Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 22.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста с использованием РИВ . Работа №354173

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности закладываются в раннем детстве.

Ранний возраст считают «золотой порой» сенсорного развития. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё что окружает малыша - игрушки, животные, растения и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, поддерживать его любознательность.

Для детей раннего возраста обучение должно проходить через игру. А что подойдет лучше, чем развивающие игры В. Воскобовича.

В младшем возрасте, для развития сенсорных эталонов, они наиболее удачны.

На этой основе выделяются следующие задачи:

1. Формирование сенсорных эталонов через развивающую игру.

2. Развитие чувственных ощущений в процессе продуктивной деятельности.

3. Воспитание положительных эмоций, связанных с восприятием манипулирующими предметами.

Работа:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №45»

Доклад из опыта работы

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольноговозраста с использованием развивающих игр В. Воскобовича»

Подготовила:воспитатель

ПятковаАлександра Александровна

г.Биробиджан, 2024 год

Актуальность.

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности, так каксенсорныеспособности закладываются в раннем детстве.

Ранний возраст считают«золотой порой»сенсорного развития. Этотвозрастхарактеризуется, как период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё что окружает малыша - игрушки, животные, растения и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, поддерживать его любознательность.

Длядетей раннего возрастаобучение должно проходить через игру. А что подойдет лучше, чемразвивающие игры В.Воскобовича.

Вмладшем возрасте, дляразвития сенсорных эталонов, они наиболее удачны.

На этой основе выделяются следующие задачи:

1. Формированиесенсорных эталонов через развивающую игру.

2.Развитиечувственных ощущений в процессе продуктивной деятельности.

3. Воспитаниеположительных эмоций, связанных свосприятиемманипулирующими предметами.

Игры длядетей очень интересны: они ярко оформлены, красочны. Дети с удовольствием с ними играют.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Всеразвивающие игрыВоскобовича имеют интересный,загадочный сказочный мир, населенный разными героями и персонажами. С помощью этих игр без труда можно познакомитьдетей с формой, цветом, величиной.Для детей раннего возраста разработана дополнительная общеобразовательная программа развития познавательной активности «Малыш в мире открытий», где расписаны подробные конспекты занятий, которые мы используем в своей работе.

Для сенсорного развития детей я эффективно использую пособие "Фиолетовый лес" В. Воскобовича.

1.«Фиолетовый лес»– этосенсомоторная зона, в которой ребенок активнодействует сразвивающими играми.

«Фиолетовый лес»- способствует: ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, с растительным и животным миром);развитиюпознавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);развитиюспособности к анализу, сравнению, обобщению, классификации.

1.Самым первым шагом в применении данного панно является рассматривание леса, его элементов и формирование представления о том, что это«волшебный лес». Затем знакомимдетей с цветом предметови его героями. Для этого используют простые дидактическиеигры:

1.«Подарим гномам листочки»

Задачи: -развитие внимания памяти; - закрепление знания основных цветов; -развитиеумения группировать по цвету.

Оборудование иматериалы: листочки 4 цветов, гномы.

Игровая ситуация: веселые гномы гуляли в Фиолетовом лесу и увидели много разноцветных листочков. Они им так понравились, что гномы решили собрать листья в букеты.

Задание: помочь гномам собрать листочки своего цвета.

2.«Украсим деревья листочками»

Задачи: - закрепление представления об основных цветах; -развитиеумения группировать листья на основе цвета.

Оборудование и материалы: стволы деревьев и разноцветные листочки.

Игровая ситуация: Ночью в Фиолетовом лесу был сильный ветер, такой сильный, что сдул с деревьев все листочки. В лесу сразу стало мрачно и скучно. Как же быть?

Задание: Украсить деревья листочками так, чтобы они стали непохожими друг на друга (одно дерево украсить красными и зелеными листочками, второе –синими и желтыми)

3.«Разноцветные полянки гномов»

Задачи: -развитие внимания, мышления; - закрепление умения делить предметы на три группы по цвету;

Оборудование и материалы: радужные гномы, наборы листьев трех цветов

Игровая ситуация: Гномы решилисделать разноцветные полянки, Кохле решил сделать красную полянку, Зеле – зеленую, Селе– синюю. А чтобы их полянки не были скучными, гномы решили их украсить листочками.

Задание: помочь гномам украсить полянки листочками любимых цветов. Сосчитать листочкина каждой полянке. Сравнить у кого листочков больше – меньше.

«Найди предметы такого же цвета».

«Покажи все синие(красные, желтые и др.)предметы».

«Собери листочки нужного цвета»и др.

Дети учатся крепить детали, знакомятся с жителями.

2.Следующимэтапом работы является закрепление представлений о величине предмета.

«Фиолетовый лес»способствуетразвитиюнаблюдательности и исследованию объектов, что позволяет формировать представление о величине предмета наглядно-действенным способом. Для закрепления понятия«величина»использую следующиеигры:

1.«Помоги ежику собрать листочки»

Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; -развитиеумения группировать по размеру.

Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров

Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.

Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие.

2.«Помоги утеплить норки»

Задачи:- закрепление умения выделять размер: большой, маленький; -развитиеумения группировать по размеру.

Оборудование и материалы: желтые листочки двух размеров, мышки двух размеров.

Игровая ситуация: В фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Мышки начали готовиться к спячке, но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу, мышки увидели желтые листочки, упавшие с деревьев, и решили ими утеплить свои норки. Большая мышка решила собрать большие листочки, а маленькая мышка – маленькие листочки. Норки получатся теплыми, уютными и красивыми.

