Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Социализация детей с ОВЗ на уроках биологии". Работа №325291

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье- КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ рассмотрены пути для формирования успешной социализации обучающихся в школьном коллективе, и как следствие, повышение их самооценки. при использовании коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии, в результате чего у обучающихся наблюдается позитивная динамика в коммуникативном развитии и повышение уровня мотивационной сферы, интереса к предмету, речевой инициативы. Биология является одними из школьных предметов, которые дают возможность школьникам с ограниченными возможностями здоровья достаточно успешно социализироваться и адаптироваться в обществе, развить познавательный интерес к окружающей действительности. Роль биологии как учебного предмета имеет большое значение в социализации учащихся с ОВЗ. Для качественного образования и позитивной адаптации детей с ОВЗ, необходим особенный подход к преподаванию биологии, который требует практико-ориентированных методов.

Работа:

 

 

«КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

Степовая Татьяна Александровна,

Учитель биологии

МБОУ «Школа-интернат

 

 

«Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ».

С. Соловейчик.

 

Наша страна на сегодняшний день находится на пороге серьёзных социокультурных изменений, которые определяют актуальность разработки теоретических и методологических оснований введения инновационных программ и технологий, ориентированных на совершенствование процесса позитивной адаптации в социуме лиц с ограниченными возможностями здоровья. Позитивная Социальная адаптация предполагает активное участие самого школьника в формировании умении и навыков, необходимых для его реализации. Суть социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как саморазвитие, самореализация, интеграция и адаптация.

Ограничения в жизнедеятельности и социальной недостаточности ребенка с ограниченными возможностями здоровья не столько связаны с первичным (биологическим) неблагополучием, сколько с его «социальным вывихом» (метафора Л.С. Выготского). Поэтому задачи качественного образования и адаптации детей с ОВЗ должны формироваться в соответствии с образовательными потребностями ребенка, его индивидуальными особенностями. Приоритетной задачей современной школы является создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ. Перед педагогом, обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья, непременно возникает ряд проблем. А именно: - как обеспечить успешность каждого воспитанника в обучении; - как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его образовательной деятельности; - каким образом обеспечить не механическое усвоение знаний, а прежде всего приобретение каждым учеником социального опыта. Ключевой составляющей позитивной социализации детей с ОВЗ на уроках биологии является формирование у них базовых основ естественнонаучной картины мира. Основы естествоведческих знаний способствуют расширению познания окружающей действительности на доступном, для детей с ограниченными возможностями здоровья, уровне. Создают условия для понимания детьми этой категории норм здорового образа жизни. На сегодняшний день существует достаточное количество исследований в области педагогики которые подчеркивают роль естествоведческой подготовки в дальнейшем обучении учащихся с ОВЗ и акцентируют внимание на значении этих компетенций для продуктивной деятельности детей в различных сферах жизни. Имеются отдельные методические разработки по организации и содержанию уроков естественно-научного цикла, где подробно описываются приемы и методы обучения биологии, обучающихся с ОВЗ. Биология является одними из школьных предметов, которые дают возможность школьникам с ограниченными возможностями здоровья достаточно успешно социализироваться и адаптироваться в обществе, развить познавательный интерес к окружающей действительности. Роль биологии как учебного предмета имеет большое значение в социализации учащихся с ОВЗ. Для качественного образования и позитивной адаптации детей с ОВЗ, необходим особенный подход к преподаванию биологии, который требует практико-ориентированных методов.

Использование практических форм ведения урока способствует повышению мотивации к обучению и сознательному выбору профессии, связанной с биологическими знаниями. На основе знаний биологии базируются сельскохозяйственные профессии, лесное хозяйство, ландшафтный и садовый дизайн и т. д..

Для формирования качественных знаний по биологии на уроках мною используются разнообразные практические задания. Они направлены на формирование у обучающихся: культуры работы с различными источниками, навыков поиска и обработки информации, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности. Что в дальнейшем способствует успешной адаптации обучающихся, формирует в детях социальный интерес и развивает коммуникативные функции. Кроме этого, на каждом уроке, в ходе изучения любой темы важно использовать примеры из личного опыта, а также опыта учащихся.

