Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности закладываются в раннем детстве.
Ранний возраст считают «золотой порой» сенсорного развития. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё что окружает малыша - игрушки, животные, растения и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, поддерживать его любознательность.
Для детей раннего возраста обучение должно проходить через игру. А что подойдет лучше, чем развивающие игры В. Воскобовича.
В младшем возрасте, для развития сенсорных эталонов, они наиболее удачны.
На этой основе выделяются следующие задачи:
1. Формирование сенсорных эталонов через развивающую игру.
2. Развитие чувственных ощущений в процессе продуктивной деятельности.
3. Воспитание положительных эмоций, связанных с восприятием манипулирующими предметами.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №45»
Доклад из опыта работы
«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольноговозраста с использованием развивающих игр В. Воскобовича»
Подготовила:воспитатель
ПятковаАлександра Александровна
г.Биробиджан, 2024 год
Актуальность.
Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности, так каксенсорныеспособности закладываются в раннем детстве.
Ранний возраст считают«золотой порой»сенсорного развития. Этотвозрастхарактеризуется, как период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё что окружает малыша - игрушки, животные, растения и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, поддерживать его любознательность.
Длядетей раннего возрастаобучение должно проходить через игру. А что подойдет лучше, чемразвивающие игры В.Воскобовича.
Вмладшем возрасте, дляразвития сенсорных эталонов, они наиболее удачны.
На этой основе выделяются следующие задачи:
1. Формированиесенсорных эталонов через развивающую игру.
2.Развитиечувственных ощущений в процессе продуктивной деятельности.
3. Воспитаниеположительных эмоций, связанных свосприятиемманипулирующими предметами.
Игры длядетей очень интересны: они ярко оформлены, красочны. Дети с удовольствием с ними играют.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Всеразвивающие игрыВоскобовича имеют интересный,загадочный сказочный мир, населенный разными героями и персонажами. С помощью этих игр без труда можно познакомитьдетей с формой, цветом, величиной.Для детей раннего возраста разработана дополнительная общеобразовательная программа развития познавательной активности «Малыш в мире открытий», где расписаны подробные конспекты занятий, которые мы используем в своей работе.
Для сенсорного развития детей я эффективно использую пособие "Фиолетовый лес" В. Воскобовича.
1.«Фиолетовый лес»– этосенсомоторная зона, в которой ребенок активнодействует сразвивающими играми.
«Фиолетовый лес»- способствует: ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, с растительным и животным миром);развитиюпознавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);развитиюспособности к анализу, сравнению, обобщению, классификации.
1.Самым первым шагом в применении данного панно является рассматривание леса, его элементов и формирование представления о том, что это«волшебный лес». Затем знакомимдетей с цветом предметови его героями. Для этого используют простые дидактическиеигры:
1.«Подарим гномам листочки»
Задачи: -развитие внимания памяти; - закрепление знания основных цветов; -развитиеумения группировать по цвету.
Оборудование иматериалы: листочки 4 цветов, гномы.
Игровая ситуация: веселые гномы гуляли в Фиолетовом лесу и увидели много разноцветных листочков. Они им так понравились, что гномы решили собрать листья в букеты.
Задание: помочь гномам собрать листочки своего цвета.
2.«Украсим деревья листочками»
Задачи: - закрепление представления об основных цветах; -развитиеумения группировать листья на основе цвета.
Оборудование и материалы: стволы деревьев и разноцветные листочки.
Игровая ситуация: Ночью в Фиолетовом лесу был сильный ветер, такой сильный, что сдул с деревьев все листочки. В лесу сразу стало мрачно и скучно. Как же быть?
Задание: Украсить деревья листочками так, чтобы они стали непохожими друг на друга (одно дерево украсить красными и зелеными листочками, второе –синими и желтыми)
3.«Разноцветные полянки гномов»
Задачи: -развитие внимания, мышления; - закрепление умения делить предметы на три группы по цвету;
Оборудование и материалы: радужные гномы, наборы листьев трех цветов
Игровая ситуация: Гномы решилисделать разноцветные полянки, Кохле решил сделать красную полянку, Зеле – зеленую, Селе– синюю. А чтобы их полянки не были скучными, гномы решили их украсить листочками.
Задание: помочь гномам украсить полянки листочками любимых цветов. Сосчитать листочкина каждой полянке. Сравнить у кого листочков больше – меньше.
«Найди предметы такого же цвета».
«Покажи все синие(красные, желтые и др.)предметы».
«Собери листочки нужного цвета»и др.
Дети учатся крепить детали, знакомятся с жителями.
2.Следующимэтапом работы является закрепление представлений о величине предмета.
«Фиолетовый лес»способствуетразвитиюнаблюдательности и исследованию объектов, что позволяет формировать представление о величине предмета наглядно-действенным способом. Для закрепления понятия«величина»использую следующиеигры:
1.«Помоги ежику собрать листочки»
Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; -развитиеумения группировать по размеру.
Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров
Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.
Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие.
2.«Помоги утеплить норки»
Задачи:- закрепление умения выделять размер: большой, маленький; -развитиеумения группировать по размеру.
Оборудование и материалы: желтые листочки двух размеров, мышки двух размеров.
Игровая ситуация: В фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Мышки начали готовиться к спячке, но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу, мышки увидели желтые листочки, упавшие с деревьев, и решили ими утеплить свои норки. Большая мышка решила собрать большие листочки, а маленькая мышка – маленькие листочки. Норки получатся теплыми, уютными и красивыми.
