Тема: «Сказочная экология, как метод формирования социально-нравственной культуры учащихся на занятиях детского театрального объединения.
Цель:
Мотивация воспитанников на изучение театральной деятельности, а также формирование умения выявлять социально – экологический познавательный аспект в информационном пространстве, посредством интеллектуально-развивающих игр.
Задачи:
Сформированность нравственной составляющей социально-активного человека.
Привитие интереса к чтению литературных произведений;
Развитие гуманного отношения к природе;
Повышение общего уровня эрудированности;
Экологическая направленность процесса обучения подразумевает формирование ответственного отношения к окружающей среде. А для этого учащиеся обретают готовность к сотрудничеству, к совместной созидательной деятельности.
Мы живём в эпоху информационной цивилизации, что требует постоянного самосовершенствования человека, развития его творческих и социальных навыков.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и общественно - познавательной уникальностью.А театральные занятия открывают перспективы для выстраивания креативных, межличностных отношений. Дают возможность попробовать себя в разных ролях и самим придумать героев и истории, в которых они будут действовать. Сценическая площадка не ограничивает свободного обращения со временем и пространством. А экологический аспект позволяет не только изменять сюжетные линии, но и утверждать правила совместного сосуществования во времени, в окружающей среде, в коллективе, микро группе.
Таким образом, актуальность рассмотрения темы «Сказочная экология, как метод формирования социально-нравственной культуры на занятиях театрального объединения» определяется важностью формирования познавательной компетенции, расширению кругозора, обогащению словарного запаса, активной социализации личности и наличием увлекательных возможностей развивающего, обучающего постановочного репертуара.
Областной центр экологии краеведения и туризма.
Доклад на тему:
Сказочная экология, как метод формирования
социально-нравственной культуры учащихся на
занятиях детского театрального объединения.
ВЫПОЛНИЛА СЫЧЁВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВ 2020
Тема: Сказочная экология, как метод формирования социально-нравственной культуры учащихся на занятиях детского театрального объединения.
Цель:
Мотивация воспитанников на изучение театральной деятельности, а также формирование умения выявлять социально – экологический познавательный аспект в информационном пространстве, посредством интеллектуальных-развивающих игр.
Задачи:
Сформированность нравственной составляющей социально-активного человека.
Привитие интереса к чтению литературных произведений;
Развитие гуманного отношения к природе;
Повышение общего уровня эрудированности;
Экологическая направленность процесса обучения подразумевает формирование ответственного отношения к окружающей среде. А для этого учащиеся обретают готовность к сотрудничеству, способность к созидательной деятельности.
Мы живём в эпоху информационной цивилизации, что требует постоянного самосовершенствования человека, развития его творческих и социальных навыков.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и общественно - познавательной уникальностью.
А театральные занятия открывают перспективы для выстраивания креативных, межличностных отношений. Дают возможность попробовать себя в разных ролях и самим придумать героев и истории, в которых они будут действовать. Сценическая площадка не ограничивает свободного обращения со временем и пространством. А экологический аспект позволяет не только изменять сюжетные линии, но и утверждать правила совместного сосуществования во времени, в окружающей среде, в коллективе, микро группе.
Таким образом, актуальность рассмотрения темы Сказочная экология, как метод формирования социально-нравственной культуры на занятиях театрального объединения определяется важностью формирования познавательной компетенции, расширению кругозора, обогащению словарного запаса, активной социализации личности и наличием увлекательных возможностей развивающего, обучающего постановочного репертуара.
Новизна практической части работы:
В игровой активности инициируется желание творчески преобразовывать рабочее пространство. Учащиеся сами придумывают героя, создают последовательную цепочку событий, указывающую на первопричину изменившую ход вещей и, как следствие, окружающую его действительность.
Глава 1.Теоретические обоснования выбранной темы.
Игра, как особая форма общения в процессе театральной деятельности, представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у детей основных психологических процессов: (внимания, памяти, воображения, логического мышления, речи), являющимися основополагающими компонентами актерской деятельности.
Развивающий аспект - это важнейшая содержательная компонента культуры, представляющая собой исторически селектированные и аккумулированные в общественном сознании членов сообществ формы осуществления любой социально - значимой деятельности и взаимодействия людей.
Игры могут принимать различные формы, начиная от спортивных соревнований и заканчивая настольными и компьютерными играми.
Основная систематизация игр проходит обычно по их содержательному признаку (познавательные, музыкальные, деловые, спортивные, компьютерные ит.д.
По определению психологов, игра – непродуктивная и не направленная деятельность, не имеющая пространственно-временных границ.
