Своим семинаром я хотела расширить знания воспитателей о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствовать навыки изготовления атрибутов и костюмов для тьеатрализованных игр.
Задачей являлось:
1.Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
2. Закрепить знания о способах организации и педагогического руководства театрализованной деятельностью в детском саду
3. Развивать творчество и фантазию воспитателей в процессе изготовления атрибутов и костюмов для театрализованных игр
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ:
«Театрализованная деятельность
как средство развития речи
у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Марюнина А.Ю.
Цель:
Расширить знания воспитателей о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствовать навыки изготовления атрибутов и костюмов для театрализованных игр.
Задачи:
1.Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
2. Закрепить знания о способах организации и педагогического руководства театрализованной деятельностью в детском саду
3. Развивать творчество и фантазию воспитателей в процессе изготовления атрибутов и костюмов для театрализованных игр
План семинара:
Вступительное слово о значении театрализованной деятельности.
Блиц – опрос воспитателей
Задачи по развитию театрализованной деятельности в каждой возрастной группе и особенности педагогического руководства театрализованной игрой.
Творческое задание (работа в
микрогруппах
)
Подведение итогов презентации.
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры.
Театрализованная игра или драматизация, является одним из видов творческих игр дошкольников.
В душе у каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям- осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. Рубенштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам».
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Вопросы блиц – опроса:
Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы. Назовите их
.
(Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами)
Какие игры относятся к играм с правилами?
(дидактические и подвижные игры)
Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим)?
(игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, развлечения)
Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является её разновидностью. Они обе имеют
общую структуру
(строение).
Назовите основные элементы этой структуры?
(замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое взаимодействие, правила)
В чём проявляется творчество в данных видах игр?
Назовите различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми.
(в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В С/Р игре нет конечного продукта, а в театрализованной- поставленный спектакль, инсценировка)
Все театрализованные игры, согласно исследованиям Л.В. Артемьевой, делятся на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры – драматизации.
К режиссёрским играм относится:
настольный театр,
теневой театр,
театр на
фланелеграфе
.
В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра: вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др. К стендовым видам театра относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр.
К играм – драматизациям Артемьева относит игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
Каким образом может быть организована театрализованная деятельность в детском саду?
Во время занятий
педагог включает ТИ как игровой приём и форму обучения
детей.(
Петрушка, Карлсон, Незнайка и др.)
Свободная совместная деятельность
детей и взрослых на прогулке, вне
занятий.(
чтение худ. литературы с последующим обыгрыванием в течение дня, строит игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей.
Большое влияние на детей оказывает не всё услышанное и увиденное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру дети переносят только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться если:
Взрослые осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребёнка,
В воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности,
Детям отводят место и время для самостоятельных игр,
Создаётся окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры,
Воспитатели являются образцами творческого поведения, владеют опытом театральных выступлений, обладают артистическими качествами.
Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.
Ещё К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом. Это предоставляет пищу для размышления о направленности педагогического руководства творческой игрой.
Сейчас мы поговорим об особенностях руководства ТИ для каждой возрастной группы.
Какие задачи определены программой М.А. Васильевой и программой «Развитие»
(Слово воспитателям ясельных групп, 2 младшей, средней, старшей, подготовительной групп)
Вы получили домашнее задание изготовить и продемонстрировать различные виды театров и атрибуты для театрализованной деятельности. Ваша задача презентовать и как можно подробнее рассказать о своих произведениях.
Чтобы оценить работы нам необходимо выбрать компетентное жюри из числа гостей.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.
Я предлагаю Вам окунуться в мир детства, проявить творчество и фантазию. Ведь только творческий педагог может воспитать творческую личность.
(Работа воспитателей в микрогруппах, демонстрация результатов творческой работы)
Подведение итогов семинара.
Задания для микрогрупп:
Ранний возраст:
Сказка «Колобок» со счастливым концом
2 младшая группа:
В сказку «Заюшкина избушка» ввести новый персонаж. (один или несколько)
Средняя группа:
Используя приём инверсии (наоборот) изменить сказку «Кот, петух и лиса»
Старшая группа:
Объединить героев двух сказок в одну (например «Красная шапочка» и «Два жадных медвежонка»)
Подготовительная группа:
Сочинить сказку, в которой следующие герои: добрая лошадь, злой поросёнок, маленький слонёнок, большая мышь.
Критерии оценки домашнего задания:
Оригинальность замысла
Эстетичность
Новизна
Практичность
Многофункциональность
Простота изготовления
Простота использования
Богатая фантазия
Творческий подход
Не стандартный подход
Эмоциональность представления
Артистизм представления
Соответствие гигиеническим требованиям