Система сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивной практики. Психолого-педагогическое сопровождение.
Система сопровождения обучающихся с ОВЗ
В условиях инклюзивной практики психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, обучающихся с условно нормативным развитием и их родителей, педагогов, участвующих в инклюзивной практике.
Задачами психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования будут:
в отношении обучающихся с ОВЗ
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;
создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;
оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;
организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося;
в отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
психологическое обеспечение образовательных программ;
в отношении семей обучающихся
систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;
повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
повышение уровня реабилитационной компетентности2 родителей обучающихся с ОВЗ;
оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
формирование психологической культуры;
в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике
повышение профессиональной компетентности;
формирование навыков командной работы;
формирование психологической культуры.
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности:
- диагностическое;
- профилактическое;
- консультативное;
- коррекционно-развивающее;
- поддерживающее;
- просветительское;
- образовательное.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются:
- приоритет интересов сопровождаемого;
- непрерывность сопровождения;
- целенаправленность сопровождения;
- систематичность сопровождения;
- гибкость сопровождения;
- комплексный подход к сопровождению;
- преемственность сопровождения на разных уровнях образования;
- принцип сетевого взаимодействия;
- рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.
Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить классный руководитель, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог и т.д. Но более эффективное использование психолого-педагогического сопровождения может быть осуществлено в условиях ПМПк. Важной составляющей организации сопровождения ребенка с проблемами в развитии и его родителей является психологическая поддержка образовательного процесса. Психологическая поддержка образовательного процесса – это целостная система деятельности специалистов психологов, ориентированная на поддержку эффективности деятельности участников образовательного процесса. Отсутствие четких представлений о содержании деятельности, о круге обязанностей специалистов в школе затрудняет построение продуманной, востребованной в образовательном пространстве школы системы психолого-педагогической работы.
Деятельность специалистов сопровождения может быть реализована в двух направлениях. Первое направление - профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе. Второе направление - актуальное: конкретная помощь специалистов, в том числе коррекционная, в преодолении трудностей в обучении. Решение вопросов, связанных с социально-личностным развитием обучающихся с ОВЗ, проходит в тесной взаимосвязи с семьей ребенка и коллективом сверстников. Сопровождение может быть реализовано на разных уровнях: в школьной среде (в учебной и внеучебной деятельности), вне школы (сетевое взаимодействие) (табл. 1).
Таблица 1.
Уровни сопровождения ребенка Этапы сопровождения
Уровни сопровождения ребенка
Учебная деятельность
Внеучебная деятельность
Сетевое взаимодействие
Первичная диагностика
Учитель, классный руководитель
Специалисты
Специалисты ЦПРиК и др. организаций
Анализ проблем
Специалисты
Разработка индивидуального образовательного маршрута
Учитель, специалисты сопровождения, родители
Специалисты сопровождения, родители
Специалисты сопровождения, родители
Коррекционная работа
Специалисты сопровождения
Оценка эффективности
Педагогический совет
ПМПк
ПМПК
Организационно-содержательные аспекты деятельности ПМПк по сопровождению обучающихся с ОВЗ
Проблема увеличения количества детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении специалистов разного профиля, ставит перед педагогическим сообществом задачу объединения с целью реализации эффективной коррекционно-педагогической работы, обучения, воспитания и социализации детей и подростков с ОВЗ в условиях многоуровневого междисциплинарного взаимодействия. Эта задача может быть решена посредством включения в образовательный процесс специалистов «помогающих профессий» в службы или консилиумы.
Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – это актуальная и практически значимая форма работы команды специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве, предполагающая, в том числе, сетевое взаимодействие.
Основной целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого–медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
В законодательном аспекте ПМПк образовательной организации действует на основе соответствующего инструктивного письма Министерства образования и науки Российской Федерации, в котором определена деятельность консилиума и необходимая документация. ПМПк организуется на базе образовательной организации и утверждается приказом руководителя, на которого, как правило, возлагается общее руководство. ПМПк тесно взаимодействует с вышестоящими структурными подразделениями, в том числе с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Традиционно в состав ПМПк входят заместитель руководителя образовательной организации, педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач (по согласованию с органами здравоохранения).
Деятельность консилиума представлена следующими направлениями:
- педагогическое направление деятельности;
- психолого-педагогическое направление деятельности;
- медико-педагогическое направление деятельности;
- социально-педагогическое направление деятельности.