Задание: Помочь мышкам насобирать листочки нужного им размера.

«Назови большие предметы и маленькие»«Листочки для ежихи и ежонка»«Елочные шары большие и маленькие»

«Наряди елочки большую и маленькую»и др.

Во всех примерах мы предлагаемкому-нибудь помочь, помогаем проявить заботу, тем самым решаем социально-коммуникативные задачи.

Длясенсорного развития детей раннего возрастаможно использовать не только игровое пособие Фиолетовый лес, но и другиеразвивающие игры, разработанные В.Воскобовичем.

Например,для знакомства с формой предметов:

  • Игры с«КвадратомВоскобовича», которыеразвивают мелкую моторику рук, пространственное мышление,сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество. Складывая "Квадрат"можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами(квадратом, прямоугольником и треугольником)и их свойствами.Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно – в домик, в лодочку или в конфету. Все,что хочет сделать сообразительныймалыш: летучую мышь, конверт, мышку. Враннем возрасте учим детей складыванию. Получается шоколадка в зеленом(красном)фантике для гномов, печенье(маленький квадрат). Сложив по диагонали получаем горочку, по ней могут кататься пальчики по очереди или различные персонажи. При этом активизируем речь.

2. Эталонные конструкторы«Фонарики»(1,5 – 4года)На первый взгляд это обычные вкладыши. Но как бы не так. Просто так ничего не бывает вразвивающих играх В.Воскобовича.

Пример 1: вкладыши (для самых маленьких. Причем, когда мы находим домики, у нас может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет и красный потух, зеленый загорелся);

Пример 2: геометрические формы (знакомим с геометрическими формами, вынимаем фигуру, обводим пальчиками, пробуемпрокатать по столу;

Пример 3: конструирование по схемам(прилагаются в инструкции к пособию). Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе);

3.«Чудо Крестики 1»(2-4 года) –игра развивает сенсорные способности(восприятие цвета, формы, размера, воображение и творческие способности; совершенствует интеллект(внимание, мышление, память, речь);развивает моторику рук.

Можно выкладывать вертикальную башню, горизонтально – поезд, лесенка, конструирование по схемам(схемы прилагаются).

4.Игровое пособие Кораблик«Плюх-плюх»(1, 5 -4 года).Даннаяразвивающаяигра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками(парусами). Флажки можно надевать на деревянные рейки. Пособие направлено наразвитиематематических представленийдетейот двух до четырех лет.

Пример 1. Пирамидка – на мачты надеваем флажки заданного цвета(вспоминаем цвета).

Пример 2. Подул сильный ветер и все флажки перепутались. Сортируем их по цвету.

Пример 3. Бусы, с помощью флажкови шнура можно сделать огромное разнообразие бус, причем, флажки можно нанизывать двумя различными способами, что тоже весьма интересно для ребенка.

5.«Игровизор»-интелектуальный тренажер.Он представляетсобою прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, ребята выполняют их фломастерами на водной основе, которые оставляют четкий отпечаток, но просто стираются тряпочкой, и это дает возможность неоднократно применять листы с заданиями

«Подари Гному шарик»На игровизоре изображено 3 гнома и тришарика, подари каждому гному шарик своего цвета. Дети с помощью фломастера линиями проводят жёлтому гному- жёлтый шарик, красному гному-красный, зеленому гному — зеленый шарик.

«Домик для Ежика»Перед детьми на игровизоре изображён лабиринт с дорожками, дети должны провести фломастером по одной из дорожке и довести ёжика до домика.

6.«Геоконт»

Интересной и новой для детей стала игра«Геоконт»(«Чудесная поляна»). В игровой деятельностиразвиваютсясенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мелкая моторика пальцев, память, речь, пространственное мышление и творческое воображение, умение согласовывать свои действия, анализировать,сравнивать. Дети знакомятсяс таким свойством, как упругость(резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение). С помощью волшебных ниточек – резинок дети выполняют задания Паука Юка.

7.Развивающая игра «Разноцветные лепестки».

Представляет собой набор из разноцветных «лепестков». У каждой детали есть носик, который определяет расположение детали впространстве (повернута вправо, влево, вниз, вверх).Красивые сказочные цветы помогут детям с помощью занимательных и весёлых игр запомнить основные цвета, научить ориентироваться в пространстве, формируют навык осмысленного отражения в речи пространственных понятий (над, под, между, рядом, слева, справа).

Игровой комплекс способствует развитию умений считать, отсчитывать нужное количество лепестков, определять порядковый номер. Развивает внимание, память, воображение и чувство прекрасного.

Вывод

Взаключении хотелось бы сказать, чторазвивающие игры В.Воскобовичанаиболее полно раскрываютвозрастныевозможности и способности ребёнка. Этиигрыпредставляют огромный простор для творчества педагогов идетей, это уникальный методический инструментарий.Дети получают эмоциональное удовольствие от выполненных задач. Малыши, с которыми систематически играют вразвивающие игры, умеют быстро анализировать и сравнивать, хорошо ориентируются на плоскости, различают геометрические фигуры и цвета.

Технология Воскобовича– это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети узнают и запоминают цвет, форму, осваивают цифры и буквы. Тренируют мелкую моторику рук; совершенствуют речь, мышление, память, воображение.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X