Социальная реабилитация -это комплекс мер. направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких -либо причин, общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик и свойств и возможностей субьекта. Потребность в социальной реабилитации -это универсальное социальное явление.Каждый социальный субьет, независимо от степени его социального благополучияна данный момент времени, на протяжение своей жизнедеятельности вынужден менять привычное окружение затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям.Все это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определенной социально -реабилитационной помощи. В процессе организации и осуществления деятельности по социальной реабилитации важно не только помочь человекуили группе людей. Необходимо предоставить им возможность активной жизнедеятельности, гарантировать определенный уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность.Именно этим и определяются цели и средства процесса социальной реабилитации.
Конечной и простой целью социальной реабилитации является развитие в человеке стремление к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влиянием среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного " Я".
Проблема положения детей в России относится к наиболее актуальным вопросам, так как возраст и социальная уязвимость детей обуславливают зависимое от взрослых состояние. Под влиянием социально-экономических процессов, происходивших в течение 90-х, начале 2000-х годов, положение детей в нашей стране претерпело значительные изменения и стало проблемой государственного масштаба. Несовершеннолетний оказывается подчас в криминальной среде, где действуют чуждые обществу требования, правила, традиции, ценности, асоциальные групповые нормы. В то же время, дети являются творческим, интеллектуальным и трудовым потенциалом страны и требуют ответственного отношения со стороны взрослых; продуманной системы мер, направленной на обеспечение их выживания и развития.
В Российской Федерации развита сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Одно из них – государственное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды», который был создан в 1994 году. Сейчас это благоустроенный городок, расположенный в санаторной зоне г. Владивостока, имеющий все возможности для оказания социальной помощи и реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Одним из структурных подразделений учреждения является отделение социальной реабилитации (стационарное). Целью создания этого отделения является:
- оказание социальной, медицинской, психолого-педагогической и правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- профилактика безнадзорности и правонарушений.
Состав детей, находящихся в отделении, неоднороден по возрасту, полу, приведшим их в это учреждение причинам. Но все они – дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, с искажёнными мировоззренческими установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Отделение стационара предназначено для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 лет и вся его деятельность нацелена на коррекцию и реабилитацию детей.
Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств. Наиболее эффективными методами и приёмами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Всё это используется в комплексе. Специалистами отделения проводится диагностическая, оздоровительная, коррекционная и реабилитационная работа, вовлечение детей и подростков в познавательную, трудовую, игровую, физкультурную и др. деятельность.
Помимо этого, за время реабилитации налаживаются межличностные отношения, внутрисемейные связи, создаётся благоприятный социальный фон дальнейшей жизни воспитанников. При невозможности восстановления семьи, ребёнку находится замещающая семья.
Задачи отделения многогранны: снять остроту психического напряжения, провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально -здоровой среде, разработать и реализовать индивидуальные программы социальной реабилитации, восстановить или компенсировать утраченные социальные связи, вернуть его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.
Отделение социальной реабилитации выполняет широкие социальные функции:
защитную, профилактическую, восстанавливающую, коррекционно-развивающую, оздоровительную, компенсаторную.
Значительная часть детей, находящихся в отделении, это социальные сироты.
Если ранжировать причины поступления детей в центр, то складывается следующая картина: 1-е место - лишение родительских прав; 2-е место - уклонение родителей от воспитания; 3-место - пребывание родителей в местах заключения; 4-е место - неспособность опекуна справиться со своими обязанностями; 5-е место - смерть родителей. Это позволяет судить о том горьком социально-психологическом опыте, который приобретают дети в собственной семье, о причинах утраты ребенком семейных связей. Подорваны связи детей и с другим важнейшим институтом социализации - школой. Искажения психического развития ребенка особенно ярко выражены у детей из кризисных и асоциальных семей в связи с большим "стажем" пребывания ребенка в неблагоприятной ситуации, увеличивающейся социально-педагогической запущенностью, накоплением не решаемых эмоциональных проблем, снижением познавательного интереса, формированием специфических черт личности. Лишенные ласки и заботы, подчас подвергаемые физическим страданиям и унижениям, эти дети нуждаются в участии и поддержке со стороны общества. Не находя этой поддержки, они вступают в жизнь надломленные, эмоционально недоразвитые или даже эмоционально искалеченные, с ненавистью и обидой на весь мир, сформированной отчужденностью от мира взрослых, неприятием норм и традиций общества, хорошей адаптированностью к условиям, в которые их поставила жизнь. Ребенок, из семьи с асоциальным образом жизни и асоциальными установками лишен положительного опыта семейной жизни, деформируется как в личностном, так и в индивидуальном развитии. Попадая сюда, многие ребята впервые видят светлые комнаты, чистые постели и заботливых воспитателей. Задача работников центра этого ребенка возвратить, дать ему образование, воспитание.
Воспитание таких детей работникам приюта дается непросто. Главное – достучаться до сердец, вовремя остановить трудного подростка, помочь ему разобраться в себе, не позволить встать на криминальный путь. Направляя процесс перестройки жизненных ориентаций и поведения подростков, очень важно расширить круг их представлений о социальной жизни, о гуманных взаимоотношениях людей, о подлинной красоте т.е показать, что жизненный опыт, накопленный ими в семье или сомнительной уличной компании, не исчерпывает всей полноты жизни. Общение воспитанника с людьми в отделении служит тому наглядным подтверждением. Ребенок, у которого снижена планка жизненных ценностей, должен убедиться в значимости новых для него ориентиров, носителями которых являются сотрудники центра. Ребенок способен оценить и широту кругозора, и любовь к своей профессии, и готовность понять чужие проблемы и прийти на помощь.