Пример практических вопросов в школьном курсе биологии.

 

Раздел

Тема

Практические вопросы

Растения

Выращивание комнатных растений..

Как правильно ухаживать за растениями: пикировка, окучивание, полив, рыхление, внесение удобрений.

Животные.

Черви-паразиты. Человеческая аскарида. Острицы

Почему фрукты и овощи перед употреблением в пищу необходимо тщательно промыть водой?

Человек

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Почему нельзя долго играть в компьютерные игры? Почему нельзя читать лежа?

 

Условные рефлексы.

Зачем сервировать стол и украшать блюда?

 

Анализатор слуха и равновесия.

Почему при взлете и посадке самолета пассажирам предлагают леденцы?

 

В течении всего года школьники успешно занимаются исследовательской работой. Работают над исследовательскими проектами по темам: Закладка семян на прорастание, определение всхожести семян, подсчет частоты пульса при различных физических нагрузках, мы то, что мы едим.

Одновременно, в практической деятельности развивается не только познавательная, но и социальная сфера личности. Формируются и коммуникативные способности, и умения выразить свои мысли, а также формируется умение проводить позитивный диалог. Воспитывается чувство взаимопомощи, происходит самоутверждение личности ребёнка, что способствует в дальнейшем успешной позитивной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ.

Оптимальные условия для социализации на уроках биологии можно создать благодаря широкому исполнению меж предметных связей. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, ОБЖ, социально - бытовой ориентировкой.

Для качественного образования детей с ОВЗ и их социализации через уроки биологии необходимо использование большого количества игровых методов и форм. Все упражнения на уроке занимают минут 10 и направлены на совершенствование познавательных способностей детей с ОВЗБ а также являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления материала урока. На своих уроках я часто использую разнообразные игры-упражнения: викторины, кроссворды, чайнворды, ботаническое и зоологическое лото, шарады и т.д.

На развитие

концентрации и устойчивости внимания, памяти, формирование приемов учебной деятельности, повышение уровня развития логических

операций( анализа

, обобщения, систематизации)

я

использую упражнение на исключение лишнего.

Например : ИЗ предложенного  перечня органов, выбери те, которые являются лишними. Почему именно эти органы являются лишними?

Тема: Мочевыделительная система.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь, поджелудочная железа, мочеиспускательный канал.

Эти задания можно использовать при изучении разных курсов биологии.(5-9 класс.) В задании может быть использованы карточки задания с иллюстрациями или без них.

Для

коррекция

и развитие произвольного внимания, повышение уровня его концентрации, развитие долговременной памяти. Формирование приемов учебной деятельности, умения выполнять задания по устной инструкции учителя применяется упражнение в процессе

которого я

диктую три ряда слов, после диктовки каждого ряда ученики записывают столько слов сколько запомнили. Когда все записи сделаны, учащиеся подсчитывают слова в каждой колонке отдельно.

Тот

у кого больше слов читает их вслух. Лишние и дважды написанные вычеркиваются.

Например тема урока «строение цветка». Диктуемые слова-Соцветие, тычинка, лепесток, венчик, цветок, пестик, пыльца, цветоножка. Цветоложе.

Для коррекции и развития ассоциативного мышления можно использовать

упражнения

которые

направлены

на формирование способности устанавливать связи между элементами материала.

Например упражнение «Ассоциации».

Учитель предлагает несколько слов ( термины, названия объектов и др.), а ученики должны привести как можно больше ассоциаций , связанных с этим словом.

Тема : «Сельскохозяйственные растения».

 

                  слово

                                Ассоциации (примерные)

картофель

Клубень, пасленовые, урожай. осень, пюре, коричневый, крахмал.

Томаты

Сочный, круглый, красный. вкусный, теплица, пасленовые, помидор, кетчуп.

Пшеница

Хлеб, мука, злаки, колос, зерновка, твердая, мягкая.

капуста

Кочан, борщ, крестоцветные, кочерыга, белокочанная.

