Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Семинар - практикум «Сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста».. Работа №310055. Номер работы: №310055

Дата публикации:
Автор:
Описание:

          Обоснование темы семинара:              Тема педсовета выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками

Работа:

Семинар - практикум «Сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста».

  Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации   игровой деятельности. Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации   игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.

Задачи:

Повысить уровень

знаний и умений воспитателей при организации

повышение

сюжетно-ролевой игры;

расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми;

развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.

Обоснование темы семинара:
     Тема педсовета выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведённое для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности. Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением. Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу любой другой деятельности? Почему взрослые лишают ребёнка возможности играть со сверстниками

Ход

Тема нашей встречи выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Наблюдения показывают, что у детей отсутствует игровой опыт и умение играть. Сегодня предлагаю объединить усилия коллектива для повышения уровня организации   игровой деятельности.

Предлагаю провести семинар в форме деловой игры, где есть жюри и 2 группы участников (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЮРИ И КОМАНД.)

Задание 1

Для каждой подгруппы раздаются опорные слова, из которых участники групп составляют понятие В.А. Сухомлинского об игре.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В.А.Сухомлинский (Игра, духовный мир, поток, представления, окружающий мир).

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский ( Игра, огонек, любознательность, искра, пытливость.)

Задание 2

Назвать предпосылки сюжетно-ролевой игры. Содержание. Возраст их формирования.

ознакомительная игра

Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею, постукивать. Ребенку дают и игрушки- вкладыши, а также различные звучащие игрушки)

отобразительная игра

На втором этапе (7-8 м.) развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение: «Это чашка, из нее пьют. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т.е. обобщать действия.

сюжетно - отобразительная игра Третий этап развития игры относится к концу первого - началу второго года жизни. Формируется сюжетно - отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку). В течение второго года жизни ребенок должен научиться следующему: выполнять разные игровые действия (укладывать куклу, кормить ее, катать в коляске, варить еду, перевозить в машине игрушки, грузы и т. п.), дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказываниями («Ляля бай-бай»; «Ляля помыла руки»). на втором году жизни развиваются игры, посредством которых ребенок знакомится с предметами, удовлетворяет потребность ориентироваться в окружающем мире Детям предлагают для игры разнообразный материал: образные игрушки, предметы-заместители. Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры - это совместные игры взрослого и ребенка. Такие игры обычно сопровождаются речью, которая помогает созданию образа (каша вкусная; зайка любит морковку, молодец мишка - вытер рот салфеткой!). Для развития сюжетно-отобразительной игры эффективны показы-инсценировки. Педагог показывает, как одна игрушка умывается, вытирает лицо и руки полотенцем, садится за стол, пьет молоко, т. е. демонстрирует цепочку последовательных разнородных действий с игрушкой.

сюжетно-ролевая игра

К концу предыдущего периода в играх детей видны ростки режиссерской и сюжетно-ролевой игры, а именно: подражание взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, познавать окружающий мир. В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей.

Презентация «Сюжетно-ролевые игры в младшем дошкольном возрасте. Руководство воспитателя игрой. Воспитатель Уткина М.Е.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений; позволяющая наиболее полно реализовать «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр; чтобы они были интересны и привлекательны, необходимо соблюдать условия.

Задание 3

Назовите условия для развития сюжетно-ролевой игры.

содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;

предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

 

Задание 4

1 подгруппа:

1. Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием …. (замысла)

2. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

3. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это…. (сюжет)

4. Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры…. (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек).

5. Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры (Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогина , Р. А. Иванкова, Е. И. Щербакова, Д.Б. Эльконин)

6. Составьте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры «Поликлиника», «Парикмахерская» «Магазин», «Школа»

7. Перечислите виды игрушек.

2 подгруппа:

1. Назовите структурные компоненты игры? …. (сюжет, содержание, роль)

2. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры ….. (мышление, воображение, память)

3. Один из важных принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов)

4. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру…. ( оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)

5. Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры. (Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогина, Р. А. Иванкова, Е. И. Щербакова, Д.Б. Эльконин )

6. Перечислите сюжеты ролевых игр.

7. Перечислите знакомые вам народные игры.

В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка.

Задание 5

Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Т.е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры. /команды совещаются и поочередно называют метод или прием; команда, назвавшая больше методов и приемов побеждает/
Предполагаемые ответы.

внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений.

на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад…

использование сюрпризных моментов

внесение новой игрушки

наблюдение за игрой других дошкольников

наблюдение за трудом взрослых

чтение литературных произведений

обсуждение телепередач

определение содержания игры

восстановление последовательности событий

игровые действия

обыгрывание персонажей и их взаимодействие

драматизация сказок

учет интереса детей

планирование игры

рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру

определение темы

умение согласовывать свои действия с остальными детьми

придумывание сюжета сказки или рассказа

совместный пересказ сказки

придумывание сюжета для двух противоположных по

нравственным качествам

преднамеренное изменение ситуаций

учет индивидуальных особенностей

учет личного опыта ребенка

привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов

использование мимических этюдов, элементов

психогимнастики

обсуждение хода и результатов игры

совместная с детьми игра

использование технических средств обучения.

На что должны быть направлены методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой?

формирование игры как деятельности;

использование игры как средства нравственного воспитания. Т.е. формирование дружественных отношений, усвоение детьми норм поведения.

Назовите предпосылки для развития длительной игры?

умение детьми выбрать тему

важная часть игры – умение распределить роли (как правило, это делает ребенок-лидер)

придумывание подбор игрового материала

умение устанавливать правила и четко выполнять их.

 

Задание 6

 

Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «автобус» и «моряки». /Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся/. В чем заключается задание? Рассмотрим на примере «Поликлиника»  -    регистратор  -   врачи  - медсестра  - педиатр -     прививочный кабинет  -    лаборатория   -   дневной стационар -     гардероб   -    главврач.
Предполагаемые ответы /учитывать разнообразие, количество ролей/
  Кассир, кок, капитан, пассажир, водитель, матрос, радист, боцман  и тд .

Критерии оценки – занятость детей, возраст, интерес сюжета, разнообразие ролей, есть ли итог игры, действия воспитателя в ходе игры.

Подведение итогов игры.

Управление сюжетно-ролевой игрой требует огромного мастерства и педагогического такта. Воспитатель обязан направлять игру, не разрушая ее, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

Сегодня мы раскрыли общую стратегию поведения воспитателя при организации   игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.

Цель семинара - практикума достигнута. Предлагаю объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня организации   игровой деятельности путем разработки картотеки сюжетно-ролевой игры в зависимости от возраста детей

Прошу коллег заполнить анкеты.

Приложение — Анкета

Оценка семинара и планирование дальнейшей работы

Ф.И.О педагога__________________________________

Из семинара по организации сюжетно-ролевой игры я (извлекла, узнала) _____________________________________________________________

В ходе семинара мне понравилось ____________________

______________________________________________

Какую бы тему хотела обсудить? _____________________

______________________________________________

Каким опытом могли бы поделиться? _____________________________

Дата_____________________Подпись_______________

Спасибо за участие!!

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×