В статье "Система патриотического воспитания в МКОУ "Большежировская СОШ" я рассказываю о том, какие формы и методы использую в своей работе. В статье говорится о структуре Самоуправления в школе, о совместной работе с социальными партнёрами и результатах воспитательной работы.
« Система патриотическое воспитание в МКОУ «Большежировская СОШ»»
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца…»
К. Паустовский
Патриотизм, являясь нравственной категорией, на личностном уровне выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, поведении.
Патриотизм тесно связан с таким качеством личности, как гражданственность. Проявляется патриотизм, прежде всего в поступках, делах обучающихся.
«Человек лишь тогда становится человеком в духовном смысле, когда у него есть ценности, превышающие ценность его собственной личности», - утверждает философ Л.П.Буевой. Поэтому воспитание этих ценностей у подрастающего поколения является непреложным условием успешного существования и процветания общества и первейшей задачей системы воспитательной работы образовательных учреждений.
Социологические опросы свидетельствуют о произошедших негативных изменениях в иерархии ценностей у значительной части современных подростков и молодёжи. Последние места в ней занимают долг перед обществом, защита Отечества и другие социально-значимые ценности.
Материальное, утилитарное в предпочтениях молодёжи начинает превалировать над духовным, высшим. Создавшаяся ситуация угрожает безопасности страны. На сегодняшний день патриотизм является общенациональной идеологией. Такое понимание его роли выразил в одном из своих выступлений В.В. Путин: «Если говорить о какой-то объединяющей идеологии, то для такой сложной, федеративно - устроенной, многонациональной страны, как Россия, одним из самых существенных объединяющих факторов должен быть общероссийский патриотизм».
Растить патриотов, готовых встать на защиту Отечества, - важнейшая задача и обязанность семьи, школы и государства.
«Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов». (Из Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»).
Основным приоритетом воспитательной деятельности МКОУ «Большежировская средняя общеобразовательная школа» является воспитание патриота, гражданина, продвижение здорового образа жизни.
В школе разработана Программа «Я – гражданин России» и система мероприятий, направленных на формирование патриотических качеств обучающихся через учебные предметы и внеклассные мероприятия.
Школа на протяжении многих лет целенаправленно проводит работу по патриотическому воспитанию обучающихся и молодёжи. Накопленный опыт, сформировавшаяся материальная база, педагогический потенциал, государственная программа патриотического воспитания, подчёркивающая значимость этого вопроса в современном российском обществе - факторы создания общешкольной Программы «Я – гражданин России».
Программа представляет собой комплекс организационных, методических, воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в деле патриотического воспитания.
Основная цель Программы:
-воспитывать патриотов России, граждан демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, готовности к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях
Основные задачи:
-формировать у обучающихся чувство гордости за героическое прошлое своей Родины;
-развивать гражданственность и национальное самосознание обучающихся;
-развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
-формировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни.
Воспитательная работа в школе ведётся по пяти основным направлениям:
- познавательное. Это направление предполагает выявление и развитие природных задатков, творческих способностей. Основополагающим в этом направлении были общешкольные мероприятия:
Тематические линейки
Опрос родителей Встречи с интересными людьми
-ценностно – ориентированное направление. Оно предполагает формирование правовой культуры, гражданско – патриотического воспитания, профориетационного воспитания.Традиционными мероприятиями этого направления являются:
- операция «Памятник»;
- приём в пионеры;
- уроки Мужества «Мы перед памятью в долгу»;
- изготовление Гирлянды Славы, общешкольная линейка «Годовщина освобождения Курской области от фашистских захватчиков»;
- участие в районном празднике «Тебе салютуем, Победа»;
- Акция «Бессмертный полк»;
- День Неизвестного Солдата;
- День Героев России;
Открытие школьного музея Акция «Бессмертный полк
Приём в пионеры День Героев России
-Художественное направление способствует развитию творческих способностей обучающихся и каждого в отдельности.
Участие их в областных и районных конкурсах, фестивалях, концертах, экскурсии, КТД, выставки, оформление стендов, посещение кружков и секций.
Осенняя ярмарка
Фестиваль военной песни
Экскурсия в краеведческий музей Классный час «Россия – Родина моя»
-Спортивно – оздоровительное направление предполагает спортивно-массовые мероприятия школьные и на уровне района. По этому направлению проводятся следующие мероприятия:
1.Спортивный праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества «Вперёд, мальчишки!» - Медведева Ю.М.
2. Интеллектуально-спортивный праздник «Мы готовы к ГТО»
3. Дни Здоровья.
4. Кружковые занятия;
5.Операция «Памятник»
6.Отработка сигнала «Пожарная тревога»
7.Осенний и весенний кросс – 1-11 классы;
Рыцарский турнир Поход по родному краю
Весёлые старты
- трудовое направление предусматривает работа по благоустройству школы, площадки, улицы, посадка и уборка картофеля, операция «Памятник», «Помоги храму ».
Посадка картофеля Операция «Чистый двор»
В школе функционирует система органов ученического самоуправления.
Орган ученического самоуправления действует на основании Положения, в котором отражены цель, задачи, основные принципы деятельности Совета Представителей, права и обязанности членов Совета.
<Object: word/embeddings/______Microsoft_PowerPoint3.sldx>
Совет Представителей ведёт учёт успеваемости и посещаемости, проводит еженедельные и тематические линейки.