Педагогическое направление деятельности консилиума определяет работу по формированию общей культуры личности, преодолению трудностей в обучении и адаптации ребенка с ОВЗ. Помимо этого данное направление находит свое отражение в разработке адаптированной образовательной программы.
В условиях психолого-педагогического направления деятельности консилиума осуществляется коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ по преодолению/коррекции нарушений в развитии, сохранению соматического здоровья, созданию условий для обеспечения раскрытия возможностей путем включения ребенка в успешную деятельность (профилактика дезадаптации).
Социально-педагогическое направление деятельности консилиума способствует максимально эффективной социализации ребенка с ОВЗ, повышению и развитию потенциальных возможностей в совместных видах деятельности со сверстниками и развитию взаимодействия с семьей.
Медико-педагогическое направление деятельности консилиума обеспечивает сохранение и развитие здоровья детей, а также профилактику перегрузок, формирование ресурсов и предусматривает реабилитационные, оздоровительные и профилактические мероприятия.
Реализация разных направлений деятельности ПМПк призваны обеспечить равные образовательные права (в соответствии с имеющимися возможностями) различных категорий детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Деятельность специалистов ПМПк образовательной организации позволяет разработать основные направления комплексной работы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ; определить содержание и систему взаимодействия в команде.
К деятельности ПМПк применимы два основных принципа организации командной работы специалистов ПМПК (А.Я. Юдилевич, 2002) – мультидисциплинарный и междисциплинарный.
Мультидисциплинарный принцип деятельности специалистов заключается в осуществлении комплексного подхода к оценке развития ребенка при равноправном учете данных всех специалистов ПМПк.
Междисциплинарный принцип предусматривает при оценке развития ребенка выработки согласованных коллегиальных решений и преломления мнения каждого из специалистов, в зависимости от мнения других членов ПМПк.
Все коллегиальные решения консилиума носят рекомендательный характер. Обследование ребенка осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) на проведение диагностической и коррекционной работы с ребенком. Протокол и заключение ПМПк подписывается председателем и всеми членами консилиума. В случае необходимости дополнительного обследования ребенка в лечебных учреждениях, ПМПК, копии заключений и рекомендаций специалистов ПМПк выдаются родителям (законным представителям). ПМПк назначает ведущего специалиста, который отслеживает своевременность и правильность оказания ребенку психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ее динамику и эффективность, выходит с инициативой заседаний ПМПк.
Изменение условий реализации индивидуального образовательного маршрута в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении, осуществляется по решению ПМПк и с согласия родителей.
В зависимости от существующих и потенциальных проблем обучающегося с ОВЗ определяется состав специалистов организации, усилия которых консолидируются и направляются на решение обозначенных вопросов и профилактику возникновения других. При сопровождении детей с ОВЗ в образовательной организации специалисты ПМПк должны осуществлять непрерывный процесс междисциплинарного взаимодействия в решении проблем ребенка и предоставлении ему соответствующей многопрофильной помощи.
Взаимодействие специалистов предполагает совместную деятельность по сопровождению участников образовательного процесса – детей, педагогов, родителей, направленную на решение задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации обучающихся; информирование и просвещение семей и педагогического коллектива.
Специалисты психолого-медико-педагогического консилиума как специалисты сопровождения в своей деятельности обязательно руководствуются рекомендациями психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), в которых отражается его психофизические особенности и основные рекомендации к определению вида учреждения; формы обучения; основных направлений коррекционно-развивающей работы с учетом структуры нарушения. С учетом этих рекомендаций разрабатывается и адаптированная образовательная программа для ребенка.
Программа коррекционной работы является обязательным компонентом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) и разрабатывается образовательным учреждением (в лице ПМПк) при организации обучения и воспитания в нем детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО, п. 19.81).
Программа коррекционной работы направлена на создание в образовательном учреждении системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Она может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Программа коррекционной работы в структуре АОП, разрабатываемая ПМПк, должна обеспечивать:
выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими ООП и их дальнейшую интеграцию в ОО;
реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых ОУ совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
Структура программы коррекционной работы включает:
1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования;
2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования; 3) система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования;
4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения, других образовательных учреждений и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
5) планируемые результаты коррекционной работы.
Система психолого-педагогического сопровождения включает себя коррекционную работу, реализующуюся во всех организационных формах деятельности образовательной организации:
- учебной (урочная и внеурочная)
- внеучебной (внеурочная деятельность и дополнительное образование)
Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения осуществляется:
- внутришкольный (взаимодействие педагогов и специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ в образовательном процессе);
- внешний (социальное партнёрство, профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами).
