М. Метеновой.

А теперь, уважаемые педагоги, я вам предлагаю немного поупражняться применить на практике наши знания и умения.

2. Практическая часть.

Упражнение: «Опыт с ракушками»

Перед аудиторией на подносе лежат 5 ракушек. Вызываются 5 добровольцев, им предлагается выбрать по ракушке и постараться запомнить свою. Затем, вернуть её на поднос. Ведущий просит найти каждого свою ракушку.

- Что вам помогло узнать свой камень? (каштан) (особые приметы, индивидуальные качества,.)

- Вот так и родители наших воспитанников: все они взрослые люди, но каждый из них особенный, со своим характером, привычками. И к каждому необходим индивидуальный подход, для того чтобы эффективно выстроить линию взаимоотношений.

Упражнение: «Яблоко и червячок»

Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в

конфликтных ситуациях.

сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите,

а теперь соотнесём наши ответы из этого упражнения к способам выхода из различных ситуаций.

-«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование.

- «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание.

-«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс.

-«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление.

-«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество.

Упражнение: «Общение с родителями - это.»

Цель: обобщать знания по работе с родителями.

Содержание: Группа делится на две команды, и в течение 1- 2 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая — перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например:

«о» — обаяние педагога,

«б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.

Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова — «родителем».

Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень.

Упражнение: «Волшебная шляпа».

Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями. (Участники в кругу)

Инструкция: -Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент рядом стоящему, как одному из родителей своей группы. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

Анализ упражнения

Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Подведя итог можно сказать, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога выделить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

И что более значимо это то, что общение ВОСПИТАТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ должно

Нести такое эмоциональное состояние, в ходе которого обеим сторонам все чаще хотелось бы его возобновлять.

Литература:

1. Агафонова А. С. Практикум по общей педагогике: Учеб. пособие. - СПб. : Питер, 2003.

2. Бордовская Н. В. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб. : Питер, 2003, 2004.

3.http://rinay.ucoz.ru/publ/konsultacii_dlja_vospitatelej/uchimsja_obshhatsja_s_roditeljami_vospitannikov/2-1-0-18

4. https://infourok.ru/konspekt-trening-dlya-pedagogov-dou-1458388.html

5. https://dohcolonoc.ru/stati/8429-stil-obshcheniya-pedagoga-s-roditelyami.html

 

Работа:
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×