Иное дело – игра театральная. Это осознанный творческий процесс, направленный на создание конечного творческого продукта, имеющего четкие пространственно-временные границы. В результате каждого занятия коллектив достигает определенного результата, закрепленного в художественном образе. Создание целостного образа на основе игрового действия, ролевой установки, в процессе коллективного творчества, организованного по законам искусства.
Не следует воспринимать детский театр как упрощенную модель взрослого театра. Детский театр – это совершенно иной мир. Если суть взрослого театра – это искусство, то детского – это развитие (или образование). Поэтому принципы построения и цели взрослого и детского театров – различны. Если цель взрослого театра – это качественная постановка, то детского – это качественный процесс подготовки, постановки и премьерный показ. Если во взрослом театре продуктом деятельности является спектакль, то в детском – участник спектакля внутри процесса подготовки и в премьерном показе.
Театральная деятельность и освоение театральных профессий в данном случае являются не целью, а средством – инструментом развития ребенка.
2. Практическое
применение Желание творчески преобразовывать рабочее пространство формируется в игровой плоскости. Учащиеся сами придумывают экологическую составляющую, в которой разворачивается действие персонажей, создают последовательную цепочку событий, указывающую на первопричину изменившую ход вещей и, как следствие, окружающую его действительность.
Преобразование экологической окружающей действительности – это сверх способности, которыми студийцы наделяют героев-волшебников, магов, чародеев.
Да и сами природные явления очеловечиваются, приобретая определённые черты, свойственные разным людям.
Так и происходит в настоящих сказочных фантастических историях. Избранные вмешиваются в привычное течение времени и меняют как окружающую, привычную среду, так и внешний вид персонажей. Часто нормальные условия обитания рушатся с целью проверить участников действия на соответствие должности положительных героев, побудить их к исправлению допущенных ошибок, т.е. Ещё раз пройти свою судьбу, но уже в ином обличье. Посмотреть на то, что ты делаешь со стороны.
Для этого главного героя намеренно переносят в другое географическое поле, где враждебными силами нарушается экологическое равновесие окружающей среды. Персонаж испытывается на прочность и огнём, и водой, и медными трубами, и богатством, и чужеродной враждебной средой. И только от совершенных поступков зависит, каким будет исход.
А начинается всё с ряда событий, несоответствующих облику персонажа, несущего добро.
В результате нарушается привычный ход вещей, эта ситуация усугубляется полной социальной изоляцией главного испытуемого и отсутствием привычной опоры: семьи, друзей, знакомых. Становятся экзаменаторами и экспертами даже домашние животные, наделённые полномочиями, выносящих вердикт несоответствия званию главного героя. Уже знакомая территория облагается заклинаниями и превращается в заколдованное место, с необычными, уникальными свойствами. Знакомые предметы вдруг становятся проводниками, ключами к другим , чужеродным пространствам: это может быть карта, найденная, среди старых вещей на чердаке, или книга, с волшебной 13 страницей, являющейся запороленым входом в другой мир. Дупло старого дерева, открывающее портал в Белогорье, Синегорье, Страну чудес, в Лес потерянного времени, в Зазеркалье, в Королевство Кривых зеркал. Или же герой попадает в страну, которую сам и создал цепочкой незавершённых дел. Да и история, как правило, начинается не в момент нарушения сказочно-экологического равновесия. А как отголосок неблаговидного поступка главного героя:
Например:
Не помог Иван пожилому человеку и превратился в медведя страшного, как произошло в сказке Морозко.
Не пригласили король с королевой на день рождения дочери старую фею и в результате - принцесса уснула на 100 лет - Спящая красавица.
Не впустил принц богатого замка старуху на ночлег, а старуха та ведьмой оказалась и был проклят принц - превратился в чудовище. Но это сказка с двойным испытанием. Попавший на территорию заколдованного дворца купец сорвал цветочек аленький. И вот вам стихийное бедствие: гром загремел, буря началась, тучи разверзлись. И пошло испытание, дающее возможность исправиться, для другого героя. И включился механизм формирования хорошей судьбы. И чем больше добрых дел совершает персонаж, тем быстрее вернётся к нему звание положительного героя и восстановится экологическое равновесие.
Глава 3
Выводы: если в процесс театральных занятий включать интеллектуально-развивающие игры, привлекая информацию из разных областей знаний: экологии, социологии, литературы - занятия не только будут очень интересными и динамичными, но и формирующими общую культуру индивидуальной манеры актёрского исполнительства. В дальнейшем учащимся будет легче вживаться в новый образ. А вновь созданный сценический образ будет естественно и ярко действовать в самых необычных предлагаемых обстоятельствах. Таким образом, подтверждается возможность и необходимость использования игровых технологий для повышения общего уровня творческой и нравственной культуры, учащихся, совершенствования коммуникативных умений на занятиях театрального объединения.
1