Помимо программы коррекционной работы в структуре АОП специалисты ПМПк участвуют в разработке индивидуальных учебных планов. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана образовательного учреждения. Индивидуальные учебные планы для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются в соответствии с адаптированными основными образовательными программами образовательного учреждения. Их реализация поддерживается специалистами психолого-педагогического сопровождения.
Одной из моделей психолого-медико-педагогическое сопровождения (специалисты сопровождения входят в состав ПМПк) является «модель командного взаимодействия, на основе которой реализуется моделирование программ комплексной помощи» (А.Д. Вильшанская, 2008). Модель командного взаимодействия предполагает наличие определенной иерархической структуры, представленной двумя уровнями – административным и содержательным, на каждом из которых присутствуют разные формы взаимодействия.
Цель административного уровня – определение необходимых специалистов, привлекаемых для решения проблемы и степени участия каждого из них в ее решении. На этом уровне определяется степень включенности специалиста в процесс реализации программы комплексной помощи учащемуся, которая предусматривает: сопровождение-наблюдение – это включенность специалиста, при которой он, участвуя в реализации программы комплексной помощи, осуществляет динамическое наблюдение за ребенком, разрабатывает рекомендации педагогу, родителям и другим специалистам, консультирует их; реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением-наблюдением – это включенность специалиста, при которой он в рамках программы комплексной помощи проводит занятия и обеспечивает организацию всего комплекса мероприятий, необходимых для эффективности коррекционного воздействия; кураторство – это включенность специалиста, при которой он консолидирует усилия других специалистов вокруг проблемы ребенка, осуществляет пролонгированное наблюдение за его динамикой.
Административный уровень включает в себя внутренний и внешний подуровни. Внутренний подуровень обеспечивает работу команды специалистов и ее комплексность. Внешний подуровень обеспечивает выход за рамки учреждения, привлечение дополнительных ресурсов для предоставления дополнительной специализированной помощи ребенку.
Цель содержательного уровня – определение путей помощи учащемуся и его семье в решении проблемы, составление и реализация программы комплексной помощи специалистов. Содержательный уровень включает прогностический и исполнительский подуровни. Прогностический подуровень определяет планирование работы команды специалистов по построению программ коррекционно-развивающих занятий. Исполнительский подуровень предусматривает реализацию этой комплексной программы занятий.
Таким образом, административный уровень, являясь базовым, организационно обеспечивает работу специалистов на содержательном уровне. С содержательного уровня поступают запросы разного плана в административный, которые формируют необходимые организационные формы решения проблемы, варьируя работу специалистов внутри этого уровня. В свою очередь запрос, поступивший с содержательного уровня и рассмотренный на административном, возвращается к исполнению с корректирующими изменениями.
Формы взаимодействия специалистов административного уровня: заседания ПМПк, расширенные заседании ПМПк; малые совещания; взаимное консультирование; супервизия. Формы взаимодействия специалистов содержательного уровня: комплексный сбор данных о ребенке; многоуровневая диагностика со сведением результатов; совместное проведение диагностики; этапная комплексная диагностика; сопоставительный анализ динамики результатов сопровождения командой, составление индивидуальных комплексных программ коррекционно-развивающих занятий, их реализация, корректировка, выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям; индивидуальное консультирование педагогов и родителей; индивидуальное консультирование родителей группой специалистов; индивидуальные консультации курирующего специалиста; консультирование командой специалистов участников образовательного процесса; выступление на педсоветах, методических объединениях и другое.
Таким образом, представлена модель взаимодействия специалистов, которая включает выделенные уровни и формы взаимодействия. Работа специалистов на взаимосвязанных административном и содержательном уровнях определяет моделирование программы комплексной помощи. В работе с ребенком в зависимости от его индивидуальных особенностей, степени и характера нарушения выделяются следующие уровни сопровождения, которые соответствуют степени включенности специалистов. Это сопровождение командой в форме наблюдения – отслеживание динамики развития, разработка рекомендаций, консультирование педагогов и родителей группой специалистов. Сопровождение командой с проведением коррекционно-развивающих занятий специалистами – сопровождение командой с проведением индивидуальных или групповых коррекционных занятий одного специалиста; реализация комплексных программ коррекционно-развивающих занятий двумя-тремя специалистами с сопровождением-наблюдением. Моделирование программ комплексной помощи – это процесс определения проблемы ребенка и путей ее решения; он предполагает выявление круга проблем и конкретного содержания всей работы с учащимся, а также устанавливает степень включенности и взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок.
