В пояснительной записке к статье указывается, что в условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика даёт возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме.
В статье раскрывается цель работы над проектом, основные принципы работы такие, как вариативность, решение проблемы, когнитивный подход к грамматике, заинтересованность, адаптация заданий и личностный фактор
В статье также рассматриваются требования к работе над проектом, и критерии оценивания проектных работ обучающихся
Система работы по применению проектных технологий
Пояснительная записка
В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика даёт возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме.
В ФГОС под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Цель работы: организовать проектную деятельность, как одну из форм реализации деятельностного подхода в обучении согласно требованиям ФГОС.
Основные принципы работы:
1. Вариативность. Проектные работы могут быть выполнены в индивидуальной, парной или групповой форме. Они могут быть представлены описаниями, диалогами, в форме стенгазеты, плакатов, брошюр, журналов, писем и т.д.;
2. Решение проблемы. Если мы ставим перед ребятами проблему, они стараются ее решить. Решая ее, они думают, а, думая, учатся. А если это происходит на уроках иностранного языка, то это хорошее осуществление процесса изучения языка;
3.Когнитивный подход к грамматике. Учитель помогает учащимся самим поработать над грамматическими структурами. Исчезает страх перед грамматикой.
4. Заинтересованность. Чтобы выполнение проектных работ не было для учеников обузой, только бы отделаться, очень важно заинтересовать учащихся темой, дать дополнительный, познавательный материал. На уроках в процессе обучения можно включать игры, шутки, выслушивать интересные факты от учащихся (даже, если они на русском языке);
5. Личностный фактор. В процессе подготовки проектных работ у ребят есть возможность рассказать о себе, о своей жизни, увлечениях, а может быть и о проблемах;
6. Адаптация заданий. Проектные работы должны соответствовать подготовленности и обученности детей.
Требования к работе над проектом:
1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане
проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения;
2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
4) структурирование содержательной части проекта (с указаниемпоэтапных результатов и распределением ролей);
5) использование исследовательских методов: определение проблемы; выдвижение гипотезы их решения; оформление конечных результатов.
Этапы работы над проектом:
Организационный этап
Реализация проекта
Презентация
Подведение итогов проектной работы
Очень важно помнить, что каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Первый этап - это начальный этап работы, на котором очень важно сформулировать тему, цель проекта, определить временные рамки, продумать материалы и источники, которые могли бы использовать учащиеся, составить план проекта, выбрать оптимальную форму презентации результатов, сформировать группы, распределить обязанности, учитывая особенности учащихся, продумать критерии оценивания.
Второй этап - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом, т.к. на этом этапе происходит сбор информации и взаимодействие учителя и ученика, а также учеников – участников проекты между собой, роль учителя здесь очень велика, он - наставник и в то же время, осуществляет контроль правильности употребления языковых единиц, грамматических явлений и структур.
Третий этап - это демонстрация результатов деятельности по проекту, представление его одноклассникам и учителю, защита и обсуждение проекта.
Виды конечного продукта могут быть разнообразны: схемы, буклеты, альбомы, плакаты, выпуски газеты, устная или письменная презентации, карты, реклама.
Четвертый этап – контроль. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая предполагает обсуждение готовых проектов и оценивание их по заранее разработанным критериям.
Примерные критерии оценки проекта (коллаж)
№ п\п
Критерии оценки
Баллы
1.
Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):
Формат
Название
Автор
Наличие картинки (рисунка)
Аккуратность
2.
Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):
Соответствие теме проекта
Наличие оригинальных находок
Полнота
Логичное изложение материала
3.
Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):
Фонетическая правильность речи
Грамматическая правильность речи
Лексическая правильность речи
Степень владения материалом
Эмоциональность в представлении
Итого:
12-14баллов– “5”
9-11баллов– “4”
6-8 баллов – “3”
Итоговая отметка:
Критерии оценки мультимедийных проектов (презентации)
№ п\п
Критерии оценки
Баллы
1.
Критерии оценки презентации (5 баллов):
Объем презентации (5 слайдов)
Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)
Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)
Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)
Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов)
2.
Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):
Соответствие между темой и содержанием
Актуальность, новизна
Информативная насыщенность проекта
Наличие оригинальных находок, собственных суждений
Логичное изложение материала
3.
Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):
Точное следование регламенту (2-3 мин.)
Языковая правильность речи
Степень владения материалом
(
без опоры, с опорой)
Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)
Самостоятельное управление слайдами презентации
Итого:
13-15 баллов – “5”
10-12 баллов – “4”
7-9 баллов – “3” Итоговая отметка:
После оценивания работ учащихся, проекты (рисунки, коллажи, рекламы, карты…) расположены в классе несколько дней. Ребята с удовольствием рассматривают их, угадывают героев, читают, замечают свои недостатки.
Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективеРезультаты применения проектной технологииРазвитие навыков познавательной деятельностиВозможность самореализацииПолучение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимойинформацииПолучение навыков презентации себя и своей работы в различных формахРазвитие творческих способностейПовышение самооценки учащихсяПовышение мотивации учащихся в учебе