Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Семинар - практикум для педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ». Работа №319541

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 «Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна».

 

 

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи:1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.2. Активизировать педагогическое мышление педагогов как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности. 3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Материалы: бумага, маркеры, стикеры, атласная лента, бумажный клей.

Работа:

Семинар - практикум для педагогов

«Мостик понимания между родителями и ДОУ»

«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна».

 

 

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2. Активизировать педагогическое мышление педагогов как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности. 
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Материалы: бумага, маркеры, стикеры, атласная лента, бумажный клей.

 

Ход работы

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда -нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям

Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями через реализацию модели взаимодействия «Семья — Ребенок — Детский сад». Составной частью взаимодействия педагога с родителями – является общение.
Зачастую не всегда родителям и педагогам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. 
Причины могут быть как со стороны родителей, так и со стороны педагогов:
- со стороны родителей (наличие отрывочных представлений о воспитании, неумение проанализировать свои методы воспитания и др.)
- а также со стороны педагогов, которые в свою очередь во взаимодействии с родителями видят, прежде всего, преодоление собственных трудностей в работе с детьми.
Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу; возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность воспитателя, вызывает у них недоверие. Поэтому, педагогу важно, вовремя осознать собственные ошибки и трудности, направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие с семьей, основанное на осознании единой цели – всестороннего развития ребенка. 

Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ

Сегодня будем говорить с вами об отношениях в системе «воспитатель

- родитель», а так же разберем некоторые конфликтные ситуации и найдем пути их решения.

Для начала немного теории.

Выделим основные типы родителей в системе дошкольного образования:

Пассивные родители: постоянно заняты служебными делами и поэтому перепоручают своих детей заботам профессионалов: «Вы воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша работа».

Избегающие проблем родители словно ставят перед собой цель убедить всех (и себя в первую очередь), что у них все в порядке, даже в том случае, когда специалисты (логопед, воспитатель, медицинский работник) советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и обследований, панически боятся разглашения медицинского диагноза, поставленного их ребенку, и могут сказать: «Тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, у нас нет никаких проблем!». Сотрудникам дошкольного учреждения необходимо установить с такими родителями особо доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и безопасность работы специалистов с их детьми.

Агрессивно недовольные родители, постоянно критикующие действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками детского сада.

Это может негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами, которые стараются любыми путями избежать конфликта.

Надменные нтеллектуалы считают свое мнение единственно верным, особенно если информация о ребенке требует пересмотра их роли в воспитательном процессе.

Они могут перебить воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если им покажется, что специалист недостаточно авторитетен. Снобизм родителей может быть нейтрализован созданием официальной обстановки, в этом случае значение и роль специалиста, дающего рекомендации, более очевидны.

За всеми этими типами поведения скрывается уязвимость взрослых, нередко, холодность по отношению к детям, непонимание их проблем, растерянность, боязнь показать истинные чувства, разрушить стереотип своего поведения. К сожалению, от этого в первую очередь страдают дети, не имеющие возможности получить адекватную помощь педагогов и специалистов до тех пор, пока родители не изменят своего отношения к их проблемам и воспитанию в целом.

 

Со стороны педагогов сегодня также встречается не совсем правильная позиция: игнорирование мнение родителей, незнание условий семейного воспитания, превознесение собственных успехов и заслуг, навешивание ярлыков («Яблоко от яблони...», «У таких родителей такой ребенок, ничего удивительного!»)

все это позволяет говорить о разных типах поведения воспитателей.

Воспитатель родителей считают, что мамам и папам (как и детям) требуется все объяснить, так как они менее компетентны, чем специалисты, которые занимаются с детьми каждый день. Такие воспитатели обычно е учитывают особенности семьи конкретного ребенка, считают свое мнение единственно правильным. Как ни странно, этот стиль отношений часто проявляется не только у опытных воспитателей, но и у молодых специалистов.