Моделирование программ комплексной помощи предполагает соблюдение определенной структуры построения программ.
В соответствии с этим в программе выделяются:
1 блок – организационный,
2 блок – содержательный.
Организационный блок описывает совместные мероприятия специалистов, степень их включенности и участия в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов. Содержательный блок включает описание проблем ребенка, общие рекомендации участникам сопровождения, содержание коррекционной работы, определяет иерархию решаемых задач. В организации работы с учащимися, нуждающимися в комплексной помощи, также выделены этапы ее построения и определены формы взаимодействия специалистов на каждом этапе. По мнению разработчиков, данная модель может служить основой реализации комплексного подхода к содержанию и организационно-методическому обеспечению сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
Таким образом, эффективность работы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве достигается посредством междисциплинарного взаимодействия команды специалистов ПМПк.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ в инклюзивной среде
Психолого-педагогическое сопровождение семьи является динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность педагогов, специалистов «помогающих профессий», направленную на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, на оптимизацию социально-психологических аспектов образа жизни семьи, на улучшение психологического здоровья семьи и пр.
Формы работы с родителями могут носить теоретический или практический характер и быть различными: индивидуальными (беседа, психолого-педагогическое консультирование, рекомендации и просвещение; наблюдение и/или включение родителей в проведение занятий с ребенком и др.) и групповыми (лекции, семинары, игровые тренинги, проведение праздников и утренников с детьми, круглые столы, родительские конференции, просмотр и анализ видеоматериалов и др.).
Консультативная деятельность специалистов направлена на активную пропаганду педагогических и психологических знаний и культуры здоровья среди родителей, разработку рекомендаций по организации воспитания ребенка в семье и конструктивным способам взаимодействием в системе родитель-ребёнок.
Именно характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа "Я" в детском возрасте, позицию ребенка по отношению к миру. В семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.
В консультативно-психологической помощи семье условно выделяют несколько моделей, из которых основными являются следующие.
А. Педагогическая модель: недостаточная педагогическая компетентность родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании ребенка. Консультант анализирует ситуацию, жалобы родителей и вместе с ними вырабатывает программу воспитательных мероприятий.
Б. Диагностическая модель: основана на гипотезе о недостатке информации о ребенке у родителей и предполагает оказание помощи в виде диагностического заключения, которое поможет им принять верные организационные решения (направить в соответствующую школу, клинику и т.п.).
В. Психологическая (психотерапевтическая) модель.
Превалирование той или иной модели зависит от конкретной задачи консультирования.
Основные задачи:
помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;
помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;
информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития;
помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;
обучение методикам коррекционной работы;
помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях (неадекватное поведение ребенка в общественных местах, косые взгляды окружающих и т.п.).
помощь в принятии решения о том, отдать ли ребенка в специальное учреждение или воспитывать в семье.
Такие методы изучения семьи как анкетирование, беседа с родителями, наблюдение за поведением близких взрослых в ходе психолого-педагогического обследования ребенка помогает выявить родительские позиции по отношении к ребенку и способы взаимодействия с ним; а обучение родителей эффективным приемам взаимодействия с ребенком и снабжение их необходимыми знаниями. Умениями и навыками способствует активизации их родительского потенциала.
Направления воспитательной работы школы с семьями учащихся:
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей, обеспечение их теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками коррекции отклонений развития ребёнка с ОВЗ;
- нормализация детско-родительских отношений;
- поддержка и повышение социального статуса семей;
- профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
В основе взаимодействия семьи и коллектива школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и терпения по отношению друг к другу.
Основные направления сотрудничества с родителями
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские конференции; собрания; консультации и др.)
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
(родительский комитет; открытые уроки и внеклассные мероприятия; дни открытых дверей; дни творчества детей; внеклассная работа и субботники и др.)
Формы взаимодействия школы и семьи:
1. Индивидуальные:
- приглашение родителей в школу,
- посещение семьи на дому,
- индивидуальные консультации,
- дистанционное общение (переписка, виртуальные кабинеты для родителей),
- анкетирование.
2. Групповые и коллективные
- лекции и консультации для родителей,
- конференции, родительские чтения,
- открытые уроки,
- практикумы, тренинги,
- детские мероприятия и родительские вечера,
- выставки творческих работ, концерты,
- родительские собрания,
- родительские ринги,
- дни открытых дверей.