 

Для повышения уровня развития логических

операций( анализа

, обобщения, систематизации) и формирования словесно- логического  мышления, а так же развития и коррекция   умений  ориент

ироваться на систему признаков. Применяется упражнение «Раздели на группы».

Зачитывае

тся перечень

названий объектов или раздаются каточки с написанным перечнем или рисунками, ученик должен постараться разделить эти слова на группы. В перечне слов может быть 1,2 или 3 группы не больше, иначе ребенок может запутаться.

Например тема: Повторение курса «Человек»

Сердце, легкие, печень, вены, желудок, мочевой пузырь, почки, оптический микроскоп, электронный микроскоп, лупа..

Группы объектов:

Органы  и

системы органов.

увеличительные приборы

Подобные задания воспринимаются обучающимися как игра, они всегда выполняют их с удовольствием. Наблюдение за образовательным процессом доказывает, что данные задания, обучающиеся продуктивно выполняют даже в конце урока, когда их учебные возможности уже на исходе.

Использование на уроках биологии заданий, требующих выполнения схематического рисунка, значительно облегчает работу обучающимся, которым трудно словесно выразить свою мысль или свой ответ. Например, задание «Нарисуйте фантастическое животное, лучше всего приспособленное к жизни в воде», вызывает у обучающихся оживление, они не считают подобные задания сложными и воспринимают его, как игру. В результате, формируется важное умение - выявлять приспособления организмов к жизни в той или иной среде обитания.

Не мало важным аспектом при работе с детьми с ОВЗ остается создание ситуации успеха на уроках. Мною на уроках обучающимся предлагаются такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности и реализующие право ребенку исправить ошибку, незаметно для окружающих. Например, при работе с кроссвордом обучающийся сначала использовал карандаш, при обнаружении ошибки легко мог стереть надпись.

Для реализации качественного образования при работе с обучающимися имеющими ограниченные возможности здоровья необходимо постепенное усложнение учебного материала и подача его небольшими дозами. На каждом уроке задания усложняются постепенно. С начала введения обучающихся в курс предмета биология, задания выполняются учениками с помощью учебника, в дальнейшем обучающиеся способны выполнять задания опираясь на приобретённые ими знания. многократное, поэтапное, повторение, частое обращение к пройденному материалу. Задания на повторение необходимо применять на каждом этапе урока. Например, повторение материала изученного на уроке и ранее изученного на предыдущих уроках. Повторение изученного материала также проходит с помощью практических методов и приемов (кроссворды, мозаика, «дорожка знаний» и т.д.).

В учебниках биологии наблюдается усиление практической направленности учебного материала, с опорой на жизненный опыт обучающихся. Например, отвечая на такой вопрос «Рассмотрите рисунки. Расскажите о первой помощи при различных травмах», обучающиеся получают элементарные знания по оказанию первой помощи, которые впоследствии могут быть использованы в жизни. Выполняя задание «Рассмотрите рисунки. Объясните, в каком стакане семена прорастут?», обучающиеся не только усваивают теоретический материал об условиях прорастания семян, но и практически учатся их выращивать.

Результатом такой учебной деятельности стала более успешная социализация обучающихся в школьном коллективе, и как следствие, повышение их самооценки. При использовании коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии, через некоторое время у обучающихся наблюдается позитивная динамика в коммуникативном развитии и повышение уровня мотивационной сферы, интереса к предмету, речевой инициативы. Дети с удовольствием идут на урок, зная, что их ждет что-то интересное и увлекательное, а не простое заучивание нового материала. А это очень важно для качественного образования и позитивной социализации обучающихся с ОВЗ.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биология в школе, научно-методический журнал, М., «Школа-Пресс», №2, 1999 год..

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологи. М.: Народное образование, 1998. - 105с 3. Выготский Л.С. Избранные педагогические исследования. М., Изд-во АПН ССР.

3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., Педагогика.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006.

5. Никишов А.И., Теремов А.В. Использование опорных сигналов (рисуночного письма) в обучении // Биология в школе, научно-методический журнал, М., «Школа-Пресс», №4.

.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×