Участвует в КТД, творческих мероприятиях, организует выпуск газет и поздравительных открыток.
Во всех классных коллективах, а также на общешкольном уровне созданы различные структуры органов самоуправления, работа с ними осуществляется постоянно.
В школе действует детское объединение «Дружба», которое объединяет общей идеей и делами учащихся 1 – 9 класса.
Деятельность организации осуществляется по следующим направлениям:
«Я - гражданин», «Молодёжь и защита Родины», «Память», «Дерево жизни», «Земля – мой дом».
Важнейшими результатами реализации Программы « Я - гражданин России» стала положительная динамика роста патриотизма, терпимости в отношениях, выражающихся в увеличении числа обучающихся, активно и сознательно участвующих в работе детского объединения «Дружба», делах и мероприятиях школы гражданско – патриотической направленности, отсутствии правонарушений среди учащихся. Анализ уровня воспитанности 2016/2017года показал, что 73,5% учащихся понимают, что такое Отчизна, чувствуют себя гражданами своей страны, 68,7% - осознают необходимость трудиться и соблюдать дисциплину, 50% учащихся чётко определяют понятие доброта и отзывчивость.
Немаловажное звено в воспитании патриотизма - это работа с родителями, поскольку семья, семейные ценности – то, что воспитывает ребёнка.
В 20015 - 2017 у. г. активизировалась роль родительской общественности. Родители детей являются активными участниками совместных мероприятий «Есть такая профессия – Родину защищать», акция «Бессмертный полк», операция «Памятник», «Помоги ветерану» (спонсоры, участники социологического опроса)
Но самым главным результатом патриотического воспитания и образования в ОУ является то, что 17 выпускников нашей школы связали свой профессиональный выбор с защитой Родины. Выпускники нашей школы служат в звании генерала, 4 выпускника имеют звание полковника, 6человек имеют звание подполковник военной службы, 5 человек имеют звание майора. И это только офицерские звания, а сколько ещё выпускников служат по контракту и в звании младшего воинского состава.
Воспитание патриотизма невозможно без осуществления сетевого взаимодействия. В рамках сетевого взаимодействия на базе СДК обучающиеся школы, участники клуба «Красная гвоздика» и кружка «Соловушка» ежегодно принимают участие в тематическом концерте «Вам, сыны Отечества». Традиционный обрядовый праздник «С праздником широкой масленицы» с играми, конкурсами, сожжением Чучела Зимы, с участием обучающиеся 1,2,3,4,5,6,7,9, классов нашей школы проводится во время весенних каникул. Дети знакомятся с традициями и обычаями русского народа, с разнообразием русского фольклора.
Школьники посещают кружок театрального искусства при ДК «Арлекин», являются участниками библиотечных уроков на базе модельной библиотеки с. Большое Жирово.
Социальные партнёры школы –это администрация Б-Жировскийс/совет, Хотемльской с/с, Большежировский ФАП, сельский Дом культуры, сельская модельная библиотека.
Социальные партнёры
Все структуры тесно сотрудничают с нашей школой.
Невозможно в современных условиях осуществлять воспитание без использования инновационных технологий:
Шоу-технологии
Интерактивные технологии
Проектные технологии (в т.ч. технология социальных проектов «От экологии природы к экологии души», «Канин лес – природное наследие», «Моя мама – лучше всех», «Красное знамя Победы», «Его имя носит наша школа»
Деятельность школы воспитанию патриотизма невозможно вместить во временные рамки. Она проводится школой постоянно, на каждом уроке, на каждом мероприятии. Результаты этой работы говорят сами за себя – достижения обучающихся в соревнованиях и конкурсах.
Результативность воспитательной работы школы
года
2015-2016г
2016-2017г
места
I
II
III
грамоты
I
II
III
грамоты
Участие в районных мероприятиях
2
2
0
7
4
3
4
5
Участие в областных мероприятиях
4
2
1
2
1
1
Участие во всероссийских мероприятиях
-
-
-
1
«Международная художественная выставка «Золотые руки»
1
«Международный конкурс дизайнеров «Сарафан»
4
Международный конкурс дизайнеров «Сарафан», «Золотые руки»
Общее кол-во мероприятий
2015-2016г
2016-2017г
Районного уровня
11
16
Областного уровня
9
2
Всероссийского уровня
-
6
Общее кол-во наград
20
24
Модель гражданско-патриотического воспитания в МКОУ «Большежировская СОШ» позволяет достичь основного планируемого результата – достижения модели выпускника, жизнеспособной личности с активной гражданской позицией, обладающей социально ценностными нравственными качествами с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Об этом говорят результаты участия обучающихся в конкурсах и соревнованиях на муниципальном и региональном уровне. Другим важным результатом реализации модели станет изменение личности педагога. Его деятельность приведет к формированию новых ценностей, осознанию необходимости взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса на основе равноправного партнерства, изменению им видов, форм, подходов, содержания педагогической деятельности, личной заинтересованности в ее результатах.
Каждый педагог умело создаст необходимые условия для реализации учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления, также будет способствовать развитию и углублению знаний об истории и культуре родного края.
Литература:
Г.С.Семёнов «Программа Гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи» с.3, 6, 30.
Н.Е.Щуркова «Профессиональное мастерство классного руководителя» 2007г. с.36, 38.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях.
[Текст]
/ Г.Г. Николаев
– Екатеринбург: Изд-во Урал. У
н-та, 2004. – 134 с.