Задание: Помочь мышкам насобирать листочки нужного им размера.
«Назови большие предметы и маленькие»«Листочки для ежихи и ежонка»«Елочные шары большие и маленькие»«Наряди елочки большую и маленькую»и др.
Во всех примерах мы предлагаемкому-нибудь помочь, помогаем проявить заботу, тем самым решаем социально-коммуникативные задачи.
Длясенсорного развития детей раннего возрастаможно использовать не только игровое пособие Фиолетовый лес, но и другиеразвивающие игры, разработанные В.Воскобовичем.
Например,для знакомства с формой предметов:
-
Игры с«КвадратомВоскобовича», которыеразвивают мелкую моторику рук, пространственное мышление,сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество. Складывая "Квадрат"можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами(квадратом, прямоугольником и треугольником)и их свойствами.Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно – в домик, в лодочку или в конфету. Все,что хочет сделать сообразительныймалыш: летучую мышь, конверт, мышку. Враннем возрасте учим детей складыванию. Получается шоколадка в зеленом(красном)фантике для гномов, печенье(маленький квадрат). Сложив по диагонали получаем горочку, по ней могут кататься пальчики по очереди или различные персонажи. При этом активизируем речь.
2. Эталонные конструкторы«Фонарики»(1,5 – 4года)На первый взгляд это обычные вкладыши. Но как бы не так. Просто так ничего не бывает вразвивающих играх В.Воскобовича.
Пример 1: вкладыши (для самых маленьких. Причем, когда мы находим домики, у нас может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет и красный потух, зеленый загорелся);
Пример 2: геометрические формы (знакомим с геометрическими формами, вынимаем фигуру, обводим пальчиками, пробуемпрокатать по столу;
Пример 3: конструирование по схемам(прилагаются в инструкции к пособию). Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе);
3.«Чудо Крестики 1»(2-4 года) –игра развивает сенсорные способности(восприятие цвета, формы, размера, воображение и творческие способности; совершенствует интеллект(внимание, мышление, память, речь);развивает моторику рук.
Можно выкладывать вертикальную башню, горизонтально – поезд, лесенка, конструирование по схемам(схемы прилагаются).
4.Игровое пособие Кораблик«Плюх-плюх»(1, 5 -4 года).Даннаяразвивающаяигра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками(парусами). Флажки можно надевать на деревянные рейки. Пособие направлено наразвитиематематических представленийдетейот двух до четырех лет.
Пример 1. Пирамидка – на мачты надеваем флажки заданного цвета(вспоминаем цвета).
Пример 2. Подул сильный ветер и все флажки перепутались. Сортируем их по цвету.
Пример 3. Бусы, с помощью флажкови шнура можно сделать огромное разнообразие бус, причем, флажки можно нанизывать двумя различными способами, что тоже весьма интересно для ребенка.
5.«Игровизор»-интелектуальный тренажер.Он представляетсобою прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, ребята выполняют их фломастерами на водной основе, которые оставляют четкий отпечаток, но просто стираются тряпочкой, и это дает возможность неоднократно применять листы с заданиями
«Подари Гному шарик»На игровизоре изображено 3 гнома и тришарика, подари каждому гному шарик своего цвета. Дети с помощью фломастера линиями проводят жёлтому гному- жёлтый шарик, красному гному-красный, зеленому гному — зеленый шарик.
«Домик для Ежика»Перед детьми на игровизоре изображён лабиринт с дорожками, дети должны провести фломастером по одной из дорожке и довести ёжика до домика.
6.«Геоконт»
Интересной и новой для детей стала игра«Геоконт»(«Чудесная поляна»). В игровой деятельностиразвиваютсясенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мелкая моторика пальцев, память, речь, пространственное мышление и творческое воображение, умение согласовывать свои действия, анализировать,сравнивать. Дети знакомятсяс таким свойством, как упругость(резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение). С помощью волшебных ниточек – резинок дети выполняют задания Паука Юка.
7.Развивающая игра «Разноцветные лепестки».
Представляет собой набор из разноцветных «лепестков». У каждой детали есть носик, который определяет расположение детали впространстве (повернута вправо, влево, вниз, вверх).Красивые сказочные цветы помогут детям с помощью занимательных и весёлых игр запомнить основные цвета, научить ориентироваться в пространстве, формируют навык осмысленного отражения в речи пространственных понятий (над, под, между, рядом, слева, справа).
Игровой комплекс способствует развитию умений считать, отсчитывать нужное количество лепестков, определять порядковый номер. Развивает внимание, память, воображение и чувство прекрасного.
Вывод
Взаключении хотелось бы сказать, чторазвивающие игры В.Воскобовичанаиболее полно раскрываютвозрастныевозможности и способности ребёнка. Этиигрыпредставляют огромный простор для творчества педагогов идетей, это уникальный методический инструментарий.Дети получают эмоциональное удовольствие от выполненных задач. Малыши, с которыми систематически играют вразвивающие игры, умеют быстро анализировать и сравнивать, хорошо ориентируются на плоскости, различают геометрические фигуры и цвета.
Технология Воскобовича– это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети узнают и запоминают цвет, форму, осваивают цифры и буквы. Тренируют мелкую моторику рук; совершенствуют речь, мышление, память, воображение.