Закрытые воспитатели - стараются не привлекать внимание к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, родителей, руководства. Скованные и немногословные со взрослыми, они сосредоточенны на своей работе, исполнительны и комфортно чувствуют себя только среди детей.

Интеллектуалы - воспитатели, которые игнорируют коммуникативную деятельность дошкольников, не учитывают эмоциональную мотивацию их поведения. В своей работе они уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом.

Ранимые неуверенные в своей правоте, переживают из-за каждого конфликта, неласкового слова, взгляда. Им порой трудно требовать от детей дисциплины, трудно наказать, заставить ребенка что-то делать, поговорить с родителем. Им бывают невыносимы претензии родителей или администрации, замечания к их работе. Они стараются быть особенно любезными, чтобы не вызвать гнев у окружающих.

Воспитатели -педанты требуют четкого выполнения режима, правил поведения, соблюдения тишины и порядка. Любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается ими как нарушение. В результате тихие и послушные дети становятся любимчиками, а активные и подвижные часто наказываются как возмутители спокойствия. Информация, которую получают родители от таких педагогов, касается в основном вопросов дисциплины и поведения.

 

 

 

Упражнения для воспитателей

"Выход из контакта" (10 мин).

Как выйти из контакта? Порой это сделать очень трудно, особенно, если Вы педагог и Вам нужно в группу к детям.

Участники разбиваются по парам. Психолог: "Родитель пришел раньше остальных, заводит с Вами разговор, расспрашивает о ребенке, не замечает, что Вам нужно к детям. Вы должны достойно выйти из контакта".

Комментарий

: Оценку собственного успеха можно произвести по 5

-ти -бальной шкале. Оценивает сначала каждый участник группы, а затем "родитель"

 

"Точка зрения" (10 мин)

Участники разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения ("за"), другой -противоположную ("против").

Задача - склонить оппонента к своей точке зрения по определенной

Мама учит давать сдачу, педагог учит конструктивным способам

взаимодействия";"Педагог рекомендует проявлять к ребенку требовательность в выполнении культурно- гигиенических навыков (одевания/раздевания и пр.) мама говорит, "он еще маленький, нам его жалко ";"Вы предвзято относитесь к моему ребенку", педагог дает рекомендации по коррекции поведения ребенка;"Вы мне ответили "сухо" -

"что вы, вам показалось, я интроверт по натуре"."Вы мне ответили грубо" -вам показалось, так сложились обстоятельства и

вы, не дослушав до конца, не так все поняли."Педагоги настроены против нашей семьи и нашего ребенка, вы постоянно посылаете нас то к логопеду, то к психологу, наш ребенок что, самый плохой?" -педагог дает рекомендации…

Вы никогда не даете роли в утренниках и праздниках моему ребенку, он что, самый не способный?" -ребенок на самом деле не справится.

Подведем итог:

Главное для воспитателя не вступать в спор, конфликт, полемику с родителем. Необходимо научиться грамотно доносить информацию до семьи. Например,сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: "Ваш Петя сегодня здорово рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане... Это позиция сотрудничества, общения на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:

1. конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания толькона своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера.

2. избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане... Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.

3. компромисс –достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

4. Приспособление - предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

5. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество.

 

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.

Краткий курс доброжелательных отношений

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».

Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».

Четыре важных слова: «А как ты считаешь? »

Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».

Два важных слова: «Искренне благодарю».

Важнейшее слово: «Мы»

 

 

 

Список использованных источников

1. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном

учреждении: подготовка и проведение/ К.Ю. Белая.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-48 с.

2. Самусевич Татьяна Петровна «Современные подходы к организации: взаимодействия ДОУ и семьи».

3. Р. С. Немов Психология, т -2. -М., 2003.

4. Г. В. Ложкин Практическая психология конфликта. -К., 2000.

4. Е. М. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости. -М., 2005.

6.Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами.М .Издательство

Скрипторий 2003",2006.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×